Афиша
«Любовь - это сердце всего»
Любовь – это сердце всего...
«На мне ж c ума сошла анатомия. Сплошное сердце – гудит повсеместно...», – так писал о себе поэт Маяковский.
90 лет назад, 14 апреля 1930 года ушёл из жизни Владимир Владимирович Маяковский. Когда поэт стрелял себе грудь, он не мог промахнуться, потому что был «сплошное сердце».
Его можно любить или не любить, но равнодушным к нему быть нельзя.
После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».
Несмотря на то, что в советское время его «забронзировали», сделав главным поэтом Советской страны, он и сегодня интересен нам своей трагической судьбой, неукротимым темпераментом и великой душой...
Жизнь и творчество Маяковского – это прежде всего история веры, надежды, любви и разочарования человека. В настоящее время поэт остаётся интересен не агитационными стихами или сатирой, а именно лирикой, где раскрывается вся боль его души.
Отрывок из поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах»
Восклицание «Маяковский – лирик!» вовсе не парадоксально и не содержит в себе противоречия, как могло бы показаться. В этом восклицании нет ничего удивительного или необычного. Оно не может повергнуть в изумление читающего человека, потому что Маяковский – один из самых наших лиричных, нежных и трепетных поэтов.
Высокий, сильный, уверенный в себе Маяковский производил неизгладимое впечатление на девушек. В желтой кофте и блестящих сзади брюках с бахромой, руки в карманах, наглый взгляд. «Красивый я, правда?», – спрашивал он. И все соглашались.
Он влюблялся часто и очень сильно, буквально «беря в плен» возлюбленную. Всю свою страсть он выплёскивал на бумаге. Софье Шамординой он впервые читал стихотворение «Послушайте!», Марии Денисовой посвятил поэму «Облако в штанах» (которую потом посвятил Лиле Брик).
Чувства его безграничны – «громада любовь, громада ненависть». Уже с ранних произведений видно, что любовь переполняет поэта, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна – слишком огромна. И вот, наконец, появляется женщина, «разглядевшая просто мальчика» в этом сильном великане, которая «взяла и просто отобрала сердце».
Молодой Маяковский будто предчувствовал её появление, когда обращался в лирических стихотворениях к небесной своей подруге – луне. Она представлялась и «любовницей рыжеволосой», и матерью его поэзии. Он наделяет ее чертами женщины – ее теплом, чуткостью, пониманием.
Его счастье, мука и боль... Лиля Брик (Лилей её называл Маяковский, а настоящее имя было Лили)...
Пожалуй, говорить о том, что Лиля была единственной женщиной в жизни поэта было бы некорректно, а вот самой яркой и большой любовью – да.
Лиля Брик была одной и тех, чью внешность характеризуют фразой «женщина-подросток»: худенькая, маленького роста, сутулая и с огромными глазами. Но не смотря на неприметную внешность, мужчины часто очаровывались Лилей. Современники говорят, что было в ней нечто чарующее, незабываемое. Один из друзей Брик описывал её так: «У неё торжественные глаза: есть наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и тёмными волосами… эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной».
С Лилей и Осипом Брик Маяковский познакомился в 1915 году. Ему было 22 года. Ей – 24.
В петербургскую квартиру супругов его привела младшая сестра Лили Юрьевны – Эльза, с которой у поэта был роман.
К моменту встречи с Маяковским Брик уже была искушенной в любовных делах дамой, уже многое повидала и попробовала. Она была замужем за Осипом Бриком, в которого была влюблена с 13 лет.
Едва завидев Лилю, Маяковский утратил всякий интерес к своей прежней пассии. «В этот ли первый раз, в другую ли встречу, но я уговорила Володю прочесть стихи Брикам... Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю», – писала сама Эльза. Тут же Маяковский преподнёс тетрадку с поэмой «Облако в штанах» с посвящением Лиле (как сердце отдал до конца жизни).
Этот роман нашёл своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Вместо письма» (1916). После знакомства с Лилей, Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать ей. В 1928 году, при публикации его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства.
«Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня <...>. Два с половиной года у меня не было спокойной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна», — писала Лиля в своих мемуарах.
И ниже уточняла: «Я сразу поняла, что Володя гениальный поэт, но он мне не нравился. Я не любила звонких людей – внешне звонких. Мне не нравилось, что он такого большого роста, что на него оборачиваются на улице, не нравилось, что он слушает свой собственный голос, не нравилось даже, что фамилия его – Маяковский – такая звучная и похожая на псевдоним, причем на пошлый псевдоним».
Кроме обжигающего пламени страсти к Лиличке, Владимир получил чрезвычайно крепкую дружбу с Осипом Бриком.
С самого первого дня Осип был в восторге от молодого поэта. Он за собственные деньги издал «Облако в штанах». И сразу после бросил адвокатскую практику – с головой ушел в литературу: занялся изучением и популяризацией «нового стиха», продолжил издательскую деятельность.
Благодаря усилиям Осипа, квартира Бриков превратилась в настоящий литературный салон. Здесь бывали (помимо почти ежедневно появлявшегося Маяковского) знаменитые поэты, писатели, филологи и другие представители петербургской богемы – Бурлюк, Хлебников, Горький, Шкловский, Якобсон.
Благодаря многолетней дружбе с Маяковским Осип Брик остался в литературе как российский и советский писатель, литературный критик, сценарист и стиховед, один из теоретиков русского авангарда.
Судя по всему, подобная увлеченность супруга поэзией в целом и отдельно взятым поэтом сильно повлияла на Лилю:
«Мы с Осей больше никогда не были близки физически (с 1915 года, – И. Ч.), так что все сплетни о «треугольнике», «любви втроем» и т. п. — совершенно не похоже на то, что было. Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе... Эта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот: возможно, что если б не Ося, я любила бы Володю не так сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося. Ося говорил, что для него Володя не человек, а событие. Володя во многом перестроил Осино мышление, взял его с собой в жизненный путь, и я не знаю более верных друг другу, более любящих друзей и товарищей».
Такие отношения, сложившиеся между Маяковским и супругами Брик, вскоре привели к тому, что все трое стали жить вместе в одной квартире.
Единственной серьезной проблемой, ставившей под угрозу мир и гармонию в этой необычной семье, была, как ни странно, ревность. Члены этого тройственного союза исповедовали идеалы, как сказали бы сегодня, свободной любви.
Пылкая, влюбчивая Лиля, считала себя в полном праве флиртовать и даже спать с любым понравившимся мужчиной. Личная жизнь Осипа Брика, кажется, тоже не стояла на месте. Не терял времени даром и Маяковский – в периоды отъездов из дома он регулярно заводил романы, даже собирался создать семью.
Однако, в отличие от Бриков, поэт не мог избавиться от ревности – этого чудовищного «буржуазного предрассудка».
Надо ли говорить, что свободолюбивой Лиле было совсем не по душе ощущать себя чьей-то собственностью. Когда поэт донимал её своими претензиями, она выставляла ревнивца из дома.
Пока Лиля Юрьевна наслаждалась свободой, Маяковский, разумеется, страдал: однажды он даже пытался застрелиться, но, в основном, конечно, доверял свою боль бумаге. Сложно сказать, насколько сильно волновали Лилю переживания поэта.
«Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», – цинично замечала муза. И после небольшого перерыва снова позволяла Маяковскому быть подле нее.
Однако всякому терпению рано или поздно приходит конец. В 1922 году Лиля не на шутку увлеклась Александром Краснощековым, заместителем наркома финансов, главой Промбанка. Когда же Маяковский заявил о своих правах, она выгнала поэта – теперь не на пару дней, а на 2 месяца.
«Письма Владимира Маяковского к Лиле Брик» отрывок
Переносить разлуку стоически у Маяковского не получалось – он часами бродил под окнами квартиры Бриков, писал возлюбленной длинные письма, посылал подарки.
Владимир Маяковский «Лиличка!» Вместо письма, 26 мая 1916 г. Петроград
Наконец, спустя 2 месяца, как и было оговорено, они встретились. Свидание произошло на вокзале – пара собиралась поехать в Петроград (к этому времени троица уже несколько лет жила в Москве). Едва войдя в купе, Маяковский прочитал Лиле поэму «Про это», написанную за время разлуки, и разрыдался.
По большому счету, Лиля Юрьевна была права – страдания поэта были той самой почвой, на которой вырастали его лучшие произведения.
Отрывок из поэмы Владимира Маяковского «Флейта-позвоночник»
Что же было потом? Несмотря на формальное примирение, эта разлука стала определенной «точкой невозврата» в отношениях Брик и Маяковского. Поэт, как и прежде, писал, что его чувства к Лиле не ослабеют ни при каких обстоятельствах.
Но Маяковскому было необходимо, чтобы и его любили. Потому влюблялся, расставался, искал возможность создать семью… Но при этом он фактически содержал Бриков – оплачивал их заграничные поездки и счета, выполнял разнообразные заказы, к примеру «Очень хочется автомобильчик! Привези, пожалуйста!». Письма и телеграммы тех лет пестрят просьбами выслать денег. Лиля до последнего дня контролировала личную жизнь Маяковского и, как только чуяла угрозу, тут же возвращала его в «семью».
Маяковский не мог, да и видимо, не хотел сопротивляться влиянию Лили на него. Все переживая с гиперболической силой, он так никогда и не смог избавиться от своего «чувства-громады» по отношению к Лиле. Поэт звал Лилю Кися, Кисик, она его – Щененок, Щен и это отражало суть их отношений. Лиля Брик, как кошка, гуляла сама по себе, Маяковский был предан ей по-собачьи.
Отрывок стихотворения Владимира Маяковского «Если я чего написал»
Лиля же, хотя, по-видимому, и не испытывала прежних чувств к Володе, продолжала держать руку на пульсе: когда до нее доходили слухи, что Маяковский по-настоящему влюбился, она разыгрывала ревность и удерживала его от смелых поступков.
«Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься!», – писала она поэту, когда тот уехал в Ялту вместе со своей новой возлюбленной Натальей Брюханенко.
В 1924 году Лиля все же предприняла попытку поставить точку в отношениях. Брик отправила поэту записку следующего содержания: «Ты обещал мне: когда скажу, спорить не будешь. Я тебя больше не люблю. Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь».
После этого Маяковский пишет стихотворение «Юбилейное», где, обращаясь к своему коллеге – Александру Сергеевичу Пушкину, говорит, что теперь «свободен от любви». Но так ли это было на самом деле? Ухаживая в Париже за Татьяной Яковлевой, он честно рассказывает ей о своей любви к Лили, встречаясь в Ницце с Элли Джонс и своей маленькой дочерью Элен, делает то же.
Маяковский пытается избавиться от этого дурмана, но тот проник во все клеточки его организма.
В 1930 году он оказался в ужасном душевном состоянии: равнодушие Лили, несостоявшаяся женитьба на Татьяне Яковлевой, невозможность увидится с дочерью от Элли Джонс, пренебрежение его творчеством партийной верхушки страны, нападки со стороны коллег, плохое физическое состояние, неопределённость отношений с Вероникой Полонской, депрессии – всё это привело поэта к трагической развязке. Брики были за границей. В трудную минуту он оказался один и некому было его остановить и успокоить...как крик души звучат слова из предсмертной записки: «Лиля, люби меня».
Отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Дешевая распродажа»
«Даже если Дульсинея Маяковского не была на самом деле такой, какой она казалась поэту, поблагодарим ее за возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин», — писал Евгений Евтушенко.
Поэт всегда искренен в своих стихах, иначе он не поэт, иначе его стихи забудутся. Стихи Маяковского не забываются. Он был разным: грубым и мягким, жестоким и милосердным. Только одно оставалось неизменным – его лиризм, его нежное, трепетное восприятие жизни, что и позволяет нам назвать Маяковского одним из величайших лириков ХХ века.
Владимир Маяковский «Послушайте!»
Афиша
«Любовь - это сердце всего»
Любовь – это сердце всего...
«На мне ж c ума сошла анатомия. Сплошное сердце – гудит повсеместно...», – так писал о себе поэт Маяковский.
90 лет назад, 14 апреля 1930 года ушёл из жизни Владимир Владимирович Маяковский. Когда поэт стрелял себе грудь, он не мог промахнуться, потому что был «сплошное сердце».
Его можно любить или не любить, но равнодушным к нему быть нельзя.
После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».
Несмотря на то, что в советское время его «забронзировали», сделав главным поэтом Советской страны, он и сегодня интересен нам своей трагической судьбой, неукротимым темпераментом и великой душой...
Жизнь и творчество Маяковского – это прежде всего история веры, надежды, любви и разочарования человека. В настоящее время поэт остаётся интересен не агитационными стихами или сатирой, а именно лирикой, где раскрывается вся боль его души.
Отрывок из поэмы Владимира Маяковского «Облако в штанах»
Восклицание «Маяковский – лирик!» вовсе не парадоксально и не содержит в себе противоречия, как могло бы показаться. В этом восклицании нет ничего удивительного или необычного. Оно не может повергнуть в изумление читающего человека, потому что Маяковский – один из самых наших лиричных, нежных и трепетных поэтов.
Высокий, сильный, уверенный в себе Маяковский производил неизгладимое впечатление на девушек. В желтой кофте и блестящих сзади брюках с бахромой, руки в карманах, наглый взгляд. «Красивый я, правда?», – спрашивал он. И все соглашались.
Он влюблялся часто и очень сильно, буквально «беря в плен» возлюбленную. Всю свою страсть он выплёскивал на бумаге. Софье Шамординой он впервые читал стихотворение «Послушайте!», Марии Денисовой посвятил поэму «Облако в штанах» (которую потом посвятил Лиле Брик).
Чувства его безграничны – «громада любовь, громада ненависть». Уже с ранних произведений видно, что любовь переполняет поэта, он готов отдать ее людям, но она никому не нужна – слишком огромна. И вот, наконец, появляется женщина, «разглядевшая просто мальчика» в этом сильном великане, которая «взяла и просто отобрала сердце».
Молодой Маяковский будто предчувствовал её появление, когда обращался в лирических стихотворениях к небесной своей подруге – луне. Она представлялась и «любовницей рыжеволосой», и матерью его поэзии. Он наделяет ее чертами женщины – ее теплом, чуткостью, пониманием.
Его счастье, мука и боль... Лиля Брик (Лилей её называл Маяковский, а настоящее имя было Лили)...
Пожалуй, говорить о том, что Лиля была единственной женщиной в жизни поэта было бы некорректно, а вот самой яркой и большой любовью – да.
Лиля Брик была одной и тех, чью внешность характеризуют фразой «женщина-подросток»: худенькая, маленького роста, сутулая и с огромными глазами. Но не смотря на неприметную внешность, мужчины часто очаровывались Лилей. Современники говорят, что было в ней нечто чарующее, незабываемое. Один из друзей Брик описывал её так: «У неё торжественные глаза: есть наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и тёмными волосами… эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной».
С Лилей и Осипом Брик Маяковский познакомился в 1915 году. Ему было 22 года. Ей – 24.
В петербургскую квартиру супругов его привела младшая сестра Лили Юрьевны – Эльза, с которой у поэта был роман.
К моменту встречи с Маяковским Брик уже была искушенной в любовных делах дамой, уже многое повидала и попробовала. Она была замужем за Осипом Бриком, в которого была влюблена с 13 лет.
Едва завидев Лилю, Маяковский утратил всякий интерес к своей прежней пассии. «В этот ли первый раз, в другую ли встречу, но я уговорила Володю прочесть стихи Брикам... Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю», – писала сама Эльза. Тут же Маяковский преподнёс тетрадку с поэмой «Облако в штанах» с посвящением Лиле (как сердце отдал до конца жизни).
Этот роман нашёл своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Вместо письма» (1916). После знакомства с Лилей, Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать ей. В 1928 году, при публикации его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства.
«Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня <...>. Два с половиной года у меня не было спокойной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна», — писала Лиля в своих мемуарах.
И ниже уточняла: «Я сразу поняла, что Володя гениальный поэт, но он мне не нравился. Я не любила звонких людей – внешне звонких. Мне не нравилось, что он такого большого роста, что на него оборачиваются на улице, не нравилось, что он слушает свой собственный голос, не нравилось даже, что фамилия его – Маяковский – такая звучная и похожая на псевдоним, причем на пошлый псевдоним».
Кроме обжигающего пламени страсти к Лиличке, Владимир получил чрезвычайно крепкую дружбу с Осипом Бриком.
С самого первого дня Осип был в восторге от молодого поэта. Он за собственные деньги издал «Облако в штанах». И сразу после бросил адвокатскую практику – с головой ушел в литературу: занялся изучением и популяризацией «нового стиха», продолжил издательскую деятельность.
Благодаря усилиям Осипа, квартира Бриков превратилась в настоящий литературный салон. Здесь бывали (помимо почти ежедневно появлявшегося Маяковского) знаменитые поэты, писатели, филологи и другие представители петербургской богемы – Бурлюк, Хлебников, Горький, Шкловский, Якобсон.
Благодаря многолетней дружбе с Маяковским Осип Брик остался в литературе как российский и советский писатель, литературный критик, сценарист и стиховед, один из теоретиков русского авангарда.
Судя по всему, подобная увлеченность супруга поэзией в целом и отдельно взятым поэтом сильно повлияла на Лилю:
«Мы с Осей больше никогда не были близки физически (с 1915 года, – И. Ч.), так что все сплетни о «треугольнике», «любви втроем» и т. п. — совершенно не похоже на то, что было. Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе... Эта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот: возможно, что если б не Ося, я любила бы Володю не так сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося. Ося говорил, что для него Володя не человек, а событие. Володя во многом перестроил Осино мышление, взял его с собой в жизненный путь, и я не знаю более верных друг другу, более любящих друзей и товарищей».
Такие отношения, сложившиеся между Маяковским и супругами Брик, вскоре привели к тому, что все трое стали жить вместе в одной квартире.
Единственной серьезной проблемой, ставившей под угрозу мир и гармонию в этой необычной семье, была, как ни странно, ревность. Члены этого тройственного союза исповедовали идеалы, как сказали бы сегодня, свободной любви.
Пылкая, влюбчивая Лиля, считала себя в полном праве флиртовать и даже спать с любым понравившимся мужчиной. Личная жизнь Осипа Брика, кажется, тоже не стояла на месте. Не терял времени даром и Маяковский – в периоды отъездов из дома он регулярно заводил романы, даже собирался создать семью.
Однако, в отличие от Бриков, поэт не мог избавиться от ревности – этого чудовищного «буржуазного предрассудка».
Надо ли говорить, что свободолюбивой Лиле было совсем не по душе ощущать себя чьей-то собственностью. Когда поэт донимал её своими претензиями, она выставляла ревнивца из дома.
Пока Лиля Юрьевна наслаждалась свободой, Маяковский, разумеется, страдал: однажды он даже пытался застрелиться, но, в основном, конечно, доверял свою боль бумаге. Сложно сказать, насколько сильно волновали Лилю переживания поэта.
«Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», – цинично замечала муза. И после небольшого перерыва снова позволяла Маяковскому быть подле нее.
Однако всякому терпению рано или поздно приходит конец. В 1922 году Лиля не на шутку увлеклась Александром Краснощековым, заместителем наркома финансов, главой Промбанка. Когда же Маяковский заявил о своих правах, она выгнала поэта – теперь не на пару дней, а на 2 месяца.
«Письма Владимира Маяковского к Лиле Брик» отрывок
Переносить разлуку стоически у Маяковского не получалось – он часами бродил под окнами квартиры Бриков, писал возлюбленной длинные письма, посылал подарки.
Владимир Маяковский «Лиличка!» Вместо письма, 26 мая 1916 г. Петроград
Наконец, спустя 2 месяца, как и было оговорено, они встретились. Свидание произошло на вокзале – пара собиралась поехать в Петроград (к этому времени троица уже несколько лет жила в Москве). Едва войдя в купе, Маяковский прочитал Лиле поэму «Про это», написанную за время разлуки, и разрыдался.
По большому счету, Лиля Юрьевна была права – страдания поэта были той самой почвой, на которой вырастали его лучшие произведения.
Отрывок из поэмы Владимира Маяковского «Флейта-позвоночник»
Что же было потом? Несмотря на формальное примирение, эта разлука стала определенной «точкой невозврата» в отношениях Брик и Маяковского. Поэт, как и прежде, писал, что его чувства к Лиле не ослабеют ни при каких обстоятельствах.
Но Маяковскому было необходимо, чтобы и его любили. Потому влюблялся, расставался, искал возможность создать семью… Но при этом он фактически содержал Бриков – оплачивал их заграничные поездки и счета, выполнял разнообразные заказы, к примеру «Очень хочется автомобильчик! Привези, пожалуйста!». Письма и телеграммы тех лет пестрят просьбами выслать денег. Лиля до последнего дня контролировала личную жизнь Маяковского и, как только чуяла угрозу, тут же возвращала его в «семью».
Маяковский не мог, да и видимо, не хотел сопротивляться влиянию Лили на него. Все переживая с гиперболической силой, он так никогда и не смог избавиться от своего «чувства-громады» по отношению к Лиле. Поэт звал Лилю Кися, Кисик, она его – Щененок, Щен и это отражало суть их отношений. Лиля Брик, как кошка, гуляла сама по себе, Маяковский был предан ей по-собачьи.
Отрывок стихотворения Владимира Маяковского «Если я чего написал»
Лиля же, хотя, по-видимому, и не испытывала прежних чувств к Володе, продолжала держать руку на пульсе: когда до нее доходили слухи, что Маяковский по-настоящему влюбился, она разыгрывала ревность и удерживала его от смелых поступков.
«Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься!», – писала она поэту, когда тот уехал в Ялту вместе со своей новой возлюбленной Натальей Брюханенко.
В 1924 году Лиля все же предприняла попытку поставить точку в отношениях. Брик отправила поэту записку следующего содержания: «Ты обещал мне: когда скажу, спорить не будешь. Я тебя больше не люблю. Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь».
После этого Маяковский пишет стихотворение «Юбилейное», где, обращаясь к своему коллеге – Александру Сергеевичу Пушкину, говорит, что теперь «свободен от любви». Но так ли это было на самом деле? Ухаживая в Париже за Татьяной Яковлевой, он честно рассказывает ей о своей любви к Лили, встречаясь в Ницце с Элли Джонс и своей маленькой дочерью Элен, делает то же.
Маяковский пытается избавиться от этого дурмана, но тот проник во все клеточки его организма.
В 1930 году он оказался в ужасном душевном состоянии: равнодушие Лили, несостоявшаяся женитьба на Татьяне Яковлевой, невозможность увидится с дочерью от Элли Джонс, пренебрежение его творчеством партийной верхушки страны, нападки со стороны коллег, плохое физическое состояние, неопределённость отношений с Вероникой Полонской, депрессии – всё это привело поэта к трагической развязке. Брики были за границей. В трудную минуту он оказался один и некому было его остановить и успокоить...как крик души звучат слова из предсмертной записки: «Лиля, люби меня».
Отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Дешевая распродажа»
«Даже если Дульсинея Маяковского не была на самом деле такой, какой она казалась поэту, поблагодарим ее за возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин», — писал Евгений Евтушенко.
Поэт всегда искренен в своих стихах, иначе он не поэт, иначе его стихи забудутся. Стихи Маяковского не забываются. Он был разным: грубым и мягким, жестоким и милосердным. Только одно оставалось неизменным – его лиризм, его нежное, трепетное восприятие жизни, что и позволяет нам назвать Маяковского одним из величайших лириков ХХ века.
Владимир Маяковский «Послушайте!»