Советы родителям
Проблемы туалета
Вопрос мамы: «Сыну 3 года, а я никак не могу приучить его пользоваться горшком. Посоветуйте, что делать».
Рекомендации тифлопедагога:
К 3 годам ребенок уже может контролировать деятельность своего организма, какое-то время сдерживать естественные позывы (исключение составляет ночное время, когда отключается контроль сознания). Если педиатр не находит у ребенка урологических заболеваний, родителям необходимо внимательно проследить за ним и постараться выявить причину. Может быть, ребенок плохо ориентируется и ему трудно найти свой горшок в комнате (горшок должен быть всегда в определенном месте, известном ребенку). Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстегивать и снимать штанишки), неудобный с острыми краями, холодный горшок; темный туалет, пугающий ребенка; боязнь потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность, повышенная возбудимость и пр.
В любом из подобных случаев вы должны по возможности устранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить за своими реакциями и пр.). Понаблюдайте за ребенком, за его поведением.
Наверняка что-то вам подскажут намерения ребенка. Постарайтесь высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. 0братите внимание на физиологические ритмы его организма и старайтесь следовать им, предупреждая неприятности.
Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорчение и в то же время уверенность, что произошедшее ─ случайность и ваш уже большой мальчик постарается больше её не допускать. Постепенно приучайте ребенка пользоваться взрослым туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, где туалетная бумага. Приучайте ребенка к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, незрячий ребенок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребенком в туалете в течение длительного времени. Вы можете быть спокойны только тогда, когда действия вашего незрячего сына или дочери будут доведены до автоматизма.
Вопрос родителей: «Посоветуйте, как обучить ребенка элементарным гигиеническим навыкам: умываться, чистить зубы и пр.».
Консультация тифлопедагога:
Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку. Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: зубную пасту и щетку, мыльницу, стаканчик для полоскания рта. Все это должно находиться в доступном для ребенка месте.
С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов ─ это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Чтобы паста, выдавливаемая ребенком из тюбика, попадала именно на щетину, а не на руки, учите ребенка правильно держать щетку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребенок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок и, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней и с внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика. Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания:
1. Вымыть с мылом руки.
2. Почистить зубы, прополоскать рот.
3. Вымыть лицо, шею, уши.
4. Вытереться полотенцем.
5. Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струёй воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце. Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...». Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские веселые потешки, стихи:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтобы зубки белели.
Где же вы, мои подружки:
Щетка, тюбик с пастой, кружка?
Долго вас Надюша ищет,
Чтобы вымыться почище.
Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно умывается и чистит зубы любимая кукла, а подарком к Новому году или дню рождения будет бандероль от Мойдодыра.
Вопрос мамы: «Моя годовалая незрячая дочь очень боится мыться в ванной, плачет, сопротивляется. Как преодолеть этот страх?»
Рекомендации тифлопедагога:
Случается, что у ребенка с купанием связаны какие-то неприятные ассоциации. Иногда сами родители невольно являются причиной негативной реакции ребенка: резко погружают его в воду или ставят под душ (подобное резкое изменение, как; правило, сильно пугает ребенка, ─ ведь он не видит воды), совершают с ним непонятные и неприятные манипуляции. Неприятные ассоциации, связанные с купанием, могут быть вызваны боязнью чувства жжения в глазах от мыла или шампуня, опасениями поскользнуться в ванне. Опытные родители советуют:
Заранее готовить ребенка к купанию: вместе собрать необходимое белье, приготовить полотенца и банные принадлежности. Важно показать ребенку, как работает душ, дать потрогать руками воду.
Если ребенок испытывает страх при погружении в воду, лучше поставить его в ванну или посадить и наливать воду постепенно.
Иногда боязнь воды бывает очень стойкой. В этом случае кому-нибудь из родителей нужно войти в ванну вместе с ребенком, чтобы он постоянно чувствовал ваше присутствие. Можно мыть ребенка, посадив его на специальную скамеечку так, чтобы воды касались только ножки. Постепенно уровень воды надо повышать.
Если ребенок не умеет зажмуриваться во время мытья головы и плачет, если мыло или шампунь попадают в глаза, можно мыть голову, не наклоняя ее вперед, а запрокидывая назад. При таком способе мытья головы мыльная вода не стекает по лицу и не попадает в глаза, что избавляет малыша от неприятных ощущений.
Мыть ребенка необходимо нежесткой мочалкой. Можно самому малышу надеть на ручку махровую рукавичку или дать яркую мягкую губку и постепенно совместными усилиями учить мыться самостоятельно.
Необходимо разрешить ребенку поиграть в ванне (помыть куклу, запустить кораблик, поэкспериментировать с водой). Ведь купание ─ не только гигиеническая процедура. Это еще и возможность познания окружающего мира.
Важно предупреждать незрячего ребенка о своих действиях. Например: «Сейчас включим душ. Протяни ручки и посмотри, какой приятный теплый дождик, от такого дождя растут в лесу грибы. Встань и ты под дождик, быстрее будешь расти...».
Советы родителям
Проблемы туалета
Вопрос мамы: «Сыну 3 года, а я никак не могу приучить его пользоваться горшком. Посоветуйте, что делать».
Рекомендации тифлопедагога:
К 3 годам ребенок уже может контролировать деятельность своего организма, какое-то время сдерживать естественные позывы (исключение составляет ночное время, когда отключается контроль сознания). Если педиатр не находит у ребенка урологических заболеваний, родителям необходимо внимательно проследить за ним и постараться выявить причину. Может быть, ребенок плохо ориентируется и ему трудно найти свой горшок в комнате (горшок должен быть всегда в определенном месте, известном ребенку). Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстегивать и снимать штанишки), неудобный с острыми краями, холодный горшок; темный туалет, пугающий ребенка; боязнь потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность, повышенная возбудимость и пр.
В любом из подобных случаев вы должны по возможности устранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить за своими реакциями и пр.). Понаблюдайте за ребенком, за его поведением.
Наверняка что-то вам подскажут намерения ребенка. Постарайтесь высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. 0братите внимание на физиологические ритмы его организма и старайтесь следовать им, предупреждая неприятности.
Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорчение и в то же время уверенность, что произошедшее ─ случайность и ваш уже большой мальчик постарается больше её не допускать. Постепенно приучайте ребенка пользоваться взрослым туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, где туалетная бумага. Приучайте ребенка к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, незрячий ребенок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребенком в туалете в течение длительного времени. Вы можете быть спокойны только тогда, когда действия вашего незрячего сына или дочери будут доведены до автоматизма.
Вопрос родителей: «Посоветуйте, как обучить ребенка элементарным гигиеническим навыкам: умываться, чистить зубы и пр.».
Консультация тифлопедагога:
Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку. Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: зубную пасту и щетку, мыльницу, стаканчик для полоскания рта. Все это должно находиться в доступном для ребенка месте.
С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов ─ это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Чтобы паста, выдавливаемая ребенком из тюбика, попадала именно на щетину, а не на руки, учите ребенка правильно держать щетку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребенок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок и, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней и с внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика. Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания:
1. Вымыть с мылом руки.
2. Почистить зубы, прополоскать рот.
3. Вымыть лицо, шею, уши.
4. Вытереться полотенцем.
5. Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струёй воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце. Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...». Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские веселые потешки, стихи:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтобы зубки белели.
Где же вы, мои подружки:
Щетка, тюбик с пастой, кружка?
Долго вас Надюша ищет,
Чтобы вымыться почище.
Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно умывается и чистит зубы любимая кукла, а подарком к Новому году или дню рождения будет бандероль от Мойдодыра.
Вопрос мамы: «Моя годовалая незрячая дочь очень боится мыться в ванной, плачет, сопротивляется. Как преодолеть этот страх?»
Рекомендации тифлопедагога:
Случается, что у ребенка с купанием связаны какие-то неприятные ассоциации. Иногда сами родители невольно являются причиной негативной реакции ребенка: резко погружают его в воду или ставят под душ (подобное резкое изменение, как; правило, сильно пугает ребенка, ─ ведь он не видит воды), совершают с ним непонятные и неприятные манипуляции. Неприятные ассоциации, связанные с купанием, могут быть вызваны боязнью чувства жжения в глазах от мыла или шампуня, опасениями поскользнуться в ванне. Опытные родители советуют:
Заранее готовить ребенка к купанию: вместе собрать необходимое белье, приготовить полотенца и банные принадлежности. Важно показать ребенку, как работает душ, дать потрогать руками воду.
Если ребенок испытывает страх при погружении в воду, лучше поставить его в ванну или посадить и наливать воду постепенно.
Иногда боязнь воды бывает очень стойкой. В этом случае кому-нибудь из родителей нужно войти в ванну вместе с ребенком, чтобы он постоянно чувствовал ваше присутствие. Можно мыть ребенка, посадив его на специальную скамеечку так, чтобы воды касались только ножки. Постепенно уровень воды надо повышать.
Если ребенок не умеет зажмуриваться во время мытья головы и плачет, если мыло или шампунь попадают в глаза, можно мыть голову, не наклоняя ее вперед, а запрокидывая назад. При таком способе мытья головы мыльная вода не стекает по лицу и не попадает в глаза, что избавляет малыша от неприятных ощущений.
Мыть ребенка необходимо нежесткой мочалкой. Можно самому малышу надеть на ручку махровую рукавичку или дать яркую мягкую губку и постепенно совместными усилиями учить мыться самостоятельно.
Необходимо разрешить ребенку поиграть в ванне (помыть куклу, запустить кораблик, поэкспериментировать с водой). Ведь купание ─ не только гигиеническая процедура. Это еще и возможность познания окружающего мира.
Важно предупреждать незрячего ребенка о своих действиях. Например: «Сейчас включим душ. Протяни ручки и посмотри, какой приятный теплый дождик, от такого дождя растут в лесу грибы. Встань и ты под дождик, быстрее будешь расти...».