rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная Новости 4 января - Всемирный день азбуки Брайля

4 января - Всемирный день азбуки Брайля

Выбор даты не случаен: именно 4 января появился на свет Луи Брайль. Будущий изобретатель азбуки, французский тифлопедагог – человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать, писать и даже играть музыку по нотам.
 
4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре, примерно в сорока километрах к востоку от Парижа, в семье сапожника (по другим данным – шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, Луи Брайль.
 
Именно во время трагического несчастного случая в трехлетнем возрасте, Луи потерял зрение. Играя в мастерской своего отца, ребенок очень серьезно повредил глаз острым инструментом. Поскольку средства медицины того времени не позволяли вылечить его травму, инфекция поразила другой глаз, и примерно в возрасте пяти лет он полностью ослеп.
 
К счастью, Луи посчастливилось вырасти в дружной семье, с родителями, которые, несмотря на его тяжелую инвалидность, стремились дать ему хорошее образование, что для того времени было весьма примечательным фактом. Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учебе и зарекомендовать себя как одного из самых ярких и одаренных учеников.
 

В возрасте десяти лет, 15 февраля 1819 года, Луи Брайль уехал из своей семьи в Королевский институт слепых в Париже, основанный Валентином Гаюи. Но располагался институт в старом сыром здании бывшей тюрьмы, поэтому многие дети, в их числе и Брайль, болели туберкулёзом. 
В институте для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, так что методика преподавания была ориентирована в основном на восприятие информации на слух.
 
Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, вот почему в 1828 г. после окончания учебы ему было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором. Его педагогическая деятельность в институте началась еще раньше, когда юного воспитанника назначили мастером в ученической мастерской, в которой вязали на спицах носки. Затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. С тех пор он провел большую часть своей жизни в институте, возвращаясь в Кувре только на каникулы.
 
Еще во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия посредством осязания, позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические формулы, ноты. И с 12 лет Луи начинает экспериментировать. Он знакомится с двенадцатититочечным методом чтения, созданным капитаном Шарля Барбье де ла Серра, – так называемое «письмо в темноте». Оно основывалось на точках и проколах, передающих 36 звуков и звукосочетаний. Это был способ шифровки секретных военных донесений, которые можно было прочесть в окопе, засаде, не выдавая огнём своего присутствия. Но код из 12 точек был неудобен для осязания и делал записи очень длинными. К тому же в нём не было знаков препинания и не предусматривалось правописание. 
 
В конце 1824 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. В его системе были возможны 63 перестановки, а расстояние между двумя точками равнялось 2-2,5 мм. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд – «инструкцию» к своей системе. В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей. В 1850 г. система письма, разработанная Луи Брайлем, была принята в Парижском институте для слепых детей для обучения воспитанников. Но официальное признание система Брайля получила только в 1878 г. на Международном конгрессе тифлопедагогов в Париже. Луи Брайлем также был создан специальный прибор для письма, который с небольшими изменениями дошел до нашего времени. 
 
Луи Брайль, страдавший слабым здоровьем, умер от туберкулеза в Королевском институте для слепых 6 января 1852 года в возрасте 43 лет. Несколько дней спустя он был похоронен на кладбище в Кувре. В 1952 году его прах был перенесен в Пантеон в Париже. К сожалению, автор одного из величайших изобретений человечества, свой триумф так и не увидел. Лишь спустя несколько лет после кончины Брайля алфавит для слепых стал активно распространяться по всей Европе. В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею. 
 
Интересные факты:
 
- презентация азбуки Брайля состоялась в 1829 году – и была встречена прохладно;
- первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, стала «История Франции» 1837 года;
- пишущая машинка Брайля была представлена публике в 1892 году;
- первым русским незрячим, освоившим систему Брайля, стал Денис Оболенский (1844–1918); 
- окончательный вариант «русифицированного» алфавита Брайля разработан в 1881 году;
- в России первая книга по системе Брайля была издана А. А. Адлер в 1885 г.;
- именем Брайля назван астероид «9969 Брайль»;
- некоторые страны (Франция, Индия, Бельгия, Италия, США, Хорватия, Палау, Остров Мэн) выпустили монеты, посвящённые Луи Брайлю и его изобретению.
 
 
Институт в Париже
Первая публикация Брайля
Дом-музей Луи Брайля в Кувре
Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер
Главная Новости 4 января - Всемирный день азбуки Брайля

4 января - Всемирный день азбуки Брайля

Выбор даты не случаен: именно 4 января появился на свет Луи Брайль. Будущий изобретатель азбуки, французский тифлопедагог – человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать, писать и даже играть музыку по нотам.
 
4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре, примерно в сорока километрах к востоку от Парижа, в семье сапожника (по другим данным – шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, Луи Брайль.
 
Именно во время трагического несчастного случая в трехлетнем возрасте, Луи потерял зрение. Играя в мастерской своего отца, ребенок очень серьезно повредил глаз острым инструментом. Поскольку средства медицины того времени не позволяли вылечить его травму, инфекция поразила другой глаз, и примерно в возрасте пяти лет он полностью ослеп.
 
К счастью, Луи посчастливилось вырасти в дружной семье, с родителями, которые, несмотря на его тяжелую инвалидность, стремились дать ему хорошее образование, что для того времени было весьма примечательным фактом. Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учебе и зарекомендовать себя как одного из самых ярких и одаренных учеников.
 

В возрасте десяти лет, 15 февраля 1819 года, Луи Брайль уехал из своей семьи в Королевский институт слепых в Париже, основанный Валентином Гаюи. Но располагался институт в старом сыром здании бывшей тюрьмы, поэтому многие дети, в их числе и Брайль, болели туберкулёзом. 
В институте для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, так что методика преподавания была ориентирована в основном на восприятие информации на слух.
 
Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, вот почему в 1828 г. после окончания учебы ему было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором. Его педагогическая деятельность в институте началась еще раньше, когда юного воспитанника назначили мастером в ученической мастерской, в которой вязали на спицах носки. Затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. С тех пор он провел большую часть своей жизни в институте, возвращаясь в Кувре только на каникулы.
 
Еще во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия посредством осязания, позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические формулы, ноты. И с 12 лет Луи начинает экспериментировать. Он знакомится с двенадцатититочечным методом чтения, созданным капитаном Шарля Барбье де ла Серра, – так называемое «письмо в темноте». Оно основывалось на точках и проколах, передающих 36 звуков и звукосочетаний. Это был способ шифровки секретных военных донесений, которые можно было прочесть в окопе, засаде, не выдавая огнём своего присутствия. Но код из 12 точек был неудобен для осязания и делал записи очень длинными. К тому же в нём не было знаков препинания и не предусматривалось правописание. 
 
В конце 1824 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. В его системе были возможны 63 перестановки, а расстояние между двумя точками равнялось 2-2,5 мм. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд – «инструкцию» к своей системе. В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей. В 1850 г. система письма, разработанная Луи Брайлем, была принята в Парижском институте для слепых детей для обучения воспитанников. Но официальное признание система Брайля получила только в 1878 г. на Международном конгрессе тифлопедагогов в Париже. Луи Брайлем также был создан специальный прибор для письма, который с небольшими изменениями дошел до нашего времени. 
 
Луи Брайль, страдавший слабым здоровьем, умер от туберкулеза в Королевском институте для слепых 6 января 1852 года в возрасте 43 лет. Несколько дней спустя он был похоронен на кладбище в Кувре. В 1952 году его прах был перенесен в Пантеон в Париже. К сожалению, автор одного из величайших изобретений человечества, свой триумф так и не увидел. Лишь спустя несколько лет после кончины Брайля алфавит для слепых стал активно распространяться по всей Европе. В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею. 
 
Интересные факты:
 
- презентация азбуки Брайля состоялась в 1829 году – и была встречена прохладно;
- первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, стала «История Франции» 1837 года;
- пишущая машинка Брайля была представлена публике в 1892 году;
- первым русским незрячим, освоившим систему Брайля, стал Денис Оболенский (1844–1918); 
- окончательный вариант «русифицированного» алфавита Брайля разработан в 1881 году;
- в России первая книга по системе Брайля была издана А. А. Адлер в 1885 г.;
- именем Брайля назван астероид «9969 Брайль»;
- некоторые страны (Франция, Индия, Бельгия, Италия, США, Хорватия, Палау, Остров Мэн) выпустили монеты, посвящённые Луи Брайлю и его изобретению.
 
 
Институт в Париже
Первая публикация Брайля
Дом-музей Луи Брайля в Кувре
Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер

Советуем почитать

Данилова А.В. Мелодия убийства : роман, Москва: Эксмо, 2023. 2023. – 320 см.

Подробнее
Воронова М. В. Дорога, которой нет – Москва: Эксмо, 2024 . – 320 с.

Подробнее
Миронина Наталия. Месяц на море. – Москва : Эксмо, 2024. – 416 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо