Советы родителям
Помощь по дому
Из рассказа учителя: «Как-то, изучая на уроке русского языка тему «Глагол», предложила своим слепым ученикам задание: написать в тетради только те глаголы, которые обозначают их действия дома в выходные дни. Проверяя детские работы, пришла просто в ужас. Во всех тетрадях было написано почти одно и то же: «спал», «лежал», «играл», «ел», «гулял», «смотрел телевизор», «скучал» и т. д. И ни одного слова, обозначающего какое-либо действие реального участия в домашних делах, помощи родителям…».
Комментарии тифлопедагога
К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот. Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою отстраненность от проблем семьи. Социальная роль инвалида, о котором обязаны заботиться, ухаживать, оберегать от трудностей, становится его человеческой сущностью.
Чтобы ваш слепой или слабовидящий ребенок вырос полноценным, самостоятельным человеком, с самого раннего детства вовлекайте его в жизнь семьи. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения. Способам выполнения этих поручений необходимо учить.
Вопрос родителей: «Какие обязанности по дому могут быть у нашего трехлетнего слабовидящего сына?»
Консультация тифлопедагога:
Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и простейшая обязанность ─ уборка игрушек после игры. Следите, чтобы ребенок не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись). При такой уборке ребенку с патологией зрения трудно возобновить игру, невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру по замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся достать из коробки). Хорошо, если у ребенка есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора или мозаики. Знакомя ребенка с новой игрой, покажите ему место каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом объясняйте ее действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете требовать от ребенка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребенок мог к ним обратиться.
Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте ребенка каждую найденную деталь складывать в специально отведенную для этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в игрушках и разбирайте коробку с «потеряшками».
Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.
Вопрос мамы: «Я иногда наблюдаю, как мой сын мучается в поисках какой-нибудь затерявшейся вещички, шарит руками, а найти не может, хотя она в нескольких сантиметрах от него. О какой уборке может идти речь.
Рекомендации тифлопедагога:
Важно научить слепого и частично незрячего ребенка эффективным поисковым приемам.
Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков, издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление («упало слева»), характер движения («покатилось, рассыпалось» и пр.) и звука («звук тихий, значит, упало на ковер»). Такой анализ поможет эффективнее вести поиски.
Если ребенок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его действовать двумя способами:
1-й способ ─ ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).
2-й способ ─ если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка»).
Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.
Вопрос родителей: «Какие работы по дому может выполнять ребенок с нарушенным зрением?».
Консультация тифлопедагога:
Если с врачом офтальмологом не были оговорены ограничения на какие-либо действия (при ряде заболеваний опасны поднятие тяжестей, резкие движения и др.), то слепому или слабовидящему ребенку доступны практически все работы в той или другой степени. И дело не только в том, что ребенок сможет оказывать семье реальную помощь, хотя и это чрезвычайно важно. Включенность в домашние дела ─ сильный воспитывающий фактор, а также одно из средств познания ребенком окружающего мира.
С раннего детства вовлекайте ребенка во взрослые дела: ребенок может подавать какие-либо предметы (при сервировке стола ─ ложки, салфетки; при чистке овощей ─ неочищенный картофель; при развешивании белья ─ прищепки и пр.). Постепенно можно поручать ему и более сложные действия, предварительно им обучив: вымыть ложки, фрукты; очистить яйца от скорлупы; разложить на тарелки хлеб или пирожки и т. д.
Дети постарше могут выполнять довольно сложные домашние работы: подметание и мытье пола, мытье посуды, вытирание пыли, стирка мелких вещей и пр. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребенка: внимание, память, мышление. Например, процесс обучения подметанию пола выглядит так:
Научите ребенка держать веник или половую щетку. Поначалу он будет держать веник двумя руками, и только с возрастом, когда руки окрепнут, сможет держать его, как все взрослые.
Опыт показывает, что незрячим людям удобно подметать пол босиком, так как подошвами ног легко оценить качество работы.
Для начала необходимо мысленно разделить комнату на небольшие секторы: у шкафа, вдоль окна, под столом, у двери и т. д. Подметать надо каждый участок в отдельности, начиная с самого дальнего угла, двигаясь по направлению к двери приставными шагами. Веником или щеткой нужно мести перед ногами, не касаясь их. Научите ребенка собирать мусор на совок, проверяя, рукой качество работы, и выбрасывать его в специально отведенное место.
Ребенок может помогать убирать стол после обеда: складывать в мойку грязную посуду, вытирать стол. Учите ребенка сметать крошки не на пол, а в тарелку или на специальный совок. При этом ребенок правой рукой движениями сверху вниз вытирает стол, сметая крошки в тарелку, которую он держит на уровне стола в левой руке. При выполнении любых обязанностей по дому важны добросовестное отношение к ним и его ориентация не на похвалу, а на стремление к самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких.
Советы родителям
Помощь по дому
Из рассказа учителя: «Как-то, изучая на уроке русского языка тему «Глагол», предложила своим слепым ученикам задание: написать в тетради только те глаголы, которые обозначают их действия дома в выходные дни. Проверяя детские работы, пришла просто в ужас. Во всех тетрадях было написано почти одно и то же: «спал», «лежал», «играл», «ел», «гулял», «смотрел телевизор», «скучал» и т. д. И ни одного слова, обозначающего какое-либо действие реального участия в домашних делах, помощи родителям…».
Комментарии тифлопедагога
К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот. Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою отстраненность от проблем семьи. Социальная роль инвалида, о котором обязаны заботиться, ухаживать, оберегать от трудностей, становится его человеческой сущностью.
Чтобы ваш слепой или слабовидящий ребенок вырос полноценным, самостоятельным человеком, с самого раннего детства вовлекайте его в жизнь семьи. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения. Способам выполнения этих поручений необходимо учить.
Вопрос родителей: «Какие обязанности по дому могут быть у нашего трехлетнего слабовидящего сына?»
Консультация тифлопедагога:
Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и простейшая обязанность ─ уборка игрушек после игры. Следите, чтобы ребенок не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись). При такой уборке ребенку с патологией зрения трудно возобновить игру, невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру по замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся достать из коробки). Хорошо, если у ребенка есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора или мозаики. Знакомя ребенка с новой игрой, покажите ему место каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом объясняйте ее действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете требовать от ребенка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребенок мог к ним обратиться.
Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте ребенка каждую найденную деталь складывать в специально отведенную для этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в игрушках и разбирайте коробку с «потеряшками».
Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.
Вопрос мамы: «Я иногда наблюдаю, как мой сын мучается в поисках какой-нибудь затерявшейся вещички, шарит руками, а найти не может, хотя она в нескольких сантиметрах от него. О какой уборке может идти речь.
Рекомендации тифлопедагога:
Важно научить слепого и частично незрячего ребенка эффективным поисковым приемам.
Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков, издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление («упало слева»), характер движения («покатилось, рассыпалось» и пр.) и звука («звук тихий, значит, упало на ковер»). Такой анализ поможет эффективнее вести поиски.
Если ребенок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его действовать двумя способами:
1-й способ ─ ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).
2-й способ ─ если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка»).
Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.
Вопрос родителей: «Какие работы по дому может выполнять ребенок с нарушенным зрением?».
Консультация тифлопедагога:
Если с врачом офтальмологом не были оговорены ограничения на какие-либо действия (при ряде заболеваний опасны поднятие тяжестей, резкие движения и др.), то слепому или слабовидящему ребенку доступны практически все работы в той или другой степени. И дело не только в том, что ребенок сможет оказывать семье реальную помощь, хотя и это чрезвычайно важно. Включенность в домашние дела ─ сильный воспитывающий фактор, а также одно из средств познания ребенком окружающего мира.
С раннего детства вовлекайте ребенка во взрослые дела: ребенок может подавать какие-либо предметы (при сервировке стола ─ ложки, салфетки; при чистке овощей ─ неочищенный картофель; при развешивании белья ─ прищепки и пр.). Постепенно можно поручать ему и более сложные действия, предварительно им обучив: вымыть ложки, фрукты; очистить яйца от скорлупы; разложить на тарелки хлеб или пирожки и т. д.
Дети постарше могут выполнять довольно сложные домашние работы: подметание и мытье пола, мытье посуды, вытирание пыли, стирка мелких вещей и пр. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребенка: внимание, память, мышление. Например, процесс обучения подметанию пола выглядит так:
Научите ребенка держать веник или половую щетку. Поначалу он будет держать веник двумя руками, и только с возрастом, когда руки окрепнут, сможет держать его, как все взрослые.
Опыт показывает, что незрячим людям удобно подметать пол босиком, так как подошвами ног легко оценить качество работы.
Для начала необходимо мысленно разделить комнату на небольшие секторы: у шкафа, вдоль окна, под столом, у двери и т. д. Подметать надо каждый участок в отдельности, начиная с самого дальнего угла, двигаясь по направлению к двери приставными шагами. Веником или щеткой нужно мести перед ногами, не касаясь их. Научите ребенка собирать мусор на совок, проверяя, рукой качество работы, и выбрасывать его в специально отведенное место.
Ребенок может помогать убирать стол после обеда: складывать в мойку грязную посуду, вытирать стол. Учите ребенка сметать крошки не на пол, а в тарелку или на специальный совок. При этом ребенок правой рукой движениями сверху вниз вытирает стол, сметая крошки в тарелку, которую он держит на уровне стола в левой руке. При выполнении любых обязанностей по дому важны добросовестное отношение к ним и его ориентация не на похвалу, а на стремление к самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких.