Лекция «Путеводитель по святым местам Рязанской области»
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Дорогие друзья, в рамках III Форума древних городов мы начинаем знакомство со святыми местами Рязанской области. В наших материалах мы будем знакомить вас с житиями святых Рязанского края, с особыми чудотворными местами, храмами, монастырями.
Святой источник Иоанна Богослова село Пощупово (Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово)
Любимый ученик Христа, святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия и книги Откровения, почил сном праведника на рубеже I—II веков в Эфесе (Малая Азия). В России этого святого особенно почитают на Рязанской земле, где уже в XIII веке был основан монастырь Святого Иоанна Богослова (село Пощупово). У подножия монастыря и сейчас бежит святой ручей. Его питают несколько родников. Книга «Русские монастыри» сообщает, что «вода из этого ручья и молитва святому Иоанну Богослову помогали людям избавиться от самых разнообразных хворей и недугов».
История обители приводит нас в Византию, в некий маленький городок, у ворот которого пас гусей мальчик по имени Гусарь. Часами глядел он на образ Иоанна Богослова, украшавший ворота, и просил Бога даровать ему искусство этот образ повторить. Молитва была услышана — сам Иоанн Богослов явился Гусарю и научил его. Икону эту впоследствии Иерусалимский патриарх прислал рязанскому князю. Так на левом берегу Оки появилось место, освященное именем любимого ученика Иисуса Христа, апостола любви, святого евангелиста Иоанна.
Если проследить древнюю и современную историю монастыря, мы увидим, что святой апостол в самом деле покровительствует этой обители. Когда зимой 1237 года по Рязанской земле прошли полчища Батыя и, по словам летописца, «отыде слава ея и не бы что в ней было ведати, токмо дым и земля и пепел», Иоанно-Богословский монастырь уцелел. Иноки были уверены, что своим спасением они обязаны святому Иоанну, и сделали соответствующую надпись на чудотворном образе.
Образ этот прославился и другими чудесами: он прекращал холеру в окрестных городах и сёлах в 1848 и 1892 годах, а в 1865 году остановил пожар в Пощупове. Возле него исцелились многие паломники. А однажды в селе Окаёмово напал на огороды зелёный червь. Он пожирал все — капусту, огурцы, репу. Принесли чудотворный образ Иоанна Богослова, стали служить молебен...
И зелёный червь прямо на глазах у молящихся превращался в бабочек, которые тучами летели в сторону Оки и гибли в воде.
Но особенно стал знаменит своими исцелениями святой ручей.
Чудеса исцелений от источника
Замечательный случай исцеления бесноватой расслабленной крестьянки произошел 21 мая 1872 года. О нем архимандрит Виталий докладывал Преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому следующее: "Рязанского уезда, села Кузьминского, князя Крапоткина временно-обязанного крестьянина Егора Полетаева дочь Анна Егорова, 22 лет, четыре года страдала расслаблением членов и с тем вместе, по признанию других, недугом беснования, потому что при звуке колокольного звона она тряслась, а при совершении Божественной литургии, особенно при чтении Евангелия и при пении Херувимской песни падала без сознания и кричала. Мая 20 дня 1872 года она - Анна - у себя дома легла отдохнуть, и вот видит во сне, будто она находится в Богословском монастыре, и по двору его несут чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сопровождаемый множеством народа, а за ним следовала старица с посохом в руках, которая подозвав её к себе и назвав по имени, говорит ей: «Анна, тебе ещё не полегчало?» и, получив отрицательный ответ, взяла её за руку и повела с монастырского двора по дороге к часовне, у которой находился источник, и зачерпнув из него воды, дала ей пить из корца, как будто стеклянного, и, умыв ей лицо, сказала: «Теперь ты будешь здорова, и благодари Бога; из этого источника если больные умываться и пить будут, будут здравы, и не только люди, но и скот».
Сказавши сие, старица повела Анну по тому же следу обратно в монастырь. Но тут видение кончилось, потому что больная Анна проснулась, и, почувствовав облегчение в болезни своей, немедленно рассказала это сновидение матери своей и родной тётке, ближним соседям и знакомым, а тётка сказала Анне: «Мы завтра с тобою пойдем в монастырь и испытаем».
На другой день 21 мая в воскресенье девица Анна отправилась с тёткою своею в монастырь Богословский, где отслушала Божественную литургию уже без страха и крика, а после литургии, вместе с тёткою, пошла искать тот источник, который она видела во сне, и сама без указания других нашла его, несмотря на то, что никогда не только не видала его, но даже не имела сведения о его существовании; испивши и умывшись его водою, она в то же время почувствовала себя совершенно здоровою.
О сем дивном исцелении своём, кроме бывших с нею в то время свидетелей - матери и тётки, она заявила и многим другим, а, наконец, возвратившись в монастырь, подробно рассказала настоятелю и братии как о видении во сне, так и о чудесном своём исцелении».
Спустя несколько дней на источнике исцелилась от головной боли и глухоты солдатка из г. Иванчина Ксения Акимова, гостившая в Окаёмове у своей родной сестры.
Священник села Дурного Пронского уезда Василий Иссопов заявил следующее: «В первой половине июля 1872 года полуторалетняя дочь моя Татьяна чудесно выздоровела от воды, принесённой мне прихода моего крестьянкою вдовою Варварою Трофимовой Соловьевой из Святого ручья. От продолжительного поноса, колотья в животе и бессонницы дочь моя представляла собою настоящий скелет, облечённый тончайшею кожицею. Больная требовала, чтобы нянчивший её ни на минуту не садился. Такое требование до того изнурило мать, что она, выбившись наконец из сил, сдала больную на мои руки. Сострадая малютке, я вспомнил про воду, принесенную мне из Святого ручья и, призвавши святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на помощь, взбрызнул ею больную. Больная мгновенно усыпает и спит всю ночь глубоким сном. На другой день тою же водою умыли её, и она, не более как часа через три, начала ползать, есть, пить и смеяться. Это обстоятельство поразило нас и всех, кому известно было жестоко-болезненное состояние нашей дочери, в настоящее время пользующейся полным здоровьем».
Очень часто родители приносили на источник своих младенцев, больных разными болезнями - грыжей, сыпью, различными глазными заболеваниями, купали их, омывали водой из Святого ручья, и в скором времени те исцелялись.
Особенно трогательный случай произошел в семье машиниста Рязанской железной дороги Ивана Трофимова. Вот как он сам его описывал: «В первых числах марта 1874 года жена моя Анастасия Петрова к вечеру почувствовала боль в левом боку, а поутру - кашель с коликами, а через сутки боль усилилась, сделался жар, бред и отступление рассудка». Из Коломны вызвали доктора. По свидетельству его болезнь оказалась опасною. При отъезде доктор сказал, чтобы больную напутствовать по долгу христианскому, и что он пришлет лекарства. Но лекарство не подействовало, а болезнь усиливалась и продолжалась целую неделю.
Когда врач земной не помогает, то нужно прибегать к Врачу душ и телес. Немедленно был приглашён приходской священник с причтом, и больная напутствована Святыми Тайнами по долгу христианскому, всё совершено, - только осталось одно - прочесть на исход души, но что же случилось?
11-летний старший сын больной матери говорит священнику смело, хотя со слезами: «Нет, не читайте!» Священник спрашивает: «Почему же, Митя, не читать?» Ответ: «А с кем мы будем жить?» Священник задумался. Сын обращается к отцу и говорит: «Папаша! Пусти меня с кем-нибудь в Богословский монастырь, я привезу из Св. ручья воды и напоим мамашу, и мамаша будет жива». Это было говорено с детской простотой. Священник, выслушав его объяснение, спросил: «А что, Митя, ты надеешься, что мать твоя встанет от этой воды, которую ты привезешь из Святого ручья?» Ответ Мити: «Да как же, я там в монастыре жил и учился, - видал, как купали больных, и таких видал, которых на руках тащат, купают и поят, и они все живы». Священник сказал: «Ну, Митя, ступай за водой» и, благословив больную, ушёл.
Затем немедленно было послано письмо в монастырь, где живёт отец болящей. В письме было написано так: что при смерти дочь твоя и желает повидаться с тобою, и просит отца привезти из Святого ручья воды. По приезде к больной, отец спросил подробно о болезни дочери и сколь давно больна. Я сказал, что 12 дней. "А что, пьёт и ест?" "Нет, ничего ни пьёт, ни ест".
В то время больная была в забытьи; когда открыла глаза, не признала отца, а долго смотрела на него; губы больной были потемнены, и вокруг глаз тоже, - видимый признак смерти. Но что тут делать? Привезена вода, а дать, не знаем как. Отец берет привезенную бутылку с водой, показывает ей и говорит: «Я привез тебе водицы, можешь ли пить?» Больная, увидавши бутылку, вдруг вспыхнула, заплакала и перекрестилась: «Ах! Чего я ожидала, дайте мне напиться!»
Детям было приказано стать на колени перед образом Божией Матери - молиться; старший сын заплакал, также дети посмышлёнее плакали; и дана была самая малость воды; минут через 10 дали ещё неполную рюмку воды; выпивши оную, больная сказала: «Желала бы лежать при Святом ручье и пить эту воду».
После сего (это было в 9 часу ночи) детей уложили спать, и в третий раз дана также неполная рюмка воды. По-видимому, больная ослабела и выступил пот: заметив оное, мы вышли в другую комнату, дали больной покой. Больная спит крепко, а пот усиливается. В 5 ч. утра больная открыла глаза и начала как бы искать, пощупала голову, на руки посмотрела, бок пощупала и всё что было около неё, все пересмотрела, повернула голову, на иконы, заплакала и перекрестилась, нас не замечая.
Отец закашлял; больная вдруг обратила взор к тому месту, откуда был голос. «Папинька, ты приехал?» - «Приехал дитя. Что, Настя, ты больна?» - «Да, всем больна была, кашлянуть было нельзя, колики были по всему телу, а особенно в левом боку». – «А что теперь чувствуешь?», -спрашивает отец. «Иван Трофимыч! Чем ты мне голову намочил?» - «Я ничем не мочил». Отец говорит: «Это пот, дитя; это тебя Царица Небесная исцеляет; я вчера приехал и привёз тебе из Святого ручья воды; ты три раза пила, и если желаешь, то вот тебе и лекарство, - пей, только помни Царицу Небесную - нашу Целительницу».
Через час был готов чай; больная сама встала и села на постели около подушек и выпила чашку чаю. Отец спросил: «Чего тебе хочется?» Больная говорит: «Малинового варенья». К вечеру она выпила две чашки с вареньем и белым хлебом; потом другую ночь - спала преспокойно: на ночь намочена была голова водою из Святого ручья, а на следующий день больная встала с кровати, разливала чай и угощала отца; и со слезами смотрела на икону Царицы Небесной, дала обет быть в Богословском монастыре и благодарить Царицу Небесную и святого Иоанна Богослова за исцеление, что и было исполнено ею 29 мая. Так по вере 11-летнего мальчика была спасена от смерти его мать.
Вот одно из современных свидетельств, записанное журналистом со слов Алексея Ивановича — учителя из города Скопина (Рязанская область).
«Я уже на тот свет приготовился. Вышел из больницы с направлением в Москву, на операцию. Врачи признали ишемическую болезнь, сердце совсем отказывалось служить. Пройдешь несколько шагов — грудь так и раздирает на части, дышать нечем. Ну, нитроглицерин под язык, постоишь, отдышишься — еще несколько шагов пройдешь... А ведь мне и сорока ещё не было. И вот, прежде чем ехать в Москву на операцию, жена привезла меня сюда, в монастырь. Она — верующая, к тому же родом из здешних мест. А случилось это семь лет назад, тут все в запустении было.
В монастырь мы не пошли, а прямо сюда, к Святому ручью. Тогда вместо колодца и купальни просто яма была, а вода в ней прозрачная, как слеза. Жена образок достала, я тоже шепчу. «Батюшка Иоанн Богослов, помогай!». Разделись мы догола, благо овраг глухой и людей никого. Жена зачерпывает ведро воды — и себе на голову, затем ещё ведро — и на меня — бух! И так до трёх раз. Я только рот открываю, как рыба, а сказать ничего не могу. Оделись быстро, перекрестились — и на дорогу. Жена спешит, чтобы на последний автобус не опоздать, я за ней топаю... И вдруг остановился да как заплачу. Она испугалась: «Лёша, что с тобой?» — «Как что, не видишь разве, я бегом за тобой бегу. И сердце не болит!» Вот так и помог мне святой Иоанн Богослов».
Подобных чудесных историй от паломников, толпами притекающих в Иоанно-Богословский монастырь, немало. Причём все они утверждают, что, кто побывает здесь один раз, обязательно приедет и в другой, и третий.
Святой источник явления иконы Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (с купелью) (Рязанская область, Шиловский район).
Святой источник явления иконы Святой Великомученицы Параскевы Пятницы вместе с купелью расположен в десяти километров от села Нармушадь в близи деревни Салаур. Известно, что несколько веков назад один крестьянин села Салауры, (что ныне в Шиловском районе, Рязанской области) проходя по лесу, увидел необыкновенный свет. Подойдя ближе, он разглядел в столпе чудесного света большую икону необыкновенной красоты. Это образ святой великомученицы Параскевы – Пятницы. Крестьянин сообщил о чудесной находке односельчанам и они с трепетом и благоговением, взяв образ, поместили его в сельский приходской храм. На утро иконы в церкви не оказалось, её нашли на месте чудесного явления. Крестьяне до трёх раз переносили святой образ в свою приходскую церковь, но каждый раз придя на утро, при нетронутых запорах иконы в храме не обнаруживали. Она чудесным образом оказывалась на месте своего явления, в котором забил святой родник, источник Божьей благодати. Наконец, уразумев во всем происшедшем промысел Божий, крестьяне соорудили на святом месте часовню и установили в ней чудесный образ.
В годы советской власти часовня была сожжена и чудотворная икона Великомученицы Параскевы – Пятницы утеряна, но остался родник, святой источник Божьей благодати. В настоящее время на святом источнике вновь выстроена часовня с купелью, написана и освещена храмовая икона Святой Великомученицы Параскевы – Пятницы с частицей её мощей.
Возрождение источника началось примерно 12 лет назад, с тех пор многим по вере их были дарованы здесь утешения и исцеления. Об этих чудесах свидетельствуют и народная молва, и записи на бревенчатых стенах купели. А каждую 10-ю пятницу после Пасхи (в престольный день в честь великомученицы Параскевы – Пятницы) местные жители с хоругвями и молитвами идут крестным ходом от Троицкой домовой церкви села Занино-Починки на святой источник. Родник исцеляет от различных заболеваний, особенно тех, что по женской части, помогает семьям завести детей.
Святой «слепой» источник Казанской иконы Божией Матери (Рязанская область, Шацкий район)
Еще его называют Казанский и Саровский. (якобы здесь останавливался Серафим Саровский). Слепым же он зовется по преданию, которое приведено ниже.
Бабурин А. Запись со слов местных жителей. Запись сделана 12 июня 2004 г.
Шла война 1812 года. Французские войска заняли Москву. Жители «третьего Рима» вместе с русской армией отступали по Рязанской дороге, прихватив с собой всё ценное, что можно было унести.
Одна из московских монахинь, по имени Миропия, уходя из Москвы, взяла с собой особо чтимую икону Богоматери, «Заступницу усердную» от всех бед и напастей. Когда путь монахини пролегал через леса в сторону Тамбова, то возница, подумав, что Миропия везёт много монастырских сокровищ, решил ограбить и убить монахиню.
Возок свернул с большой дороги и направился в лесные чащобы. Миропия, сообразив, что у возницы в голове созрел злой умысел, взяла икону, прижала её к груди и взмолилась:
- Заступница Божья Матерь, спаси и сохрани меня!
И вдруг она услышала голос, исходивший... от иконы:
- Не бойся, я твоя Заступница! Я спасу тебя.
И тут свершилось чудо - возница разом ослеп. Поняв, за что он понес такое наказание, злоумышленник раскаялся в своем замысле и слёзно взмолился перед святой иконой:
- Царица Небесная, прости...
Вновь прозрев, он доставил монахиню в Тамбов, в Вознесенский монастырь.
(В другом варианте этой легенды, после того как возница ослеп, он сказал об этом Миропии, которая даже и не подозревала о его злом умысле. Миропия спросила: «Как такое могло произойти?» - и, получив ответ раскаяния, сказала, что помолится за него перед иконой. После молитвы, как только к вознице вновь вернулось зрение, на месте события из-под земли забила вода. Отсюда и название источника - Слепой. - Бабурин А., запись со слов местных жителей, 12 июня 2004 года).
Однажды Миропия во сне услышала повеление Царицы Небесной принести икону в дар Вышенской пустыни (смотри п. Выша, Шацкий район). Сначала монахиня подумала, что ей почудилось. Но ночью она вновь услышала глас Богоматери:
- Передай икону в Вышенскую пустынь!
Повеление прозвучало ещё раз...
После третьего видения монахиня решилась, наконец, передать чудотворную икону в Вышинскую пустынь через посредство своего духовника-иеромонаха Тамбовского Казанского монастыря Филарета. Духовник Миропии вручил икону бывшему в это время в Тамбове протоиерею села Конобеево Дмитрию Афанасьевичу Конобеевскому, а тот 7 марта 1827 года доставил святыню в пустынь...
Весть о чудотворной силе иконы распространилась далеко за пределы Шацкого края. Верующие получали от неё исцеление. Кроме того, иногда по ночам, как утверждали насельники монастыря, был виден чудный свет, исходящий от иконы. Наплыв богомольцев в Вышинскую пустынь увеличился. Чудеса, совершаемые у иконы Пресвятой Богородицы, создавали ей ореол славы и сделали её сокровищем для православных всей Шацкой округи. Паломники из различных городов и весей приезжали сюда, чтобы поклониться вышенской реликвии, и приносили весомые пожертвования.
В 1848 году в Шацке свирепствовала холера. Тогда церковники решили провести крестный ход с чудотворной иконой - и шатчане поразительным образом избавились от холеры. С того времени икона не раз торжественно переносилась в Шацк, Тамбов, Козлов, Кирсанов, сопровождаемая огромными толпами богомольцев. И всюду икона несла избавление от всяких болезней...
Ежегодно 15 мая Вышинская икона проносилась в торжественном крестном ходе при громадном стечении богомольцев в Тамбов в память об избавлении этого города от холеры в 1841 году. Епархиальное начальство распределяло пожертвования, приносимые во время крестного хода, на различные нужды. Одна часть шла на духовные учебные центры, другая - на содержание священнослужителей кафедрального собора. Выделялись средства и на пропитание воспитанников Тамбовской семинарии и женского духовного училища, Шацкого духовного училища.
В 1862 году Святейший Синод разрешил жителям города Моршанска брать из Вышинской пустыни чудотворную икону Казанской Божьей Матери для крестного хода и служения перед нею молебнов по домам моршанцев в течение месяца. Жители Моршанска оказывали такую благодарность иконе за то, что дважды, в 1853 и 1859 годах, Казанская Божья Матерь избавляла город от холеры. Подобное разрешение последовало и для городов Тамбова и Кирсанова, также в память и благодарность за избавление жителей от холеры в 1871 году. С тех пор ежегодно 19 апреля Вышинская чудотворная икона отправлялась в путь по городам и весям Тамбовского края.
Когда самодержавие было свергнуто, священнослужители закопали святую икону в саду, поместив её в чемодан. Однако новые власти, очевидно, по чьему-нибудь наущению, икону нашли. Главное, что им было нужно, - оклад из червонного золота, который весил семь фунтов (около 3,3 килограмма). Драгоценный оклад сняли. А сама икона досталась одной пожилой монахине. Спустя некоторое время монахиня обещала передать икону в храм, но не торопилась выполнить обещанное. И тогда однажды ночью монахиня проснулась от страшного грохота. В священном ужасе она увидела, что со стен сорвались все иконы и попадали на пол. На стене осталась только одна икона - Вышинской Богоматери. Поняв, что это - Божье знамение, монахиня передала икону в Сергиевский храм, что в Эммануиловке...
Святой источник иконы Казанской Божией Матери в селе Собчаково (Рязанская область, Спасский район, с. Собчаково)
В последних числах мая 1888 года крестьянин с. Собчаково Мартын Хрисанович Семенов по найму копал канаву возле усадьбы крестьянина Мефодия Николаева, рядом с протекавшим ручьем. На глубине 1 метра обнаружил небольшую размером 5 сантиметров медную икону. Икона лежала на нескольких округлых камнях, очистив икону от налипшей земли он узнал Образ Казанской Божией Матери. Подняв камни Мартын Хрисанович с удивлением обнаружил, что из-под камней с силой забил родник и вскоре вода заполнила всю канаву. Он позвал хозяина усадьбы Мефодия Николаева, и они, не зная, как поступить с обретенной иконой, послали за настоятелем сельской Церкви священником Григорием Слободским. Отец Григорий отслужил молебен на месте обретения иконы. Образ поместили на стоящую рядом березу. Отец Григорий в тот же день сообщил о случившемся Благочинному 1-го Спасского округа священнику с. Сушки Алексею Лосеву.
Открывшийся источник был с очень вкусною, чистою и обильною водою. Как свидетельствовали многие очевидцы, в особенно жаркие, сухие летние дни над источником часто шёл дождь.
В последствии обретенную икону торжественно - Крестным ходом при большом многолюдстве - перенесли в алтарь церкви с. Собчаково, Святой источник обнесли срубом.
Церковный староста Николай Андреевич Губин с крестьянами Степаном Головиным и Иваном Кувшиновым подали прошение в Рязанскую Духовную Консисторию на имя Высокопреосвященного Феоктиста Архиепископа Рязанского и Зарайского, о разрешении обществу крестьян с. Собчаково на свои средства поставить часовню на месте обретения Образа Казанской Божией Матери. Но, к сожалению, из-за бюрократических проволочек и впоследствии потрясшей страну революции так и не удалось возвести часовню на месте чудесного обретения Образа.
Весть о чудесном событии быстро распространялась. И потёк людской поток не только из села Собчаково и окрестных деревень, приходили и приезжали страждущие из других уездов и губерний. Служили перед явленной иконой молебны, умывались водою из источника, и по молитвам нашей Матушки Заступницы рода Христианского больные получали исцеления, скорбящие - утешения, нуждающиеся - помощь.
По словам очевидцев - скорченные выпрямляются, слепые прозревают, хромые бегают, упорные застарелые болезни исчезают бесследно.
Вот несколько случаев, из большого числа, исцелений, помощи и вразумления.
Крестьянка с. Собчаково Анна Зуйкова, узнав о чудесном явлении, пришла посмотреть на обретенную икону. И, глядя на Лик, с пренебрежением сказала: - «Да она чёрная как чугун, и чего в ней хорошего». За что тут же была наказана Владычицею - страшной головной болью. Придя домой, она почувствовала онемение одной половины лица, на которой вскочил прыщ и отёк от него затянул ей глаз. От боли и полной потери сил Анна слегла и не могла подняться. Позвали Священника, которому она принесла покаяние в Богохульстве, после чего её умыли и дали испить воды из Св. источника. Сразу же она почувствовала облегчение, на следующий день Анна совершенно выздоровела.
Крестьянка д. Малые Гулынки Агрипина Назарова страдала воспалением глаз. Глаза вследствие отёка не открывались и мучили сильные рези. Её отвезли в с. Собчаково где она искупалась водою из источника, усердно молясь Богородице. Через три дня отёк спал и зрение восстановилось.
Житель с. Собчаково Иван Лазуткин 15 лет тяжко мучился расслаблением всего тела, поясница и ноги были покрыты незаживающими свищами. Он, с глубокой верою и призыванием Царицы Небесной, искупался водою из источника и в скором времени, к удивлению своей семьи, совершенно выздоровел.
Крестьянина д. Ухорское Михаила Преснякова разбил паралич и отказала левая сторона тела. Он слёг в постель и долгое время не мог подняться. Его жена принесла из источника бутыль с водою и искупала Михаила. По милости Божией Матери он не только полностью выздоровел, но и так быстро восстановился и окреп, что подрядился на тяжелую работу.
Дворянка села Бардакова Наталья Серова страдала болезнью ног, ноги так сильно опухали, что даже чулки не налезали, не могла сама передвигаться. Её отвезли в Собчаково, с верою к Божией Матери она отслужила молебен и омыла больные ноги водою из источника. Наталья быстро оправилась от болезни, и, по её словам: «Забыла как ноги болят».
Солдатка д. Ефремово Пронского уезда Пелагия Спиридонова 9 лет страдала ломотою костей и сильнейшим сердцебиением, вследствии чего не могла долго ходить и выполнять тяжёлую работу. После совершения молебна и умовения водою из источника с. Собчаково у неё открылось обильное кровотечение из гортани чёрной крови. На следующий день она совершенно выздоровела.
Вдова Евдокия Лазуткина из с. Собчаково рассказала, что её внук Семен в 5 месяцев уверенно стоял на ножках. Но потом его ножки ослабли и до 2-х летнего возраста он не только не мог стоять, но и ползал с трудом. Она отнесла Семена к Святому источнику, искупала его, и в тот же день он самостоятельно встал и, к радости родителей, начал ходить.
Крестьянка с. Гремяки Пронского уезда Матрона Липатова, 38-ми лет страдала 5 лет расслаблением всего тела, с большим трудом передвигалась. Решилась пешком сходить в с. Собчаково, с огромным трудом Матрона добралась до источника, помолилась и после умовения совершенно выздоровела.
Крестьянка села Троица Анисия Наместникова 10 лет была совершенно слепой, пешком с помощью провожатых пришла к Святому источнику. С твёрдою верою помолилась пред обретённым Образом Казанской Божией Матери, промыла глаза водою, и тот же миг прозрела. Упала на колени пред Святым Образом с благодарением о необыкновенной милости Заступницы.
Федор Терехов, крестьянин деревни Наумовская Рязанского уезда более 12 лет мучился от болей живота и поясницы, правая половина тела немела и ломила. Федор поехал в с. Собчаково, где с верою отслужил молебен Богородице и умылся водою из источника. По дороге домой он почувствовал облегчение, а, по возвращении, боли прошли и он выздоровел.
Множество страждущих людей приходили к Святому источнику, служили молебны пред обретённым Образом Казанской Божией Матери, купались в источнике. По вере своей и Милости БОЖИЕЙ люди получали исцеление и помощь.
По данным Государственного Архива Рязанской области
Лекция «Путеводитель по святым местам Рязанской области»
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Дорогие друзья, в рамках III Форума древних городов мы начинаем знакомство со святыми местами Рязанской области. В наших материалах мы будем знакомить вас с житиями святых Рязанского края, с особыми чудотворными местами, храмами, монастырями.
Святой источник Иоанна Богослова село Пощупово (Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово)
Любимый ученик Христа, святой апостол Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия и книги Откровения, почил сном праведника на рубеже I—II веков в Эфесе (Малая Азия). В России этого святого особенно почитают на Рязанской земле, где уже в XIII веке был основан монастырь Святого Иоанна Богослова (село Пощупово). У подножия монастыря и сейчас бежит святой ручей. Его питают несколько родников. Книга «Русские монастыри» сообщает, что «вода из этого ручья и молитва святому Иоанну Богослову помогали людям избавиться от самых разнообразных хворей и недугов».
История обители приводит нас в Византию, в некий маленький городок, у ворот которого пас гусей мальчик по имени Гусарь. Часами глядел он на образ Иоанна Богослова, украшавший ворота, и просил Бога даровать ему искусство этот образ повторить. Молитва была услышана — сам Иоанн Богослов явился Гусарю и научил его. Икону эту впоследствии Иерусалимский патриарх прислал рязанскому князю. Так на левом берегу Оки появилось место, освященное именем любимого ученика Иисуса Христа, апостола любви, святого евангелиста Иоанна.
Если проследить древнюю и современную историю монастыря, мы увидим, что святой апостол в самом деле покровительствует этой обители. Когда зимой 1237 года по Рязанской земле прошли полчища Батыя и, по словам летописца, «отыде слава ея и не бы что в ней было ведати, токмо дым и земля и пепел», Иоанно-Богословский монастырь уцелел. Иноки были уверены, что своим спасением они обязаны святому Иоанну, и сделали соответствующую надпись на чудотворном образе.
Образ этот прославился и другими чудесами: он прекращал холеру в окрестных городах и сёлах в 1848 и 1892 годах, а в 1865 году остановил пожар в Пощупове. Возле него исцелились многие паломники. А однажды в селе Окаёмово напал на огороды зелёный червь. Он пожирал все — капусту, огурцы, репу. Принесли чудотворный образ Иоанна Богослова, стали служить молебен...
И зелёный червь прямо на глазах у молящихся превращался в бабочек, которые тучами летели в сторону Оки и гибли в воде.
Но особенно стал знаменит своими исцелениями святой ручей.
Чудеса исцелений от источника
Замечательный случай исцеления бесноватой расслабленной крестьянки произошел 21 мая 1872 года. О нем архимандрит Виталий докладывал Преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому следующее: "Рязанского уезда, села Кузьминского, князя Крапоткина временно-обязанного крестьянина Егора Полетаева дочь Анна Егорова, 22 лет, четыре года страдала расслаблением членов и с тем вместе, по признанию других, недугом беснования, потому что при звуке колокольного звона она тряслась, а при совершении Божественной литургии, особенно при чтении Евангелия и при пении Херувимской песни падала без сознания и кричала. Мая 20 дня 1872 года она - Анна - у себя дома легла отдохнуть, и вот видит во сне, будто она находится в Богословском монастыре, и по двору его несут чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сопровождаемый множеством народа, а за ним следовала старица с посохом в руках, которая подозвав её к себе и назвав по имени, говорит ей: «Анна, тебе ещё не полегчало?» и, получив отрицательный ответ, взяла её за руку и повела с монастырского двора по дороге к часовне, у которой находился источник, и зачерпнув из него воды, дала ей пить из корца, как будто стеклянного, и, умыв ей лицо, сказала: «Теперь ты будешь здорова, и благодари Бога; из этого источника если больные умываться и пить будут, будут здравы, и не только люди, но и скот».
Сказавши сие, старица повела Анну по тому же следу обратно в монастырь. Но тут видение кончилось, потому что больная Анна проснулась, и, почувствовав облегчение в болезни своей, немедленно рассказала это сновидение матери своей и родной тётке, ближним соседям и знакомым, а тётка сказала Анне: «Мы завтра с тобою пойдем в монастырь и испытаем».
На другой день 21 мая в воскресенье девица Анна отправилась с тёткою своею в монастырь Богословский, где отслушала Божественную литургию уже без страха и крика, а после литургии, вместе с тёткою, пошла искать тот источник, который она видела во сне, и сама без указания других нашла его, несмотря на то, что никогда не только не видала его, но даже не имела сведения о его существовании; испивши и умывшись его водою, она в то же время почувствовала себя совершенно здоровою.
О сем дивном исцелении своём, кроме бывших с нею в то время свидетелей - матери и тётки, она заявила и многим другим, а, наконец, возвратившись в монастырь, подробно рассказала настоятелю и братии как о видении во сне, так и о чудесном своём исцелении».
Спустя несколько дней на источнике исцелилась от головной боли и глухоты солдатка из г. Иванчина Ксения Акимова, гостившая в Окаёмове у своей родной сестры.
Священник села Дурного Пронского уезда Василий Иссопов заявил следующее: «В первой половине июля 1872 года полуторалетняя дочь моя Татьяна чудесно выздоровела от воды, принесённой мне прихода моего крестьянкою вдовою Варварою Трофимовой Соловьевой из Святого ручья. От продолжительного поноса, колотья в животе и бессонницы дочь моя представляла собою настоящий скелет, облечённый тончайшею кожицею. Больная требовала, чтобы нянчивший её ни на минуту не садился. Такое требование до того изнурило мать, что она, выбившись наконец из сил, сдала больную на мои руки. Сострадая малютке, я вспомнил про воду, принесенную мне из Святого ручья и, призвавши святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на помощь, взбрызнул ею больную. Больная мгновенно усыпает и спит всю ночь глубоким сном. На другой день тою же водою умыли её, и она, не более как часа через три, начала ползать, есть, пить и смеяться. Это обстоятельство поразило нас и всех, кому известно было жестоко-болезненное состояние нашей дочери, в настоящее время пользующейся полным здоровьем».
Очень часто родители приносили на источник своих младенцев, больных разными болезнями - грыжей, сыпью, различными глазными заболеваниями, купали их, омывали водой из Святого ручья, и в скором времени те исцелялись.
Особенно трогательный случай произошел в семье машиниста Рязанской железной дороги Ивана Трофимова. Вот как он сам его описывал: «В первых числах марта 1874 года жена моя Анастасия Петрова к вечеру почувствовала боль в левом боку, а поутру - кашель с коликами, а через сутки боль усилилась, сделался жар, бред и отступление рассудка». Из Коломны вызвали доктора. По свидетельству его болезнь оказалась опасною. При отъезде доктор сказал, чтобы больную напутствовать по долгу христианскому, и что он пришлет лекарства. Но лекарство не подействовало, а болезнь усиливалась и продолжалась целую неделю.
Когда врач земной не помогает, то нужно прибегать к Врачу душ и телес. Немедленно был приглашён приходской священник с причтом, и больная напутствована Святыми Тайнами по долгу христианскому, всё совершено, - только осталось одно - прочесть на исход души, но что же случилось?
11-летний старший сын больной матери говорит священнику смело, хотя со слезами: «Нет, не читайте!» Священник спрашивает: «Почему же, Митя, не читать?» Ответ: «А с кем мы будем жить?» Священник задумался. Сын обращается к отцу и говорит: «Папаша! Пусти меня с кем-нибудь в Богословский монастырь, я привезу из Св. ручья воды и напоим мамашу, и мамаша будет жива». Это было говорено с детской простотой. Священник, выслушав его объяснение, спросил: «А что, Митя, ты надеешься, что мать твоя встанет от этой воды, которую ты привезешь из Святого ручья?» Ответ Мити: «Да как же, я там в монастыре жил и учился, - видал, как купали больных, и таких видал, которых на руках тащат, купают и поят, и они все живы». Священник сказал: «Ну, Митя, ступай за водой» и, благословив больную, ушёл.
Затем немедленно было послано письмо в монастырь, где живёт отец болящей. В письме было написано так: что при смерти дочь твоя и желает повидаться с тобою, и просит отца привезти из Святого ручья воды. По приезде к больной, отец спросил подробно о болезни дочери и сколь давно больна. Я сказал, что 12 дней. "А что, пьёт и ест?" "Нет, ничего ни пьёт, ни ест".
В то время больная была в забытьи; когда открыла глаза, не признала отца, а долго смотрела на него; губы больной были потемнены, и вокруг глаз тоже, - видимый признак смерти. Но что тут делать? Привезена вода, а дать, не знаем как. Отец берет привезенную бутылку с водой, показывает ей и говорит: «Я привез тебе водицы, можешь ли пить?» Больная, увидавши бутылку, вдруг вспыхнула, заплакала и перекрестилась: «Ах! Чего я ожидала, дайте мне напиться!»
Детям было приказано стать на колени перед образом Божией Матери - молиться; старший сын заплакал, также дети посмышлёнее плакали; и дана была самая малость воды; минут через 10 дали ещё неполную рюмку воды; выпивши оную, больная сказала: «Желала бы лежать при Святом ручье и пить эту воду».
После сего (это было в 9 часу ночи) детей уложили спать, и в третий раз дана также неполная рюмка воды. По-видимому, больная ослабела и выступил пот: заметив оное, мы вышли в другую комнату, дали больной покой. Больная спит крепко, а пот усиливается. В 5 ч. утра больная открыла глаза и начала как бы искать, пощупала голову, на руки посмотрела, бок пощупала и всё что было около неё, все пересмотрела, повернула голову, на иконы, заплакала и перекрестилась, нас не замечая.
Отец закашлял; больная вдруг обратила взор к тому месту, откуда был голос. «Папинька, ты приехал?» - «Приехал дитя. Что, Настя, ты больна?» - «Да, всем больна была, кашлянуть было нельзя, колики были по всему телу, а особенно в левом боку». – «А что теперь чувствуешь?», -спрашивает отец. «Иван Трофимыч! Чем ты мне голову намочил?» - «Я ничем не мочил». Отец говорит: «Это пот, дитя; это тебя Царица Небесная исцеляет; я вчера приехал и привёз тебе из Святого ручья воды; ты три раза пила, и если желаешь, то вот тебе и лекарство, - пей, только помни Царицу Небесную - нашу Целительницу».
Через час был готов чай; больная сама встала и села на постели около подушек и выпила чашку чаю. Отец спросил: «Чего тебе хочется?» Больная говорит: «Малинового варенья». К вечеру она выпила две чашки с вареньем и белым хлебом; потом другую ночь - спала преспокойно: на ночь намочена была голова водою из Святого ручья, а на следующий день больная встала с кровати, разливала чай и угощала отца; и со слезами смотрела на икону Царицы Небесной, дала обет быть в Богословском монастыре и благодарить Царицу Небесную и святого Иоанна Богослова за исцеление, что и было исполнено ею 29 мая. Так по вере 11-летнего мальчика была спасена от смерти его мать.
Вот одно из современных свидетельств, записанное журналистом со слов Алексея Ивановича — учителя из города Скопина (Рязанская область).
«Я уже на тот свет приготовился. Вышел из больницы с направлением в Москву, на операцию. Врачи признали ишемическую болезнь, сердце совсем отказывалось служить. Пройдешь несколько шагов — грудь так и раздирает на части, дышать нечем. Ну, нитроглицерин под язык, постоишь, отдышишься — еще несколько шагов пройдешь... А ведь мне и сорока ещё не было. И вот, прежде чем ехать в Москву на операцию, жена привезла меня сюда, в монастырь. Она — верующая, к тому же родом из здешних мест. А случилось это семь лет назад, тут все в запустении было.
В монастырь мы не пошли, а прямо сюда, к Святому ручью. Тогда вместо колодца и купальни просто яма была, а вода в ней прозрачная, как слеза. Жена образок достала, я тоже шепчу. «Батюшка Иоанн Богослов, помогай!». Разделись мы догола, благо овраг глухой и людей никого. Жена зачерпывает ведро воды — и себе на голову, затем ещё ведро — и на меня — бух! И так до трёх раз. Я только рот открываю, как рыба, а сказать ничего не могу. Оделись быстро, перекрестились — и на дорогу. Жена спешит, чтобы на последний автобус не опоздать, я за ней топаю... И вдруг остановился да как заплачу. Она испугалась: «Лёша, что с тобой?» — «Как что, не видишь разве, я бегом за тобой бегу. И сердце не болит!» Вот так и помог мне святой Иоанн Богослов».
Подобных чудесных историй от паломников, толпами притекающих в Иоанно-Богословский монастырь, немало. Причём все они утверждают, что, кто побывает здесь один раз, обязательно приедет и в другой, и третий.
Святой источник явления иконы Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (с купелью) (Рязанская область, Шиловский район).
Святой источник явления иконы Святой Великомученицы Параскевы Пятницы вместе с купелью расположен в десяти километров от села Нармушадь в близи деревни Салаур. Известно, что несколько веков назад один крестьянин села Салауры, (что ныне в Шиловском районе, Рязанской области) проходя по лесу, увидел необыкновенный свет. Подойдя ближе, он разглядел в столпе чудесного света большую икону необыкновенной красоты. Это образ святой великомученицы Параскевы – Пятницы. Крестьянин сообщил о чудесной находке односельчанам и они с трепетом и благоговением, взяв образ, поместили его в сельский приходской храм. На утро иконы в церкви не оказалось, её нашли на месте чудесного явления. Крестьяне до трёх раз переносили святой образ в свою приходскую церковь, но каждый раз придя на утро, при нетронутых запорах иконы в храме не обнаруживали. Она чудесным образом оказывалась на месте своего явления, в котором забил святой родник, источник Божьей благодати. Наконец, уразумев во всем происшедшем промысел Божий, крестьяне соорудили на святом месте часовню и установили в ней чудесный образ.
В годы советской власти часовня была сожжена и чудотворная икона Великомученицы Параскевы – Пятницы утеряна, но остался родник, святой источник Божьей благодати. В настоящее время на святом источнике вновь выстроена часовня с купелью, написана и освещена храмовая икона Святой Великомученицы Параскевы – Пятницы с частицей её мощей.
Возрождение источника началось примерно 12 лет назад, с тех пор многим по вере их были дарованы здесь утешения и исцеления. Об этих чудесах свидетельствуют и народная молва, и записи на бревенчатых стенах купели. А каждую 10-ю пятницу после Пасхи (в престольный день в честь великомученицы Параскевы – Пятницы) местные жители с хоругвями и молитвами идут крестным ходом от Троицкой домовой церкви села Занино-Починки на святой источник. Родник исцеляет от различных заболеваний, особенно тех, что по женской части, помогает семьям завести детей.
Святой «слепой» источник Казанской иконы Божией Матери (Рязанская область, Шацкий район)
Еще его называют Казанский и Саровский. (якобы здесь останавливался Серафим Саровский). Слепым же он зовется по преданию, которое приведено ниже.
Бабурин А. Запись со слов местных жителей. Запись сделана 12 июня 2004 г.
Шла война 1812 года. Французские войска заняли Москву. Жители «третьего Рима» вместе с русской армией отступали по Рязанской дороге, прихватив с собой всё ценное, что можно было унести.
Одна из московских монахинь, по имени Миропия, уходя из Москвы, взяла с собой особо чтимую икону Богоматери, «Заступницу усердную» от всех бед и напастей. Когда путь монахини пролегал через леса в сторону Тамбова, то возница, подумав, что Миропия везёт много монастырских сокровищ, решил ограбить и убить монахиню.
Возок свернул с большой дороги и направился в лесные чащобы. Миропия, сообразив, что у возницы в голове созрел злой умысел, взяла икону, прижала её к груди и взмолилась:
- Заступница Божья Матерь, спаси и сохрани меня!
И вдруг она услышала голос, исходивший... от иконы:
- Не бойся, я твоя Заступница! Я спасу тебя.
И тут свершилось чудо - возница разом ослеп. Поняв, за что он понес такое наказание, злоумышленник раскаялся в своем замысле и слёзно взмолился перед святой иконой:
- Царица Небесная, прости...
Вновь прозрев, он доставил монахиню в Тамбов, в Вознесенский монастырь.
(В другом варианте этой легенды, после того как возница ослеп, он сказал об этом Миропии, которая даже и не подозревала о его злом умысле. Миропия спросила: «Как такое могло произойти?» - и, получив ответ раскаяния, сказала, что помолится за него перед иконой. После молитвы, как только к вознице вновь вернулось зрение, на месте события из-под земли забила вода. Отсюда и название источника - Слепой. - Бабурин А., запись со слов местных жителей, 12 июня 2004 года).
Однажды Миропия во сне услышала повеление Царицы Небесной принести икону в дар Вышенской пустыни (смотри п. Выша, Шацкий район). Сначала монахиня подумала, что ей почудилось. Но ночью она вновь услышала глас Богоматери:
- Передай икону в Вышенскую пустынь!
Повеление прозвучало ещё раз...
После третьего видения монахиня решилась, наконец, передать чудотворную икону в Вышинскую пустынь через посредство своего духовника-иеромонаха Тамбовского Казанского монастыря Филарета. Духовник Миропии вручил икону бывшему в это время в Тамбове протоиерею села Конобеево Дмитрию Афанасьевичу Конобеевскому, а тот 7 марта 1827 года доставил святыню в пустынь...
Весть о чудотворной силе иконы распространилась далеко за пределы Шацкого края. Верующие получали от неё исцеление. Кроме того, иногда по ночам, как утверждали насельники монастыря, был виден чудный свет, исходящий от иконы. Наплыв богомольцев в Вышинскую пустынь увеличился. Чудеса, совершаемые у иконы Пресвятой Богородицы, создавали ей ореол славы и сделали её сокровищем для православных всей Шацкой округи. Паломники из различных городов и весей приезжали сюда, чтобы поклониться вышенской реликвии, и приносили весомые пожертвования.
В 1848 году в Шацке свирепствовала холера. Тогда церковники решили провести крестный ход с чудотворной иконой - и шатчане поразительным образом избавились от холеры. С того времени икона не раз торжественно переносилась в Шацк, Тамбов, Козлов, Кирсанов, сопровождаемая огромными толпами богомольцев. И всюду икона несла избавление от всяких болезней...
Ежегодно 15 мая Вышинская икона проносилась в торжественном крестном ходе при громадном стечении богомольцев в Тамбов в память об избавлении этого города от холеры в 1841 году. Епархиальное начальство распределяло пожертвования, приносимые во время крестного хода, на различные нужды. Одна часть шла на духовные учебные центры, другая - на содержание священнослужителей кафедрального собора. Выделялись средства и на пропитание воспитанников Тамбовской семинарии и женского духовного училища, Шацкого духовного училища.
В 1862 году Святейший Синод разрешил жителям города Моршанска брать из Вышинской пустыни чудотворную икону Казанской Божьей Матери для крестного хода и служения перед нею молебнов по домам моршанцев в течение месяца. Жители Моршанска оказывали такую благодарность иконе за то, что дважды, в 1853 и 1859 годах, Казанская Божья Матерь избавляла город от холеры. Подобное разрешение последовало и для городов Тамбова и Кирсанова, также в память и благодарность за избавление жителей от холеры в 1871 году. С тех пор ежегодно 19 апреля Вышинская чудотворная икона отправлялась в путь по городам и весям Тамбовского края.
Когда самодержавие было свергнуто, священнослужители закопали святую икону в саду, поместив её в чемодан. Однако новые власти, очевидно, по чьему-нибудь наущению, икону нашли. Главное, что им было нужно, - оклад из червонного золота, который весил семь фунтов (около 3,3 килограмма). Драгоценный оклад сняли. А сама икона досталась одной пожилой монахине. Спустя некоторое время монахиня обещала передать икону в храм, но не торопилась выполнить обещанное. И тогда однажды ночью монахиня проснулась от страшного грохота. В священном ужасе она увидела, что со стен сорвались все иконы и попадали на пол. На стене осталась только одна икона - Вышинской Богоматери. Поняв, что это - Божье знамение, монахиня передала икону в Сергиевский храм, что в Эммануиловке...
Святой источник иконы Казанской Божией Матери в селе Собчаково (Рязанская область, Спасский район, с. Собчаково)
В последних числах мая 1888 года крестьянин с. Собчаково Мартын Хрисанович Семенов по найму копал канаву возле усадьбы крестьянина Мефодия Николаева, рядом с протекавшим ручьем. На глубине 1 метра обнаружил небольшую размером 5 сантиметров медную икону. Икона лежала на нескольких округлых камнях, очистив икону от налипшей земли он узнал Образ Казанской Божией Матери. Подняв камни Мартын Хрисанович с удивлением обнаружил, что из-под камней с силой забил родник и вскоре вода заполнила всю канаву. Он позвал хозяина усадьбы Мефодия Николаева, и они, не зная, как поступить с обретенной иконой, послали за настоятелем сельской Церкви священником Григорием Слободским. Отец Григорий отслужил молебен на месте обретения иконы. Образ поместили на стоящую рядом березу. Отец Григорий в тот же день сообщил о случившемся Благочинному 1-го Спасского округа священнику с. Сушки Алексею Лосеву.
Открывшийся источник был с очень вкусною, чистою и обильною водою. Как свидетельствовали многие очевидцы, в особенно жаркие, сухие летние дни над источником часто шёл дождь.
В последствии обретенную икону торжественно - Крестным ходом при большом многолюдстве - перенесли в алтарь церкви с. Собчаково, Святой источник обнесли срубом.
Церковный староста Николай Андреевич Губин с крестьянами Степаном Головиным и Иваном Кувшиновым подали прошение в Рязанскую Духовную Консисторию на имя Высокопреосвященного Феоктиста Архиепископа Рязанского и Зарайского, о разрешении обществу крестьян с. Собчаково на свои средства поставить часовню на месте обретения Образа Казанской Божией Матери. Но, к сожалению, из-за бюрократических проволочек и впоследствии потрясшей страну революции так и не удалось возвести часовню на месте чудесного обретения Образа.
Весть о чудесном событии быстро распространялась. И потёк людской поток не только из села Собчаково и окрестных деревень, приходили и приезжали страждущие из других уездов и губерний. Служили перед явленной иконой молебны, умывались водою из источника, и по молитвам нашей Матушки Заступницы рода Христианского больные получали исцеления, скорбящие - утешения, нуждающиеся - помощь.
По словам очевидцев - скорченные выпрямляются, слепые прозревают, хромые бегают, упорные застарелые болезни исчезают бесследно.
Вот несколько случаев, из большого числа, исцелений, помощи и вразумления.
Крестьянка с. Собчаково Анна Зуйкова, узнав о чудесном явлении, пришла посмотреть на обретенную икону. И, глядя на Лик, с пренебрежением сказала: - «Да она чёрная как чугун, и чего в ней хорошего». За что тут же была наказана Владычицею - страшной головной болью. Придя домой, она почувствовала онемение одной половины лица, на которой вскочил прыщ и отёк от него затянул ей глаз. От боли и полной потери сил Анна слегла и не могла подняться. Позвали Священника, которому она принесла покаяние в Богохульстве, после чего её умыли и дали испить воды из Св. источника. Сразу же она почувствовала облегчение, на следующий день Анна совершенно выздоровела.
Крестьянка д. Малые Гулынки Агрипина Назарова страдала воспалением глаз. Глаза вследствие отёка не открывались и мучили сильные рези. Её отвезли в с. Собчаково где она искупалась водою из источника, усердно молясь Богородице. Через три дня отёк спал и зрение восстановилось.
Житель с. Собчаково Иван Лазуткин 15 лет тяжко мучился расслаблением всего тела, поясница и ноги были покрыты незаживающими свищами. Он, с глубокой верою и призыванием Царицы Небесной, искупался водою из источника и в скором времени, к удивлению своей семьи, совершенно выздоровел.
Крестьянина д. Ухорское Михаила Преснякова разбил паралич и отказала левая сторона тела. Он слёг в постель и долгое время не мог подняться. Его жена принесла из источника бутыль с водою и искупала Михаила. По милости Божией Матери он не только полностью выздоровел, но и так быстро восстановился и окреп, что подрядился на тяжелую работу.
Дворянка села Бардакова Наталья Серова страдала болезнью ног, ноги так сильно опухали, что даже чулки не налезали, не могла сама передвигаться. Её отвезли в Собчаково, с верою к Божией Матери она отслужила молебен и омыла больные ноги водою из источника. Наталья быстро оправилась от болезни, и, по её словам: «Забыла как ноги болят».
Солдатка д. Ефремово Пронского уезда Пелагия Спиридонова 9 лет страдала ломотою костей и сильнейшим сердцебиением, вследствии чего не могла долго ходить и выполнять тяжёлую работу. После совершения молебна и умовения водою из источника с. Собчаково у неё открылось обильное кровотечение из гортани чёрной крови. На следующий день она совершенно выздоровела.
Вдова Евдокия Лазуткина из с. Собчаково рассказала, что её внук Семен в 5 месяцев уверенно стоял на ножках. Но потом его ножки ослабли и до 2-х летнего возраста он не только не мог стоять, но и ползал с трудом. Она отнесла Семена к Святому источнику, искупала его, и в тот же день он самостоятельно встал и, к радости родителей, начал ходить.
Крестьянка с. Гремяки Пронского уезда Матрона Липатова, 38-ми лет страдала 5 лет расслаблением всего тела, с большим трудом передвигалась. Решилась пешком сходить в с. Собчаково, с огромным трудом Матрона добралась до источника, помолилась и после умовения совершенно выздоровела.
Крестьянка села Троица Анисия Наместникова 10 лет была совершенно слепой, пешком с помощью провожатых пришла к Святому источнику. С твёрдою верою помолилась пред обретённым Образом Казанской Божией Матери, промыла глаза водою, и тот же миг прозрела. Упала на колени пред Святым Образом с благодарением о необыкновенной милости Заступницы.
Федор Терехов, крестьянин деревни Наумовская Рязанского уезда более 12 лет мучился от болей живота и поясницы, правая половина тела немела и ломила. Федор поехал в с. Собчаково, где с верою отслужил молебен Богородице и умылся водою из источника. По дороге домой он почувствовал облегчение, а, по возвращении, боли прошли и он выздоровел.
Множество страждущих людей приходили к Святому источнику, служили молебны пред обретённым Образом Казанской Божией Матери, купались в источнике. По вере своей и Милости БОЖИЕЙ люди получали исцеление и помощь.
По данным Государственного Архива Рязанской области
Советуем почитать
Подробнее
Подробнее
Подробнее