Советы родителям
Несколько слов о специальной школе
Каких только надежд порой не возлагают родители слепых и слабовидящих детей на школу, приводя их в первый класс: направление ребенка на операцию и обучение музыке, профессиональная подготовка и помощь семье в решении материальных или жилищных проблем. Некоторые родители пугаются самого слова «специальная», которое зачастую ассоциируется с медицинским или другим учреждением закрытого типа.
Что же все-таки представляет собой специальная школа-интернат для детей с нарушениями зрения? Чем она отличается от обычных школ, которые есть в микрорайоне? В чем ее преимущества и недостатки?
Специальная школа ─ это:
Во-первых, учреждение, где работают педагоги, имеющие дефектологическое образование и квалификацию тифлопедагогов, знающие психологию слепых и слабовидящих детей, специальные методики обучения детей с патологией зрения, владеющие шрифтом Брайля, а значит, те люди, которые могут квалифицированно обучить вашего ребенка при помощи особых методов и приемов не только чтению и письму, но и всему тому, чему учат зрячих детей в обычных массовых школах.
Во-вторых, учреждение, специально предназначенное для обучения детей с дефектом зрения, а значит, оборудованное особыми пособиями, приборами, приспособлениями, книгами, помогающими слепым детям и детям с ослабленным зрением овладеть знаниями по программе, а также многими полезными умениями и навыками.
В-третьих, место, где вашему ребенку предстоит провести 12 лет (полный курс обучения), в отличие от массовой школы, где дети учатся 11 лет. (Детям с нарушениями зрения программой овладевать труднее, поэтому и добавлен еще год.)
В-четвертых, школа, в которой работают различные специалисты, признанные помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, а во многих случаях и зрение, преодолеть некоторые последствия дефекта зрения, найти свое место в современном мире, приспособиться к нему. Это врачи (офтальмологи и педиатры), логопед, реабилитолог, психолог, учитель лечебной физкультуры.
В-пятых, специальные школы-интернаты не такие большие, как массовые школы. В классах 12–15 мальчиков и девочек. Это, безусловно, даст учителю возможность уделить больше внимания каждому из учеников и вашему ребенку в том числе.
И в то же время специальная школа ─ это, как правило, учреждение интернатного типа, где большинство детей проводят практически всю неделю. И, к сожалению, школа-интернат мало напоминает дом и семью.
«...Я отдала много времени и сил, чтобы подготовить своего сына к школе: он у меня и до 100 без запинки считает, и стихи по программе 1-го класса знает, ─ взволнованно убеждала учителя мама одного из будущих учеников, ─ ему совершенно нечего делать в 1-м классе. Пусть идет сразу во 2-й».
Худенький бледный мальчик стоял рядом с мамой и терпеливо ждал, когда настанет его очередь, и он сможет продемонстрировать и счет, и стихи.
─ Скажи, пожалуйста, Виталик, ─ обратилась учительница к мальчику, ─ ты так аккуратно и нарядно одет сегодня. Ты сам одевался, собираясь на встречу со мной?
─ Нет, я еще не умею, ─ смутился мальчик.
─ С этим у нас проблемы, ─ вмешалась в разговор мама.
─ Сами понимаете, слепой ребенок в быту беспомощен. Но тут, я слышала, есть опытные воспитатели, они будут заботиться о Виталике.
─ Да, безусловно, воспитатели у нас опытные, но нянек в школе нет. Виталику будет трудно, многое придется делать самому: и умываться, и одеваться, и накрывать на стол.
─ Но я думала... Он еще и ориентируется очень плохо, ─ все время за мою руку держится, но моя совесть чиста, ─ интеллектуально мальчик развит прекрасно.
Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран, хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И при этом забывают, что без овладения элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок становится абсолютно беспомощным в школе. Конечно, на помощь придут и опытные воспитатели, и учитель - реабилитолог, но такому ребенку неизмеримо труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в семье.
Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны, делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из семьи в школу), а с другой ─ лишает веры в свои силы. Неумение справляться с доступными для других детей проблемами отвращает его от любого кропотливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не овладевший в дошкольном возрасте элементарными навыками самообслуживания, не умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих гармоничной личности. И это особенно опасно
Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: «Владеет ли мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом пространстве?», «Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть собранным и аккуратным?», «Стремится ли он справиться с возникшей проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?». Если вы не уверены в положительном ответе, обратитесь к другим главам этого издания, у вас еще достаточно времени, чтобы позаниматься с ребенком.
─ Алеша, почему ты достал из портфеля краски? У нас урок математики, все дети решают задачу!
─ А я не хочу считать. Я рисовать люблю. Я буду рисовать, потому что мне это нравится!
Такая ситуация на уроке в 1-м классе не удивит ни одну опытную учительницу. Первоклассникам, не привыкшим в семье к слову «надо», не умеющим подчинять свои желания необходимости, очень трудно понять логику школьной жизни. Почему, когда ему хочется играть, он должен садиться за уроки? Или вставать с теплой постели, когда на улице еще темно и так хочется поспать?
Причиной несформированности произвольности поведения (так это называется в психологии) является повышенная опека родителями своих слепых или слабовидящих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни семьи их желаниям и интересам. В результате школьная жизнь ребенка, непривыкшего соизмерять свои желания с обстоятельствами, прилагать усилия для выполнения дела, которое может быть менее интересным и привлекательным для ребенка, чем, например, игра или рисование, превращается в постоянный стресс, борьбу с учителем, воспитателями, другими детьми. От этого страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень тяжелым процесс адаптации в интернате, затрудняется обучение, вхождение в детский коллектив.
Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению своих желаний определенной необходимости. Особенно важно то, как организован обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора или радиоприемника, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр. Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка к детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в школе.
Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово «занятие». И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6-7-летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.
Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому. Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая, ─ эти поручения вполне доступны слепому или слабовидящему ребенку при условии, если родители научили его этим действиям. (Как это сделать, подробно описано в предыдущей главе.) Поручения должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности перед близкими, только тогда они станут для него привычными и естественными.
За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.
В первом классе учителю чрезвычайно трудно справляться с импульсивностью детского поведения. Часто тот или иной ученик-первоклассник может среди урока встать и, не спросив разрешения, отправиться в туалет, погулять или домой, к маме. Или такая проблема, как подсказки. Бороться с тем, что на вопрос одному ученику весь класс отвечает дружным шепотом, бывает нелегко. Ребенку чрезвычайно трудно научиться сдерживать свои стремления отвечать на каждый вопрос учителя, даже если он не обращен непосредственно к нему.
Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность поведения необходимо уже с дошкольного возраста. Способствуют этому различные игры с правилами, следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых игрок, нарушивший правила, наказывается (штрафное очко, выбывание из игры и пр.), и «тихие игры», такие, как «Молчанка», «да» и «нет» не говорить» и др. Детям очень нравятся эти игры. В них они постигают смысл самого понятия «правило», его условность и в то же время необходимость его выполнения для успешной организации какой-либо деятельности.
«Непослушные», слабые руки ─ проблема для первоклассников огромная. Обучение письму и чтению по системе Брайля слепых и частично зрячих детей требует сильных кистей рук, чувствительных пальцев. В школу же часто поступают дети со слабыми, анемичными руками, которые не способны производить тонкие операции, осуществлять поисковые или опознавательные движения, воспринимать рельефные изображения. А ведь это и является основой для чтения и письма по Брайлю.
Все это в равной мере относится и к слабовидящим детям. Обучение письму требует хорошо развитых координированных движений кистей рук и пальцев, способности к довольно длительному и интенсивному мышечному напряжению. Состояние рук слабовидящих первоклассников чаще всего не отвечает этим требованиям.
Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе, необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики рук.
С малышами (2-3 года) занятия нужно проводить по 3-5 минут ежедневно. Начать занятие можно с небольшого массажа кистей рук: сделать поглаживание, разминание, похлопывание, растирание до появления ощущения тепла. Ребенок быстро усвоит этот массаж и через некоторое время сможет выполнять его самостоятельно. Затем необходимо выполнить гимнастику для пальцев, которую можно соединить с веселыми стихами, потешками, песенками. Например:
Ребенок поочередно загибает пальцы руки, приговаривая:
Этот пальчик ─ дедушка,
Этот пальчик ─ бабушка,
Этот пальчик ─ папочка,
Этот пальчик ─ мамочка,
А малютка ─ это я.
Вот и вся моя семья.
Или:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик ─ прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братцев ты ни разбуди.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора.
Ребенок поочередно разгибает согнутые пальцы.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту-
Большому ─ дрова рубить,
Указательному ─ печи топить,
Среднему ─ воду носить,
Безымянному ─ обед варить.
А мизинцу ─ песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Необходимо выучить с ребенком различные упражнения для пальцев и кистей рук.
1. «Здравствуй, пальчик» ─ поочередно здороваются пальцы правой и левой руки: большой с большим, указательный с указательным и т д.
2. «Коза-дереза» ─ вытянуть указательной палец и мизинец, остальные пальцы согнуть.
3. «3айчик» ─ большой и указательный пальцы вытянуты, остальные согнуты и соединены вместе.
4. «Веселые человечки» ─ указательный и средний пальцы «бегают» по столу.
5. «Щелчок» ─ сделать щелчок поочередно каждым пальцем правой и левой руки.
6. «Рыбка» ─ кисть руки производит волнообразные движения.
7. «Птички летают» ─ кисти рук производят колебательные движения, подражая взмахам крыльев птиц.
Способствуют развитию мелкой моторики рук игры с разноцветной мозаикой, различными конструкторами, лепка из глины и пластилина, штриховка или раскрашивание контура предмета цветными карандашами или восковыми мелками (фломастеры для этой цели не годятся, так как не требуют практически никакого мышечного напряжения руки при рисовании), нанизывание бусинок и пр.
Организуя любую деятельность ребенка, проанализируйте, насколько она способствует развитию рук. Поручайте сыну или дочери рассортировать по разным коробкам пуговицы, нитки для шитья, перемотать клубки шерсти для вязания, перебрать крупу, постирать носовые платки.
Для подготовки подушечек пальцев слепого ребенка к обучению чтению рельефно-точечного шрифта обучайте его чтению простейших рельефных рисунков. Для этого можно использовать мягкий картон или плотную фольгу. Мама или папа делает на картоне или фольге какое-либо простое изображение (сначала одну или несколько точек, затем прямую или волнистую линию), а ребенок пальцами обеих рук «читает» получившееся с обратной стороны рельефное изображение.
Впоследствии ребенок сам научится делать подобные рисунки и «читать» их.
Все родители знают, что ребенка-дошкольника, готовя к поступлению в школу, надо многому учить. А ребенка с нарушенным зрением особенно. Но слишком мало доступной специальной литературы, рассказывающей чему и как нужно учить слепого или слабовидящего ребенка в подготовительный к школе период. И бедные дети, повинуясь мамам и папам, заучивают числовой ряд, зазубривают непонятные «взрослые» стихотворения, пишут в тетрадях палочки и крючки, копируют написание букв. Что дает это для психического развития ребенка? Как способствует развитию интереса к окружающему миру и предстоящей деятельности ─ учению? Что может дать, например, знание числового ряда от 1 до 100, если ребенок совершенно не имеет представлений о составе числа, об элементарных действиях прибавления и убавления?
Главное в подготовке слепых и слабовидящих детей к обучению в школе ─ не дача «готовых» знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и формирование способов их приобретения, т. е. научение думать.
Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское «почему» можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка: «Куда исчезает снег весной?» можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает (слепой ребенок при помощи осязания, слабовидящий или частично зрячий ребенок при помощи и зрения и осязания), как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны дополнить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для непосредственного восприятия.
Хорошо, если общение родителей с ребенком активизирует его познавательный интерес. Задайте себе вопрос: «Часто ли я бываю с ребенком в лесу, в зоопарке?, «Когда в последний раз мы ходили в театр, в цирк?», «Всегда ли общение с малышом способствует его развитию, обогащению его жизненного опыта?» Так посещение вместе с родителями слепым или слабовидящим ребенком леса или парка может превратиться в интересный и увлекательный урок для дошкольника. В лесу можно понаблюдать за жизнью растений, птиц, насекомых (при правильной организации наблюдения слепому ребенку это тоже доступно).
Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый услышит?», «Что изменилось?». Их смысл ─ увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на свои же вопросы.
Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи, воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь, исходить из круга его обязанностей. Например, ребенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю: кладет 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка. Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение в сервировке. Ребенок считает, сколько теперь чашек понадобится. Постижение таким образом основ математики делает естественным и понятным постижение и состава числа, и простых математических действий, а главное, побуждает ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.
Обратим внимание родителей еще на одно необходимое условие готовности к школьному обучению ─ воспитание положительной учебной мотивации, т. е. желания учиться. Часто детей привлекает только новая школьная форма, ранец с металлическими замками и ремнями, стремление называться школьником, желание получать только пятерки ─ все это поверхностная, нестойкая мотивация. Наступают школьные будни, ребенок встречается с первыми трудностями, и интерес к школе, к учению пропадает. Ребенок перестает понимать, зачем он учится, и весь процесс учебы проходит, как подчинение требованиям взрослых, не только не доставляя ему удовольствия, но и становясь принудительной и неприятной обязанностью.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения ─ те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к видению и творческому разрешению возникающих проблем.
Формируется такая мотивация не просто. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит справиться. Главное ─ видеть в своем ребенке, несмотря ни на что, не обиженного судьбой инвалида, а развивающуюся личность.
Дети играют... Как в капле воды отражается в игре ребенка целый мир, его впечатления, представления, понимание окружающего. Игру называют школой жизни, школой отношений, школой чувств ребенка. В игре ребенок овладевает предметным миром ─ постигает мир вещей, созданных руками человека, помогает понять их смысл, их предназначение. В игре ребенок имеет возможность примерить на себя роль взрослого: мамы, врача, строителя, действовать в соответствии с этой ролью, переживать в соответствии с ней, а значит, обогащаться и интеллектуально, и нравственно, и эмоционально.
Присмотритесь к тому, во что и как играет ваш ребенок, какие игрушки использует в игре. Часто родители довольны, когда ребенок занят чем-то и мало их беспокоит. Ребенок с нарушениями зрения может изо дня в день перебирать кубики или стучать лопаткой по батарее, а родителей это мало тревожит: здоров был бы да сыт!
Однако игра ─ это, с одной стороны, показатель развития ребенка, а с другой, способ его развития.
Слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности в игре. Их игры часто бывают чрезвычайно однотипны и примитивны по содержанию, разворачиваются без игрушек или предметов, их заменяющих. Например, игра незрячих первоклассников «Метро» выглядит так: трое ребят сидят под партой, громко гудят, подражая гудению электрички. По очереди произносят: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция...» Игра без каких-либо существенных добавлений повторяется ежедневно в течение длительного времени. Примерно также с небольшими видоизменениями выглядит игра в автобус, семью и пр.
Причины неумения незрячих детей играть многообразны. Это связано, прежде всего, с тем, что дети с недостатками зрения часто не могут усвоить действия взрослых по подражанию, а следовательно, у них мало жизненного материала для игр. Часто мир слепого или слабовидящего ребенка замыкается пространством его комнаты. Да и круг общения ребенка порой ограничивается только родителями. Неудивительно, что дети, неумеющие играть, при поступлении в школу демонстрируют низкий уровень общего развития, необщительность, безынициативность, пассивность. Учителя начальных классов, воспитатели подчеркивают необходимость специального обучения игре слепых и слабовидящих дошкольников в детском саду или в семье.
Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража. Старайтесь, чтобы полученные ребенком впечатления впоследствии обыгрывались, а чтобы это стало возможным, обращайте его внимание на существенные детали, если есть возможность, подведите его поближе к интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно осмотреть).
Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты, упаковывает покупку, как водитель управляет автомобилем, как медсестра делает укол или ставит горчичники.
Обучение ребенка с нарушениями зрения сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» можно проводить так.
Сегодня утром вы с ребенком посещали врача. Он полон впечатлений от самого помещения поликлиники, от ожидания в приемной врача, от беседы с доктором, от общения с медсестрой. Хорошо, если вы, не торопясь, походили по поликлинике, рассказали о том, какие врачи ведут прием, чем занимается отдел регистратуры или процедурный кабинет, попросили ребенка понаблюдать во время приема, в чем разница в работе врача и медицинской сестры.
А вечером в кругу семьи ребенку можно предложить игру в поликлинику. Сначала в роли врача может выступать мама. Ребенок выполняет роль пациента. Побуждайте ребенка к анализу и оценке своих действий и действий партнера по игре. Но обсуждение игры должно происходить не во время развития сюжета, а по окончании игры. Важно тактически умелое руководство игрой со стороны родителей: показ правильных действий, ненавязчивое исправление возможных ошибок, неточностей. Хорошо, если за время игры ребенок побывает в роли пациента, врача, медсестры и санитарки, если в игру будут включены родители, брат или сестренка и, конечно, куклы.
Для успеха игры чрезвычайно важны атрибуты: куклы разных размеров с набором соответствующей одежды, кукольная мебель и посуда, строительный материал и пр. Старайтесь давать ребенку для игры и реальные вещи. Так, использованный одноразовый шприц без иглы или папина флотская бескозырка могут побуждать ребенка к развертыванию интересных и полезных для его развития игр. При этом следите за тем, чтобы ребенок использовал предметы в соответствии с их свойствами и функциональным назначением.
Подскажите ребенку, что недостающие в игре предметы могут быть заменены другими, со сходными свойствами: так, если у маленького врача не оказалось под рукой термометра, мама может посоветовать ему заменить термометр карандашом, палочкой, похожими по форме.
При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно использовать, приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или разрезной картинке можно обвести черной тушью ─ так он лучше воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик, флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги: бархатной, глянцевой, наждачной.
Прекрасный игровой материал (его можно использовать для слепых и слабовидящих детей) для развития мышления, воображения, сообразительности, памяти собран в книге Б. Никитина «Ступени творчества». Эти игрушки-пособия легко изготовить в домашних условиях из пластика, цветного картона, шнурков, проволоки. Все они являются прекрасными тренажерами не только для развития интеллекта ребенка, но и для его рук, что, как мы уже отмечали, очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.
Еще одно необходимое условие развития слепого или слабовидящего ребенка и подготовки его к школе ─ умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками.
...Дима пришел в школу совершенным дичком. На любой вопрос учителя краснел и прятал лицо в складки маминой юбки.
─ «Он у меня такой, ─ объясняла учителю мама, ─ боится всех чужих: и взрослых, и детей. Да и немудрено это; я на работе целый день, а он с 3-летнего возраста с глухой да подслеповатой бабушкой».
Сколько труда пришлось приложить педагогам, чтобы Дима смог преодолеть свою робость, неконтактность, смог отвечать на уроке, играть с одноклассниками! И как тяжело давалось мальчику привыкание к новой обстановке: обилие разнообразных шумов, беготня детей, многоликость взрослых. Были и слезы, и нежелание идти в школу, и стремление убежать от детей и учителей, скрыться, спрятаться...
Одной из наиболее острых проблем детей, поступающих в 1-й класс специальной школы ─ неумение общаться. Болезненная робость и застенчивость, постоянное стремление «уйти в себя» или, напротив, крикливость, повышенная конфликтность, агрессивность ─ явления довольно частые. Причины их многообразны: это и особенности возбудимости нервной системы, и реакция стресса на проблемы первого года обучения. Но чаше всего ─ результат невнимания родителей к сфере общения ребенка.
Попробуйте проанализировать круг общения своего ребенка: кто в него входит, достаточно ли он разнообразен, присутствуют ли в нем сверстники, дети с нормальным зрением.
Ограниченный, узкий круг общения слепого или слабовидящего ребенка лишает его важного средства пополнения жизненного опыта, познания действительности и приспособления к ней. 5-6-летнему ребенку просто необходим выход за пределы семьи. Для подготовки к школе важно, чтобы он побольше бывал в детском обществе. Даже если ваш ребенок посещает специализированный детский сад и, по вашему мнению, пресыщен общением, все же старайтесь, чтобы круг его общения не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением. Важно, чтобы он имел друзей среди зрячих детей, играл с ними, бывал в гостях и чувствовал себя при этом естественно и свободно. Безусловно, непросто ввести ребенка в мир, отличающийся от его собственного. Но помните, ему предстоит жить среди зрячих людей, с ними общаться, сотрудничать. Эти умения не приходят сами по себе, они формируются уже в дошкольном возрасте. Для начала посетите семью соседей, где есть сверстник вашего ребенка. Объясните родителям и самому малышу особенности вашего ребенка. И только затем пригласите соседского ребенка к себе в дом. Поиграйте с детьми в доступные для каждого из них игры. Хорошо, если контакты между детьми станут постоянными и для обоих желанными.
Необходимо, чтобы ребенок имел опыт общения не только с детьми, но и со взрослыми: умел обратиться к знакомому или незнакомому человеку с вопросом, просьбой, поблагодарить за услугу, подарок, извиниться в случае причинения беспокойства или неудобства. Учите ребенка быть внимательным к собеседнику и определять его состояние и настроение по мимике, позе, голосу.
Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок этими средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти внешние факторы являются препятствием для установления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их зрячими людьми. Родители слепых и слабовидящих детей и тифлопедагогов отмечают маскообразность, анемичность их лиц, однообразие мимических реакций, практическое отсутствие жестов, монотонность голоса. Это подчас отталкивает зрячих детей и даже пугает. Примером тому может служить рассказ матери слепого мальчика Саши А.: «...Как-то соседский мальчик, ранее мирно игравший в комнате с моим сыном, со слезами прибежал ко мне на кухню и заявил, что не будет больше играть с Сашей. «Он плохой, злой! Я не хочу с таким дружить!» ─ плакал он. Я, конечно, постаралась разобраться в сути детского конфликта. Оказалось, что зрячий мальчик случайно прищемил в игре палец. Мой Саша принялся утешать его. Слова произносил добрые, хорошие, и чувства его, я уверена, были искренними, но на лице блуждала «хитрая» (по выражению зрячего ребенка) улыбка. А я потом сама стала замечать, что эта улыбка у него появляется очень часто: когда его кто-нибудь обидит, огорчит, когда он кого-нибудь жалеет. У меня очень добрый и отзывчивый мальчик. Неужели он так и останется непонятым людьми?»
Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с нарушенным зрением правильной мимике, жесту, позе ─ задача трудная, но осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько подключена к этой работе семья.
Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания, остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры. Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице различных выражений. Например, читая сказку «Коза и семеро козлят», можно предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка, испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.
Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обращайте внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам: «До свидания» ─ помахать рукой, «Иди сюда» ─ поманить рукой, «Тише» ─ приложить палец к губам, «Согласен» ─ кивок головой, «Не знаю» ─ пожать плечами, «Очень плохо» ─ погрозить пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое общение.
Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Витя. Не по-детски серьезен, сосредоточен, способен рассуждать «со знанием дела» на любые темы, прямо маленький старичок! А Павлик ─ весельчак, непоседа, от такого в любую минуту можно ожидать шалости. Надюша, которая за месяц пребывания в школе не вымолвила ни одного слова. Зиночка, все время просящаяся на ручки... Сколько детей, столько и типов. Все они непросто адаптируются в школе. Но наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная для многих слепых и слабовидящих детей позиция «больного ребенка»:
─ Я не буду заправлять постель. Я ничего не вижу. Мне это трудно!
─ Я не могу писать, устали руки. Нельзя заставлять слепого ребенка много работать!
─ Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в первую очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас ─ будете потом оправдываться перед моей мамой!...
Переубедить маленького деспота порой очень непросто. Он пришел в школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя, и воспитатели, и даже одноклассники находятся в школе специально для того, чтобы выполнять за него любую работу, требующую усилий, оберегать от малейших трудностей. Основание для этого ─ вынесенная из семьи убежденность: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать мне, жалеть меня». Ребенку трудно осознать, что в специальной школе все дети находятся в одинаковом положении, всем нужны и помощь, и забота, и внимание. Ребенок с позицией «больного» недооценивает свои возможности, готов только получать помощь и абсолютно не умеет ее оказывать в случае необходимости. Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе, установление контактов со сверстниками. Часто в детском коллективе именно они попадают в категорию «отторгнутых»: с ними не хотят играть, стоять в паре, сидеть за одним столом. И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность своей позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все возможное для формирования у него позиции полноценного человека.
Бывает и так, что ребенок под воздействием семьи переоценивает свои
возможности: привыкший в семье к постоянному восторгу и восхищению его умом, сообразительностью, фантазией за любую, даже небрежно выполненную работу, он ждет такой же оценки от учителя и детей. Для таких детей неприемлемо само понятие «неудача», они не привыкли прилагать усилия для достижения цели. Формирование критичности, трезвой самооценки у детей с нарушениями зрения ─ важное направление деятельности семьи в подготовке ребенка к школе. Но это совсем не означает, что хвалить ребенка не нужно. Похвала должна быть заслуженной и являться оценкой действительных усилий ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку такие условия для деятельности, при которых он непременно добьется успеха. Успех ─ это сов падение результата деятельности (выученное стихотворение, чисто вымытые чашки, аккуратно и правильно вылепленная фигурка и пр.) с замыслом или инструкцией, это поступок, соответствующий установленной нравственной норме. Это преодоление трудности, продвижение в овладении каким-либо умением. И здесь даже малейший шаг вперед должен быть замечен и оценен по достоинству: «Ты чисто выстирала носовой платок. Но ведь это для тебя уже совсем нетрудная задача ─ ты давно научилась это делать. А вот то, что после тебя порядок в ванной, меня приятно удивило. Молодец, что все аккуратно сложила, помыла тазик, вытерла пол. Ты у меня уже настоящая помощница!»
У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе. Какие же условия обеспечивают полноценное личностное развитие ребенка и его подготовку к школе?
Первое и самое главное ─ постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Ребенок не должен знать, что он является причиной горя и переживаний родителей. Тем более он не должен чувствовать, что его как-то по-особому выделяю
Советы родителям
Несколько слов о специальной школе
Каких только надежд порой не возлагают родители слепых и слабовидящих детей на школу, приводя их в первый класс: направление ребенка на операцию и обучение музыке, профессиональная подготовка и помощь семье в решении материальных или жилищных проблем. Некоторые родители пугаются самого слова «специальная», которое зачастую ассоциируется с медицинским или другим учреждением закрытого типа.
Что же все-таки представляет собой специальная школа-интернат для детей с нарушениями зрения? Чем она отличается от обычных школ, которые есть в микрорайоне? В чем ее преимущества и недостатки?
Специальная школа ─ это:
Во-первых, учреждение, где работают педагоги, имеющие дефектологическое образование и квалификацию тифлопедагогов, знающие психологию слепых и слабовидящих детей, специальные методики обучения детей с патологией зрения, владеющие шрифтом Брайля, а значит, те люди, которые могут квалифицированно обучить вашего ребенка при помощи особых методов и приемов не только чтению и письму, но и всему тому, чему учат зрячих детей в обычных массовых школах.
Во-вторых, учреждение, специально предназначенное для обучения детей с дефектом зрения, а значит, оборудованное особыми пособиями, приборами, приспособлениями, книгами, помогающими слепым детям и детям с ослабленным зрением овладеть знаниями по программе, а также многими полезными умениями и навыками.
В-третьих, место, где вашему ребенку предстоит провести 12 лет (полный курс обучения), в отличие от массовой школы, где дети учатся 11 лет. (Детям с нарушениями зрения программой овладевать труднее, поэтому и добавлен еще год.)
В-четвертых, школа, в которой работают различные специалисты, признанные помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, а во многих случаях и зрение, преодолеть некоторые последствия дефекта зрения, найти свое место в современном мире, приспособиться к нему. Это врачи (офтальмологи и педиатры), логопед, реабилитолог, психолог, учитель лечебной физкультуры.
В-пятых, специальные школы-интернаты не такие большие, как массовые школы. В классах 12–15 мальчиков и девочек. Это, безусловно, даст учителю возможность уделить больше внимания каждому из учеников и вашему ребенку в том числе.
И в то же время специальная школа ─ это, как правило, учреждение интернатного типа, где большинство детей проводят практически всю неделю. И, к сожалению, школа-интернат мало напоминает дом и семью.
«...Я отдала много времени и сил, чтобы подготовить своего сына к школе: он у меня и до 100 без запинки считает, и стихи по программе 1-го класса знает, ─ взволнованно убеждала учителя мама одного из будущих учеников, ─ ему совершенно нечего делать в 1-м классе. Пусть идет сразу во 2-й».
Худенький бледный мальчик стоял рядом с мамой и терпеливо ждал, когда настанет его очередь, и он сможет продемонстрировать и счет, и стихи.
─ Скажи, пожалуйста, Виталик, ─ обратилась учительница к мальчику, ─ ты так аккуратно и нарядно одет сегодня. Ты сам одевался, собираясь на встречу со мной?
─ Нет, я еще не умею, ─ смутился мальчик.
─ С этим у нас проблемы, ─ вмешалась в разговор мама.
─ Сами понимаете, слепой ребенок в быту беспомощен. Но тут, я слышала, есть опытные воспитатели, они будут заботиться о Виталике.
─ Да, безусловно, воспитатели у нас опытные, но нянек в школе нет. Виталику будет трудно, многое придется делать самому: и умываться, и одеваться, и накрывать на стол.
─ Но я думала... Он еще и ориентируется очень плохо, ─ все время за мою руку держится, но моя совесть чиста, ─ интеллектуально мальчик развит прекрасно.
Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран, хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И при этом забывают, что без овладения элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок становится абсолютно беспомощным в школе. Конечно, на помощь придут и опытные воспитатели, и учитель - реабилитолог, но такому ребенку неизмеримо труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в семье.
Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны, делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из семьи в школу), а с другой ─ лишает веры в свои силы. Неумение справляться с доступными для других детей проблемами отвращает его от любого кропотливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не овладевший в дошкольном возрасте элементарными навыками самообслуживания, не умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих гармоничной личности. И это особенно опасно
Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: «Владеет ли мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом пространстве?», «Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть собранным и аккуратным?», «Стремится ли он справиться с возникшей проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?». Если вы не уверены в положительном ответе, обратитесь к другим главам этого издания, у вас еще достаточно времени, чтобы позаниматься с ребенком.
─ Алеша, почему ты достал из портфеля краски? У нас урок математики, все дети решают задачу!
─ А я не хочу считать. Я рисовать люблю. Я буду рисовать, потому что мне это нравится!
Такая ситуация на уроке в 1-м классе не удивит ни одну опытную учительницу. Первоклассникам, не привыкшим в семье к слову «надо», не умеющим подчинять свои желания необходимости, очень трудно понять логику школьной жизни. Почему, когда ему хочется играть, он должен садиться за уроки? Или вставать с теплой постели, когда на улице еще темно и так хочется поспать?
Причиной несформированности произвольности поведения (так это называется в психологии) является повышенная опека родителями своих слепых или слабовидящих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни семьи их желаниям и интересам. В результате школьная жизнь ребенка, непривыкшего соизмерять свои желания с обстоятельствами, прилагать усилия для выполнения дела, которое может быть менее интересным и привлекательным для ребенка, чем, например, игра или рисование, превращается в постоянный стресс, борьбу с учителем, воспитателями, другими детьми. От этого страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень тяжелым процесс адаптации в интернате, затрудняется обучение, вхождение в детский коллектив.
Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению своих желаний определенной необходимости. Особенно важно то, как организован обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора или радиоприемника, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр. Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка к детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в школе.
Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово «занятие». И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6-7-летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.
Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому. Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая, ─ эти поручения вполне доступны слепому или слабовидящему ребенку при условии, если родители научили его этим действиям. (Как это сделать, подробно описано в предыдущей главе.) Поручения должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности перед близкими, только тогда они станут для него привычными и естественными.
За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.
В первом классе учителю чрезвычайно трудно справляться с импульсивностью детского поведения. Часто тот или иной ученик-первоклассник может среди урока встать и, не спросив разрешения, отправиться в туалет, погулять или домой, к маме. Или такая проблема, как подсказки. Бороться с тем, что на вопрос одному ученику весь класс отвечает дружным шепотом, бывает нелегко. Ребенку чрезвычайно трудно научиться сдерживать свои стремления отвечать на каждый вопрос учителя, даже если он не обращен непосредственно к нему.
Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность поведения необходимо уже с дошкольного возраста. Способствуют этому различные игры с правилами, следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых игрок, нарушивший правила, наказывается (штрафное очко, выбывание из игры и пр.), и «тихие игры», такие, как «Молчанка», «да» и «нет» не говорить» и др. Детям очень нравятся эти игры. В них они постигают смысл самого понятия «правило», его условность и в то же время необходимость его выполнения для успешной организации какой-либо деятельности.
«Непослушные», слабые руки ─ проблема для первоклассников огромная. Обучение письму и чтению по системе Брайля слепых и частично зрячих детей требует сильных кистей рук, чувствительных пальцев. В школу же часто поступают дети со слабыми, анемичными руками, которые не способны производить тонкие операции, осуществлять поисковые или опознавательные движения, воспринимать рельефные изображения. А ведь это и является основой для чтения и письма по Брайлю.
Все это в равной мере относится и к слабовидящим детям. Обучение письму требует хорошо развитых координированных движений кистей рук и пальцев, способности к довольно длительному и интенсивному мышечному напряжению. Состояние рук слабовидящих первоклассников чаще всего не отвечает этим требованиям.
Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе, необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики рук.
С малышами (2-3 года) занятия нужно проводить по 3-5 минут ежедневно. Начать занятие можно с небольшого массажа кистей рук: сделать поглаживание, разминание, похлопывание, растирание до появления ощущения тепла. Ребенок быстро усвоит этот массаж и через некоторое время сможет выполнять его самостоятельно. Затем необходимо выполнить гимнастику для пальцев, которую можно соединить с веселыми стихами, потешками, песенками. Например:
Ребенок поочередно загибает пальцы руки, приговаривая:
Этот пальчик ─ дедушка,
Этот пальчик ─ бабушка,
Этот пальчик ─ папочка,
Этот пальчик ─ мамочка,
А малютка ─ это я.
Вот и вся моя семья.
Или:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик ─ прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братцев ты ни разбуди.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора.
Ребенок поочередно разгибает согнутые пальцы.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту-
Большому ─ дрова рубить,
Указательному ─ печи топить,
Среднему ─ воду носить,
Безымянному ─ обед варить.
А мизинцу ─ песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Необходимо выучить с ребенком различные упражнения для пальцев и кистей рук.
1. «Здравствуй, пальчик» ─ поочередно здороваются пальцы правой и левой руки: большой с большим, указательный с указательным и т д.
2. «Коза-дереза» ─ вытянуть указательной палец и мизинец, остальные пальцы согнуть.
3. «3айчик» ─ большой и указательный пальцы вытянуты, остальные согнуты и соединены вместе.
4. «Веселые человечки» ─ указательный и средний пальцы «бегают» по столу.
5. «Щелчок» ─ сделать щелчок поочередно каждым пальцем правой и левой руки.
6. «Рыбка» ─ кисть руки производит волнообразные движения.
7. «Птички летают» ─ кисти рук производят колебательные движения, подражая взмахам крыльев птиц.
Способствуют развитию мелкой моторики рук игры с разноцветной мозаикой, различными конструкторами, лепка из глины и пластилина, штриховка или раскрашивание контура предмета цветными карандашами или восковыми мелками (фломастеры для этой цели не годятся, так как не требуют практически никакого мышечного напряжения руки при рисовании), нанизывание бусинок и пр.
Организуя любую деятельность ребенка, проанализируйте, насколько она способствует развитию рук. Поручайте сыну или дочери рассортировать по разным коробкам пуговицы, нитки для шитья, перемотать клубки шерсти для вязания, перебрать крупу, постирать носовые платки.
Для подготовки подушечек пальцев слепого ребенка к обучению чтению рельефно-точечного шрифта обучайте его чтению простейших рельефных рисунков. Для этого можно использовать мягкий картон или плотную фольгу. Мама или папа делает на картоне или фольге какое-либо простое изображение (сначала одну или несколько точек, затем прямую или волнистую линию), а ребенок пальцами обеих рук «читает» получившееся с обратной стороны рельефное изображение.
Впоследствии ребенок сам научится делать подобные рисунки и «читать» их.
Все родители знают, что ребенка-дошкольника, готовя к поступлению в школу, надо многому учить. А ребенка с нарушенным зрением особенно. Но слишком мало доступной специальной литературы, рассказывающей чему и как нужно учить слепого или слабовидящего ребенка в подготовительный к школе период. И бедные дети, повинуясь мамам и папам, заучивают числовой ряд, зазубривают непонятные «взрослые» стихотворения, пишут в тетрадях палочки и крючки, копируют написание букв. Что дает это для психического развития ребенка? Как способствует развитию интереса к окружающему миру и предстоящей деятельности ─ учению? Что может дать, например, знание числового ряда от 1 до 100, если ребенок совершенно не имеет представлений о составе числа, об элементарных действиях прибавления и убавления?
Главное в подготовке слепых и слабовидящих детей к обучению в школе ─ не дача «готовых» знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и формирование способов их приобретения, т. е. научение думать.
Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое детское «почему» можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка: «Куда исчезает снег весной?» можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает (слепой ребенок при помощи осязания, слабовидящий или частично зрячий ребенок при помощи и зрения и осязания), как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны дополнить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для непосредственного восприятия.
Хорошо, если общение родителей с ребенком активизирует его познавательный интерес. Задайте себе вопрос: «Часто ли я бываю с ребенком в лесу, в зоопарке?, «Когда в последний раз мы ходили в театр, в цирк?», «Всегда ли общение с малышом способствует его развитию, обогащению его жизненного опыта?» Так посещение вместе с родителями слепым или слабовидящим ребенком леса или парка может превратиться в интересный и увлекательный урок для дошкольника. В лесу можно понаблюдать за жизнью растений, птиц, насекомых (при правильной организации наблюдения слепому ребенку это тоже доступно).
Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый услышит?», «Что изменилось?». Их смысл ─ увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не уловили, заметить изменения и установить их причину. Это побуждает ребенка быть внимательным, вслушиваться в окружающее, наблюдать, искать ответы на свои же вопросы.
Если ребенок с нарушенным зрением включен в жизнь семьи, воспитывается не иждивенцем, а помощником мамы и папы, его обучение может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь, исходить из круга его обязанностей. Например, ребенок ежедневно готовит стол к вечернему чаю: кладет 3 чашки, 3 блюдца, 3 чайные ложки. Но вот приехала в гости бабушка. Мама предлагает подумать и сосчитать, сколько теперь чашек, блюдец и ложек понадобится. Или папа уехал в командировку. И снова задача, изменение в сервировке. Ребенок считает, сколько теперь чашек понадобится. Постижение таким образом основ математики делает естественным и понятным постижение и состава числа, и простых математических действий, а главное, побуждает ребенка мыслить, формирует познавательный интерес.
Обратим внимание родителей еще на одно необходимое условие готовности к школьному обучению ─ воспитание положительной учебной мотивации, т. е. желания учиться. Часто детей привлекает только новая школьная форма, ранец с металлическими замками и ремнями, стремление называться школьником, желание получать только пятерки ─ все это поверхностная, нестойкая мотивация. Наступают школьные будни, ребенок встречается с первыми трудностями, и интерес к школе, к учению пропадает. Ребенок перестает понимать, зачем он учится, и весь процесс учебы проходит, как подчинение требованиям взрослых, не только не доставляя ему удовольствия, но и становясь принудительной и неприятной обязанностью.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать интерес не к внешним атрибутам школьной жизни, а к самому процессу познания. Стремление узнать новое, интересное, научиться тому, чего не умеешь, любознательность, жажда общения ─ те мотивы учения, которые будут способствовать не только приобретению определенной суммы знаний и умений, но и станут побудительной силой к самостоятельному добыванию новых знаний и умений, к видению и творческому разрешению возникающих проблем.
Формируется такая мотивация не просто. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности, почаще посещайте цирк и зоопарк, детские спектакли и выставки, читайте и обсуждайте книги. Задания, которые вы даете ребенку, вопросы, которые вы обсуждаете, должны постепенно усложняться, представлять для ребенка проблему, с которой, потрудившись, предстоит справиться. Главное ─ видеть в своем ребенке, несмотря ни на что, не обиженного судьбой инвалида, а развивающуюся личность.
Дети играют... Как в капле воды отражается в игре ребенка целый мир, его впечатления, представления, понимание окружающего. Игру называют школой жизни, школой отношений, школой чувств ребенка. В игре ребенок овладевает предметным миром ─ постигает мир вещей, созданных руками человека, помогает понять их смысл, их предназначение. В игре ребенок имеет возможность примерить на себя роль взрослого: мамы, врача, строителя, действовать в соответствии с этой ролью, переживать в соответствии с ней, а значит, обогащаться и интеллектуально, и нравственно, и эмоционально.
Присмотритесь к тому, во что и как играет ваш ребенок, какие игрушки использует в игре. Часто родители довольны, когда ребенок занят чем-то и мало их беспокоит. Ребенок с нарушениями зрения может изо дня в день перебирать кубики или стучать лопаткой по батарее, а родителей это мало тревожит: здоров был бы да сыт!
Однако игра ─ это, с одной стороны, показатель развития ребенка, а с другой, способ его развития.
Слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности в игре. Их игры часто бывают чрезвычайно однотипны и примитивны по содержанию, разворачиваются без игрушек или предметов, их заменяющих. Например, игра незрячих первоклассников «Метро» выглядит так: трое ребят сидят под партой, громко гудят, подражая гудению электрички. По очереди произносят: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция...» Игра без каких-либо существенных добавлений повторяется ежедневно в течение длительного времени. Примерно также с небольшими видоизменениями выглядит игра в автобус, семью и пр.
Причины неумения незрячих детей играть многообразны. Это связано, прежде всего, с тем, что дети с недостатками зрения часто не могут усвоить действия взрослых по подражанию, а следовательно, у них мало жизненного материала для игр. Часто мир слепого или слабовидящего ребенка замыкается пространством его комнаты. Да и круг общения ребенка порой ограничивается только родителями. Неудивительно, что дети, неумеющие играть, при поступлении в школу демонстрируют низкий уровень общего развития, необщительность, безынициативность, пассивность. Учителя начальных классов, воспитатели подчеркивают необходимость специального обучения игре слепых и слабовидящих дошкольников в детском саду или в семье.
Готовя ребенка к школе, старайтесь как можно больше расширять круг его представлений и впечатлений. Ребенку интересно и важно все: и работа продавца в магазине, и действия врача и устройство автобусного гаража. Старайтесь, чтобы полученные ребенком впечатления впоследствии обыгрывались, а чтобы это стало возможным, обращайте его внимание на существенные детали, если есть возможность, подведите его поближе к интересующему объекту или дайте потрогать (тщательно осмотреть).
Учите ребенка игровым действиям: как продавец взвешивает продукты, упаковывает покупку, как водитель управляет автомобилем, как медсестра делает укол или ставит горчичники.
Обучение ребенка с нарушениями зрения сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» можно проводить так.
Сегодня утром вы с ребенком посещали врача. Он полон впечатлений от самого помещения поликлиники, от ожидания в приемной врача, от беседы с доктором, от общения с медсестрой. Хорошо, если вы, не торопясь, походили по поликлинике, рассказали о том, какие врачи ведут прием, чем занимается отдел регистратуры или процедурный кабинет, попросили ребенка понаблюдать во время приема, в чем разница в работе врача и медицинской сестры.
А вечером в кругу семьи ребенку можно предложить игру в поликлинику. Сначала в роли врача может выступать мама. Ребенок выполняет роль пациента. Побуждайте ребенка к анализу и оценке своих действий и действий партнера по игре. Но обсуждение игры должно происходить не во время развития сюжета, а по окончании игры. Важно тактически умелое руководство игрой со стороны родителей: показ правильных действий, ненавязчивое исправление возможных ошибок, неточностей. Хорошо, если за время игры ребенок побывает в роли пациента, врача, медсестры и санитарки, если в игру будут включены родители, брат или сестренка и, конечно, куклы.
Для успеха игры чрезвычайно важны атрибуты: куклы разных размеров с набором соответствующей одежды, кукольная мебель и посуда, строительный материал и пр. Старайтесь давать ребенку для игры и реальные вещи. Так, использованный одноразовый шприц без иглы или папина флотская бескозырка могут побуждать ребенка к развертыванию интересных и полезных для его развития игр. При этом следите за тем, чтобы ребенок использовал предметы в соответствии с их свойствами и функциональным назначением.
Подскажите ребенку, что недостающие в игре предметы могут быть заменены другими, со сходными свойствами: так, если у маленького врача не оказалось под рукой термометра, мама может посоветовать ему заменить термометр карандашом, палочкой, похожими по форме.
При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Игры, содержащие правила, чрезвычайно важны для шестилеток, готовящихся стать первоклассниками, так как учат выполнять действия по инструкции, быть внимательным, сравнивать свои действия с действиями партнеров. Имеющиеся в продаже игры можно использовать, приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых детей. Так, например, для частичнозрячих детей рисунок на карточке лото или разрезной картинке можно обвести черной тушью ─ так он лучше воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик, флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги: бархатной, глянцевой, наждачной.
Прекрасный игровой материал (его можно использовать для слепых и слабовидящих детей) для развития мышления, воображения, сообразительности, памяти собран в книге Б. Никитина «Ступени творчества». Эти игрушки-пособия легко изготовить в домашних условиях из пластика, цветного картона, шнурков, проволоки. Все они являются прекрасными тренажерами не только для развития интеллекта ребенка, но и для его рук, что, как мы уже отмечали, очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.
Еще одно необходимое условие развития слепого или слабовидящего ребенка и подготовки его к школе ─ умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками.
...Дима пришел в школу совершенным дичком. На любой вопрос учителя краснел и прятал лицо в складки маминой юбки.
─ «Он у меня такой, ─ объясняла учителю мама, ─ боится всех чужих: и взрослых, и детей. Да и немудрено это; я на работе целый день, а он с 3-летнего возраста с глухой да подслеповатой бабушкой».
Сколько труда пришлось приложить педагогам, чтобы Дима смог преодолеть свою робость, неконтактность, смог отвечать на уроке, играть с одноклассниками! И как тяжело давалось мальчику привыкание к новой обстановке: обилие разнообразных шумов, беготня детей, многоликость взрослых. Были и слезы, и нежелание идти в школу, и стремление убежать от детей и учителей, скрыться, спрятаться...
Одной из наиболее острых проблем детей, поступающих в 1-й класс специальной школы ─ неумение общаться. Болезненная робость и застенчивость, постоянное стремление «уйти в себя» или, напротив, крикливость, повышенная конфликтность, агрессивность ─ явления довольно частые. Причины их многообразны: это и особенности возбудимости нервной системы, и реакция стресса на проблемы первого года обучения. Но чаше всего ─ результат невнимания родителей к сфере общения ребенка.
Попробуйте проанализировать круг общения своего ребенка: кто в него входит, достаточно ли он разнообразен, присутствуют ли в нем сверстники, дети с нормальным зрением.
Ограниченный, узкий круг общения слепого или слабовидящего ребенка лишает его важного средства пополнения жизненного опыта, познания действительности и приспособления к ней. 5-6-летнему ребенку просто необходим выход за пределы семьи. Для подготовки к школе важно, чтобы он побольше бывал в детском обществе. Даже если ваш ребенок посещает специализированный детский сад и, по вашему мнению, пресыщен общением, все же старайтесь, чтобы круг его общения не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением. Важно, чтобы он имел друзей среди зрячих детей, играл с ними, бывал в гостях и чувствовал себя при этом естественно и свободно. Безусловно, непросто ввести ребенка в мир, отличающийся от его собственного. Но помните, ему предстоит жить среди зрячих людей, с ними общаться, сотрудничать. Эти умения не приходят сами по себе, они формируются уже в дошкольном возрасте. Для начала посетите семью соседей, где есть сверстник вашего ребенка. Объясните родителям и самому малышу особенности вашего ребенка. И только затем пригласите соседского ребенка к себе в дом. Поиграйте с детьми в доступные для каждого из них игры. Хорошо, если контакты между детьми станут постоянными и для обоих желанными.
Необходимо, чтобы ребенок имел опыт общения не только с детьми, но и со взрослыми: умел обратиться к знакомому или незнакомому человеку с вопросом, просьбой, поблагодарить за услугу, подарок, извиниться в случае причинения беспокойства или неудобства. Учите ребенка быть внимательным к собеседнику и определять его состояние и настроение по мимике, позе, голосу.
Немаловажно и то, владеет ли ваш ребенок этими средствами общения: отражает ли его мимика реальное настроение, соответствуют ли высказываниям жесты, выразительна ли речь. Часто именно эти внешние факторы являются препятствием для установления контактов людей с нарушениями зрения с окружающими их зрячими людьми. Родители слепых и слабовидящих детей и тифлопедагогов отмечают маскообразность, анемичность их лиц, однообразие мимических реакций, практическое отсутствие жестов, монотонность голоса. Это подчас отталкивает зрячих детей и даже пугает. Примером тому может служить рассказ матери слепого мальчика Саши А.: «...Как-то соседский мальчик, ранее мирно игравший в комнате с моим сыном, со слезами прибежал ко мне на кухню и заявил, что не будет больше играть с Сашей. «Он плохой, злой! Я не хочу с таким дружить!» ─ плакал он. Я, конечно, постаралась разобраться в сути детского конфликта. Оказалось, что зрячий мальчик случайно прищемил в игре палец. Мой Саша принялся утешать его. Слова произносил добрые, хорошие, и чувства его, я уверена, были искренними, но на лице блуждала «хитрая» (по выражению зрячего ребенка) улыбка. А я потом сама стала замечать, что эта улыбка у него появляется очень часто: когда его кто-нибудь обидит, огорчит, когда он кого-нибудь жалеет. У меня очень добрый и отзывчивый мальчик. Неужели он так и останется непонятым людьми?»
Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с нарушенным зрением правильной мимике, жесту, позе ─ задача трудная, но осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько подключена к этой работе семья.
Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка. Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания, остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры. Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление, огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице различных выражений. Например, читая сказку «Коза и семеро козлят», можно предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка, испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.
Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обращайте внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка наиболее распространенным жестам: «До свидания» ─ помахать рукой, «Иди сюда» ─ поманить рукой, «Тише» ─ приложить палец к губам, «Согласен» ─ кивок головой, «Не знаю» ─ пожать плечами, «Очень плохо» ─ погрозить пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое общение.
Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Витя. Не по-детски серьезен, сосредоточен, способен рассуждать «со знанием дела» на любые темы, прямо маленький старичок! А Павлик ─ весельчак, непоседа, от такого в любую минуту можно ожидать шалости. Надюша, которая за месяц пребывания в школе не вымолвила ни одного слова. Зиночка, все время просящаяся на ручки... Сколько детей, столько и типов. Все они непросто адаптируются в школе. Но наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная для многих слепых и слабовидящих детей позиция «больного ребенка»:
─ Я не буду заправлять постель. Я ничего не вижу. Мне это трудно!
─ Я не могу писать, устали руки. Нельзя заставлять слепого ребенка много работать!
─ Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в первую очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас ─ будете потом оправдываться перед моей мамой!...
Переубедить маленького деспота порой очень непросто. Он пришел в школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя, и воспитатели, и даже одноклассники находятся в школе специально для того, чтобы выполнять за него любую работу, требующую усилий, оберегать от малейших трудностей. Основание для этого ─ вынесенная из семьи убежденность: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать мне, жалеть меня». Ребенку трудно осознать, что в специальной школе все дети находятся в одинаковом положении, всем нужны и помощь, и забота, и внимание. Ребенок с позицией «больного» недооценивает свои возможности, готов только получать помощь и абсолютно не умеет ее оказывать в случае необходимости. Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе, установление контактов со сверстниками. Часто в детском коллективе именно они попадают в категорию «отторгнутых»: с ними не хотят играть, стоять в паре, сидеть за одним столом. И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность своей позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все возможное для формирования у него позиции полноценного человека.
Бывает и так, что ребенок под воздействием семьи переоценивает свои
возможности: привыкший в семье к постоянному восторгу и восхищению его умом, сообразительностью, фантазией за любую, даже небрежно выполненную работу, он ждет такой же оценки от учителя и детей. Для таких детей неприемлемо само понятие «неудача», они не привыкли прилагать усилия для достижения цели. Формирование критичности, трезвой самооценки у детей с нарушениями зрения ─ важное направление деятельности семьи в подготовке ребенка к школе. Но это совсем не означает, что хвалить ребенка не нужно. Похвала должна быть заслуженной и являться оценкой действительных усилий ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку такие условия для деятельности, при которых он непременно добьется успеха. Успех ─ это сов падение результата деятельности (выученное стихотворение, чисто вымытые чашки, аккуратно и правильно вылепленная фигурка и пр.) с замыслом или инструкцией, это поступок, соответствующий установленной нравственной норме. Это преодоление трудности, продвижение в овладении каким-либо умением. И здесь даже малейший шаг вперед должен быть замечен и оценен по достоинству: «Ты чисто выстирала носовой платок. Но ведь это для тебя уже совсем нетрудная задача ─ ты давно научилась это делать. А вот то, что после тебя порядок в ванной, меня приятно удивило. Молодец, что все аккуратно сложила, помыла тазик, вытерла пол. Ты у меня уже настоящая помощница!»
У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе: подчинять свои интересы коллективным, делиться гостинцами, игрушками, школьными принадлежностями, сопереживать неудачам товарищей, радоваться их успехам, уметь сотрудничать и кооперироваться в работе. Какие же условия обеспечивают полноценное личностное развитие ребенка и его подготовку к школе?
Первое и самое главное ─ постоянное сотрудничество ребенка с нарушениями зрения с окружающими его взрослыми во всех делах. Ребенок не должен знать, что он является причиной горя и переживаний родителей. Тем более он не должен чувствовать, что его как-то по-особому выделяю