Афиша
Лекция «Львообразный стратег Прокопий Ляпунов»
Эта трагическая и жестокая для Русского государства историческая эпоха определена двумя ёмкими словами: Смутное время. Оно началось в 1584 г., сразу после смерти властного и кровавого Ивана IV Грозного, когда на царский престол взошёл его сын, кроткий, болезненный и слабый умом Фёдор, и продолжалось три десятилетия, вплоть до 1613 г., когда Земский собор избрал царём Михаила Федоровича Романова.
Всегда в период тяжких бедствий вперёд выдвигаются яркие, неординарные личности, способные организовать и указать путь среди разрухи и бедствий. Среди 600 имен, упомянутых историками, участников политических, дипломатических, военных попыток спасения погибающей России во время Смуты источники единодушно выделили патриарха Гермогена и рязанского воеводу Прокопия Ляпунова. Оба мужественно вступили в борьбу с польской, шведской интервенцией, антинациональной политикой московского боярства и внутренней смутой. Оба отдали жизнь для спасения страны. Патриарх Гермоген – «духовный вождь», Прокопия Ляпунова – источники называют «стратег» и «властитель». Он был организатором первого ополчения, одним из участников составления первой земской конституции, фактически руководителем Временного правительства на свободной от польской интервенции территории.
Гермоген погиб в польско-боярской тюрьме. Ляпунов убит 22 июля 1611 г. в результате преступной акции польского короля и католиков, вступивших в сговор с московскими боярами и мятежными казаками.
Прокопий Ляпунов. Юрий Каштанов
Существует несколько версий происхождения родословной Ляпуновых. По одной из них, в 1510 году «выехал из Литвы Иван Петрович Хирон», а с ним его «послуживец» Деменка Ляпунов. Другая версия говорит о происхождении Ляпуновых от младшего брата Александра Невского, князя Константина Ярославича Галицкого. Ляпуновы, вследствие непреодолимых политических обстоятельств, потеряли княжеский титул и «захудали».
Согласно третьему предположению, переселение Ляпуновых в Рязанский край выглядит следующим образом. Предок Ляпуновых новгородец Семен Иванов «сын Ляпунов» приехал искать лучшей доли в независимом Рязанском княжестве. В родословной росписи Ляпуновых из «Бархатной книги» об этом переселении говорится так: «И Семен де Иванов сын Ляпунов из Новагорода приехал служить на Резань к Великому Князю Ивану Ивановичу Резанскому, и Великий де Князь Резанской пожаловал ево Семена поместьем на Резани». Прозвище ляпун (ляпунок), на архангельском диалекте означающее мотылёк, стало родовой фамилией семейства Ляпуновых.
Историк С.М. Соловьев откровенно называл род Ляпуновых «худородным».
Судя по летописям впервые Ляпуновы на страницах официальной хроники появляются только в XIV веке.
Дата рождения самого Прокопия Ляпунова нам не известна. Учёные склоняются к 1570-м или даже 1560 годам. Опираются историки при этом на описания современников Прокопия Петровича, где он выглядел зрелым пятидесятилетним мужчиной.
Нет ни одного события в Смутное время, где бы ни поучаствовал неугомонный Прокопий. Оба Самозванца, Шуйский, Семибоярщина – везде мы видим значительную роль Ляпунова в возвышении и низведении правителей. Карамзин описывал Прокопия Ляпунова как человека доверчивого, наивного, что совсем сомнительно, потому что по другим источникам, рязанский воевода держал Рязань и округу в железной руке, обладал огромным авторитетом среди земств и даже казацкой вольницы, судил-рядил, невзирая на чины и достоинства.
Имя самого Прокопия Ляпунова первый раз упоминается при восстании против Богдана Бельского в Москве. Участники поставили пушку напротив Спасских ворот и требовали показать им молодого царя – Федора Ивановича, которому мог угрожать Богдан Бельский. Но многие историки сомневаются в стороне участия в этом восстании семьи Ляпуновых, иначе, почему при восшествии на престол Бориса Годунова, они подверглись опале. Кстати, именно Прокопий Ляпунов представлял Рязанское земство в 1598 году на Земском соборе и ставил свою подпись под избранием Годунова на царство.
С воцарившимся Годуновым Ляпуновы не поладили сразу, во-первых, они не получили никаких наград и чинов за избрание на царство и во времена его правления служили на Рязани или в понизовых городах. Брат Прокопия Захар был послан воеводой в Елец, откуда был вынужден бежать, за это был бит батогами, а потом ещё он нарушил закон царя Бориса о торговле и за контрабанду был бит кнутом.
Сюда же можно отнести общее разорение, голод и слабую верховную власть правительства Годунова. Нельзя не упомянуть общее отношение боярства и служивых людей к Борису Годунову, как к избранной, а не богоданной власти.
В 1604 году Борис Годунов приказал Рязани присоединить своё ополчение к царским войскам, чтобы разгромить войско самозванца Лжедмитрия I. Но Прокопий Ляпунов занял выжидательную позицию и никуда из Рязани не выдвинулся. А в 1605 году после смерти Годунова откровенно занял сторону самозванца. Он специально ездил в Москву, чтобы познакомиться и поддержать Лжедмитрия от Рязанской земли. Известно об участии Прокопия Ляпунова в событиях под Кромами, когда Басманный, презрев клятву сыну Годунова Федору, принес присягу самозванцу. Из «Карамзинского хронографа» мы узнаем, что братья Ляпуновы и их служилые люди тайно принесли клятву самозванцу и силой тягали бояр и воевод на присягу Лжедмитрию.
Так что, когда гонцы принесли в Рязань весть о смерти самозванца и восшествии на престол Василия Шуйского, Ляпунов был в гневе. Избрание это состоялось без участия земств и посадских людей, а только одной Боярской думой, что Прокопий Петрович счёл незаконным и несправедливым. Поэтому вместо присяги новому царю Ляпунов с войском решил присоединиться к восстанию Ивана Болотникова, так как прошёл слух, что Лжедмитрий спасся. Предположительно были направлены гонцы в Путивль, где мог скрываться спасшийся Самозванец, но вернулись ни с чем.
По дороге к Москве Ляпунов понял, что выбрал не ту сторону. Люди Болотникова творили по пути следования разбой и грабежи. Убивали и насиловали, разоряли церкви. Поэтому, когда Прокопий Петрович вместе с Болотниковым и Пашковым дошёл до Москвы и взял её в осаду, он легко пошёл на контакт с людьми Василия Шуйского. И в ноябре рязанцы ночью покинули лагерь и ушли в столицу, где были очень приветливо и радостно встречены. Прокопий Ляпунов получил от Шуйского чин думного боярина, что давало право участвовать в совете Боярской Думы. Для рязанского воеводы это был венец карьеры. В дальнейшем Прокопий Ляпунов участвовал в разгроме своего бывшего сотоварища Болотникова. Остатки восставших после пленения Болотникова в 1607 году влились в армию второго самозванца, идущую к Москве из Стародуба.
Много услуг Прокопий Ляпунов оказал Василию Шуйскому в период его правления. Воевал с Лжедмитрием II, в период наступления польско-литовских войск защищал Рязань и отбил несколько нападений. Когда Тушинский вор, не сумев взять Москву устроил осаду, Прокопий Ляпунов несколько лет снабжал город продовольствием по реке Оке. В те смутные годы многие дворяне, чтобы добиться карьерного роста и увеличить свои наделы, приносили присягу то одному властителю, то другому. Но пока служили, делали это честно и со всем прилежанием. Помимо высокого титула царь Василий даровал Ляпунову множество дорогих подарков, показывающих милость трона.
В это время высоко всходила звезда племянника царя Михаила Скопина-Шуйского. За успешную борьбу с поляками в северских землях был он любим народом и уважаем служивыми людьми. В нём видели замену всё более слабеющей власти Василия Шуйского. Что побудило Прокопия Петровича написать Михаилу письмо и поздравлять с будущим воцарением? Возможно, Ляпунов просто озвучил то, что было у всех на устах. Что именно было в этой грамоте, так предусмотрительно сожжённой Скопиным-Шуйским? Действительно ли Прокопий Петрович поздравлял Михаила с будущим избранием или просто прощупывал почву, обещая поддержку земств? Однако известно, что, хотя Скопин-Шуйский и сжёг письмо и выгнал курьеров, кто-то из послухов донёс об этом ревнивому и мнительному Василию Шуйскому. Через три месяца на пиру Михаил был, предположительно, отравлен вином.
Эта нежданная смерть возмутила Прокопия Петровича, и он начал рассылать по всем городам грамоты, где обвинял в убийстве Михаила Скопина-Шуйского царя Василия и призывал к свержению власти. Напомним, что в этот период времени Прокопий Ляпунов пользовался огромным авторитетом среди земства и служивых людей.
Ко всем бедам разорённой страны на Россию двинулась армия Сигизмунда, который хотел поставить царем своего сына Владислава на шаткий московский трон. Как бы сейчас был кстати молодой талантливый полководец Скопин-Шуйский, но нет его уже.
Пришлось царю Василию посылать войско для отражения польско-литовских интервентов под командованием своего брата Дмитрия, который позорно проиграл сражение и бежал. Положение Василия Шуйского с каждым днем становилось всё хуже и хуже. Припоминали ему, что сел он на трон самовольно, выбранный только Боярской Думой и оттого все беды на Руси, что царь, де, не настоящий. Держался Шуйский на троне только благодаря поддержке патриарха московского Гермогена, который хотя и был против избрания Шуйского, но считал, что раз тот миропомазан, то и нельзя его свергать.
И в этот трагический момент нашей истории на первый план опять выходят Ляпуновы. Пока Прокопий Петрович пытался из Рязани призвать города к неповиновению Шуйскому, Захар Ляпунов и его служилые люди разжигали недовольство народа в Москве. Известно, что Захар с толпой приходил во дворец к Шуйскому и хамски с ним разговаривал, требуя отречения от престола. Около Серпуховских ворот состоялось собрание бояр, дворян и посадских людей, которые решили просить Василия всенародно отречься от трона. Только очень немногие бояре и патриарх были против этого решения. Решение народа принес Василию Шуйскому его свояк. Тому ничего не оставалось кроме как отречься и съехать с Кремля в свой дом.
После свержения Шуйского было послано сообщение в лагерь Тушинского вора, чтобы отстали от Самозванца и объединились ради отражения польской угрозы. Но получили в ответ только насмешки. Такой печальный конец никто не предвидел, и страна осталась совсем без руководства. Думали уже опять звать Шуйского на царство. Однако, предвидя такой момент, Захар Ляпунов со служивыми людьми ворвались в дом Шуйского и насильно остригли его в монахи. Напрасно патриарх рассылал проклятия на голову Захара и его приспешников, дело было сделано. Шуйскому уже нельзя было взойти обратно на трон.
Наступило тяжкое время Семибоярщины, когда страной управляла Боярская дума. В это время Прокопий Петрович Ляпунов пытается уговорить патриарха Гермогена призвать на трон королевича Владислава. Скрепя сердце, Гермоген согласился, однако с условием, чтобы польский королевич принял православную веру и не чинил никаких препятствий православию.
Посольство не увенчалось успехом. Сигизмунд, озлобленный длительной осадой Смоленска, потребовал сначала сдать город, а потом он подумает, стоит ли отдавать им на царство своего сына. И требовал допустить поляков в Москву. Поляков пустили в самое сердце Москвы и послали указание в Смоленск с приказом сдаваться. Но воевода Михаил Шеин и жители Смоленска отказались от сдачи и решили стоять до конца. Такое мужество и ненависть к польско-литовским оккупантам стало стимулом для дальнейшей борьбы с захватчиками.
А поляки хозяйничали в Москве. Патриарха Гермогена посадили под стражу за то, что он возбуждал народ не целовать крест Владиславу, пока тот не перекрестится в православную веру. Там в узилище патриарх и умрёт голодной смертью.
В конце 1610 - начале 1611 гг. рязанский воевода Прокопий Ляпунов, возмущённый предательством поляков, начал собирать города и вести их для борьбы с польской интервенцией, рассылая воззвания:
«Встанем крепко, приимем оружие Божие и щит веры, подвигнемся всею землею к царствующему граду Москве и со всеми православными христианами Московского государства учиним совет: кому быть на Московском государстве государем. Если сдержит слово король и даст сына своего на Московское государство, крестивши его по греческому закону, выведет литовских людей из земли и сам от Смоленска отступит, то мы ему государю, Владиславу Жигимонтовичу, целуем крест и будем ему холопами, а не захочет, то нам всем за веру православную и за все страны российской земли стоять и биться. У нас одна дума: или веру православную нашу очистить, или всем до одного помереть».
Такое воззвание и авторитет Прокопия Петровича подвигли служилых и посадских людей на сборы. Во всех городах зачитывались его послания и делались копии, посылаемые в другие места. Люди вооружались, приносили провиант, собирали сходки, где приносили клятву крестным целованием постоять за веру христианскую и русский народ. Такое воззвание эхом отозвалось в сердцах русских людей, пострадавших от жадных польских интервентов.
На освобождение Москвы от поляков Рязанское ополчение вел Прокопий Ляпунов с «нарядом» (с пушками) и «дощатым городом», изобретённым против конницы, известным в народе «Гуляй-город». Из Шацка шёл Иван Карнозицкий, муромчан вёл князь Федор Иванович Масальский, нижегородцев – князь Александр Андреевич Репнин. Из Суздаля и Владимира двигалиись воевода Измайлов и атаман Просовецкий. Стрелецкий голова Мажаров вёл воинство Переяславля Залесского. Из Вологды и поморских городов шёл воевода Федор Нащекин, из Романова – князья Пронский и Козельский со своими людьми. Мурзы вели романовских татар. Из Галича спешил на помощь воевода Мансуров, с Костромы – князь Федор Иванович Волконский, из Тулы с донцами двигался Иван Заруцкий, из Зарайска – князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Жители Великого Новгорода, заключив в тюрьму сторонников польской партии Ивана Салтыкова и Чиглова, послали Ляпунову ратных людей с «нарядом». По мнению историка Д.И. Иловайского, к Москве двигалось около ста тысяч человек.
Уже в марте первое ополчение под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова подошло к стенам Москвы. За несколько дней до подхода первого ополчения москвичи подняли восстание против поляков. Чтобы расправиться с восставшими, поляки подожгли город. Деревянная Москва моментально вспыхнула и горела три дня, множество людей погибло. Историки по источникам насчитывают около 7 тысяч жертв. Сами поляки укрепились в Кремле и Китай городе, а на улицах Москвы уже стояли ополченцы. А между ними огромное чёрное кладбище, полное сгоревших людей, которых никто не хоронил.
Было принято решение осадить Москву, поскольку количество войск вполне позволяло устроить городу полную осаду и не допустить прохода польских отрядов на выручку осажденным и перекрыть подвоз продовольствия. Со всех сторон стекались русские люди в ополчение Ляпунова, готовые защищать свой народ и веру православную.
Войска Первого ополчения подошли к Москве 28 марта (Все части собрались 1 апреля) 1611 года, вступили в бой и отбросили поляков к стенам Китай-города. Воевода Ляпунов — пылкий и стремительный — как нельзя лучше соответствовал своему крестильному имени Прокофий, что по-гречески означает успевающий. Ляпунов всюду успевал и всегда находился впереди всех, личным примером увлекая за собой ополченцев. В ходе этого штурма был ранен князь Пожарский, командовавший одним из отрядов ополченцев.
После памятного сражения 6 апреля 1611 года, в котором Прокопий Ляпунов особенно отличился полководческим талантом, он получил почётное прозвище «львообразный стратиг». Поляки удивлялись его умелому, правильному руководству войском и личной отвагой в бою.
Ободряющий громкий голос полководца, похожий на рычание разъярённого льва, звал ополченцев вперёд, в самую гущу битвы. Направленные его неукротимой волей, они вступали в ножевые противоборства с противником один на один, бросались пешие на кавалерию и, в конце концов, «вбили неприятеля в крепость», победоносно торжествуя на берегах Неглинной и Москвы-реки.
Руководителями Первого ополчения, кроме Ляпунова, были князь Трубецкой и атаман Заруцкий. По старшинству и знатности возглавлять ополчение должен был князь, но жёсткий и непримиримый Ляпунов никому не уступил первенства и был главенствующей фигурой.
30 июня 1611 года была собрана Дума первого ополчения для восстановления порядка и учреждения приказов: разрядного, земского, разбойного и поместного. Верховная власть вручалась трём воеводам: Трубецкому, Заруцкому и Ляпунову, только их грамоты и указы имели силу. Впрочем, в случае недовольства, Дума ополчения могла сместить выбранных. В списке выбранных Прокопий Петрович занимал только третье место, однако именно он был наиболее авторитетной фигурой, именно под его знамена собирались русские люди, именно его видели в качестве вождя.
Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий – представители разных сословий и преследовали разные интересы, которые порой затмевали общую цель – выгнать поляков из Москвы. Например, при составлении Земского договора был принят пункт о возвращении беглых холопов, что возмутило казачество, в воинстве которого было достаточно утекших людей. Это недовольство вызывалось и строгим наказанием за грабежи и разбой.
Казаки воевали главным образом по сёлам и деревням, и по большим дорогам, грабя и побивая торговых и всяких людей, при которых были пожитки и запасы. Ляпунов много раз говорил в Разряде на советах князю Трубецкому, атаманам Заруцкому и Просовецкому, чтобы унимали своих казаков, что торговым людям от них нет проезда в Москву, а оттого и всей рати нужда во всём. Атаманы объясняли, что они не позволяют казакам грабить, а если кто тайно ездит, тех надо ловить, казнить смертью. Вскоре воевода Матвей Плещеев поймал в Николо-Угрешском монастыре таких воров 28 человек и потопил их в реке; казаки вынули утопленников из воды и привезли в табор под Москву. Собравшись в круг, казаки подняли шум: «он (т. е. Ляпунов) их потопил и всех нас тоже хочет погубить». И думали убить Ляпунова. Узнав об этом, он выехал из стана и намеревался отправиться в Рязань. Под Симоновым монастырем ратные люди нагнали его и уговорили вернуться. Ляпунов переночевал в Никитском острожке, а на другое утро к нему пришли всею ратью и упросили его возвратиться в стан.
Негодование казацкой вольницы было весьма на руку атаману Заруцкому, преследовавшему свою цель – посадить на трон Марию Мнишек, бывшую жену обоих Самозванцев, и её сына (предположительно от Заруцкого) и быть при них властителем. Князь же Трубецкой был обижен, что его отстранили от руководства, хотя он являлся старшим по чину. Их обоих считают причастными к смерти Прокопия Ляпунова, хотя лично они при этом не присутствовали, что тем более подозрительно.
Дата рождения Ляпунова нам неизвестна, но время смерти – очень хорошо. Поляки, обеспокоенные активностью ополчения, снеслись с атаманом Заруцким и подготовили поддельную грамоту от имени Ляпунова. Якобы в той грамоте Прокопий Петрович приказывал всячески уничтожать казаков, а также излагал планы полнейшего истребления их вольницы. Распространение подобной клеветы вызвало в казацких войсках обоснованное негодование. Помимо того, что Ляпунов своими указами подавлял их действия по ограблению и глумлению над местным населением, так теперь они считали, что Прокопий решил их вконец уничтожить.
22 июля 1611 года казаки вызвали Ляпунова на круг, то есть на судилище. Прокопий Петрович подозревал ловушку и отказывался идти, но, его уговорили влиятельные лица от казаков, пообещав полную безопасность. Вместе с ним пошел и его давний недруг Иван Ржевский. После предъявления обвинений, которые Ляпунов с пылом отверг, назначенные Заруцким убийцы накинулись на него с саблями и зарубили. Убит был также и Иван Ржевский, уверенный в невиновности Прокопия Петровича и вставший на его защиту.
Так закончил свою жизнь этот неординарный, сильный и гордый человек, сумевший собрать воедино и объединить разные сословия для защиты страны.
Со смертью Прокопия Петровича Ляпунова распалось Первое ополчение. Дворяне и служивые люди покинули лагерь, а у казаков Заруцкого не хватило сил держать круговую осаду вокруг Москвы. Так польско-литовские войска по-прежнему получали подкрепление и провиантом, и войсками. Заруцкий и Трубецкой под стенами дождались второго ополчения, которое соберёт уже посадский человек Кузьма Минин.
Хорошо сознавая свое влиятельное положение в Рязанской окраине, Прокопий Ляпунов считал себя в силах проявить то же влияние и во всей земле Русской и взял на себя великий подвиг созыва ополчения и его руководительства, опираясь главным образом на людей порядка — земцев, помещиков, горожан и сельчан. Таково было помышление Ляпунова, и им определяется та изменчивость его политических исканий, которая его врагами, при его жизни, и последующими историками объясняется или его личным самолюбием, или неустойчивостью его политических убеждений. При поверхностном взгляде на деятельность Ляпунова действительно поражаешься, как, начиная с Бориса Годунова, он пристаёт к самым противоположным по их политическим замыслам людям, занимавшим в Смутную эпоху московский царский престол, или намеревавшимся занять таковой.
Будучи противником Бориса Годунова, Ляпунов становится на сторону Лжедмитрия — что могли понять и современники Ляпунова, и последующие повествователи о его деятельности, — но и тех и других смущает переход Ляпунова от царя Василия Ивановича Шуйского к Болотникову. Вскоре после того он предлагает царский московский венец князю Михаилу Скопину-Шуйскому, чем, быть может, погубил молодого героя, заронив против него чувства зависти и ненависти в царя Василия Ивановича Шуйского. Затем мы видим Ляпунова сторонником кандидатуры в цари князя Василия Голицына до тех пор, пока он не убедился в несостоятельности этого плана. Владиславу он присягнул, при непременном условии принятия им православия, как это предлагал патриарх Гермоген. Желание Сигизмунда, вместо сына, самому сесть на московский престол, следовательно, господство в Москве католичества и поляков, побудило Ляпунова предпринять как бы крестовый поход в защиту православия и русских. Незадолго до кончины, Ляпунов был обрадован возможностью видеть на престоле шведского королевича Филиппа, который, согласно обещанию, должен был принять православие до приезда в Москву. Скорее всего, все эти перемены в политическом настроении Ляпунова были лишь исканием такого политического устоя, который мог бы умиротворить Московское царство.
После мучительных исканий выхода из Смуты Прокопий Петрович пришёл к выводу о необходимости избрания природного русского государя и организации управления страной, которая в начале XVII века утратила самостоятельность, лишилась войска, центральных органов власти. Что осуществится позже, уже после победы второго ополчения Минина и Пожарского.
Имя Прокопия Ляпунова, первым возвысившего свой голос в защиту православной России, всячески замалчивалось государственной пропагандой столетиями. Ляпунов явно не вписывался в идеологические рамки. Власть имущим был не по душе борец с продажным боярством, разработчик первой русской конституции — Приговора всей земли от 30 июня 1611 года. В Приговоре делалась попытка справедливого наделения землей мелкого служилого дворянства, ограничивалась власть боярства. За старослужащими атаманами и казаками признавалось право выбора: пойти на государственную службу, вписаться в реестр и сделаться помещиками, или же остаться вольнонаёмными людьми, получая хлеб и деньги от государства за свои услуги.
Исключительные заслуги Ляпунова перед Отечеством отмечал патриарх Гермоген: «Воевода и властитель Рязанские земли Прокопий Ляпунов не дал в расхищение и в вечное падение царствующего града Москвы». Русский патриот Ляпунов до последней капли крови защищал православную веру и отстаивал независимость России.
Род Ляпуновых – один из известнейших в России. Многие его представители положили жизнь за Отечество. Ляпуновы дали когорту талантливых людей, преданно служивших России на разных поприщах, известных учёных и деятелей культуры: математик, академик Александр Михайлович Ляпунов, астроном, директор Демидовского лицея Михаил Васильевич Ляпунов, композитор, пианист, дирижер Сергей Михайлович Ляпунов и его дочь – музыковед Анастасия Сергеевна. Ляпунова.
По материалам Интернет - сайтов
Советуем почитать по теме «Смутное время»:
Бахревский В. А. Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец: роман // Василий Шуйский: [cб.] / сост. Е. В. Леонова. — М., 1995. — С. 15–392.
Исторический роман о кратковременном царствовании Василия Ивановича Шуйского.
Бахревский В. А. Смута: ист. роман / В. А. Бахревский. — М.: Армада, 1996. — 523 с. — (Россия: история в романах: Времена Смуты на Руси).
https://www.litmir.me/br/?b=594522&p=1
Роман известного современного писателя Владислава Бахревского посвящён Смутному времени – одному из самых страшных и загадочных периодов в истории России.
Валишевский К. Ф. Смутное время / К. Ф. Валишевский. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2003. — 335 с.: ил.
https://fictionbook.ru/author/kazimir_valishevskiyi/smutnoe_vremya/read_online.html
Начинаясь характеристикой царя Феодора Иоанновича, эта книга, как бы служит продолжением «Иоанна Грозного» того же автора, но вместе с тем дает вполне законченную, сжатую и красивую картину самой бурной эпохи в истории России. Вихрь событий, в начале XVII-го века охвативший громадное пространство восточной Европы, пестрый калейдоскоп оригинальнейших, часто загадочных личностей, вращавшихся в его волнах, давно приковывает к себе внимание историков и писателей.
Как все работы К. Валишевского, его история «Смутного времени» написана с сильным литературным темпераментом, живо и популярно. Его характеристики выпуклы и ярки. Отдельными остроумными замечаниями, попутными соображениями он умеет оригинально осветить туманный эпизод, твёрдым штрихом запечатлеть в памяти читателя метко схваченную особенность исторического лица. Страницы, посвящённые драматической судьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек, читаются с захватывающим интересом, как современный политический роман.
Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году: [ист. роман] / М. Н. Загоскин. — М.: Правда, 1989. — 317, [2] с.
http://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/text_0020.shtml
Действие романа происходит в XVII веке, в годы, которые вошли в историю России как одна из ярких страниц борьбы за её независимость. Вымышленные происшествия романа «без насилия», по словам А.С. Пушкина, входят «в раму обширнейшую происшествия исторического». Заметное место в романе отведено таким событиям, как организация нижегородского ополчения по главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освобождению Москвы от интервентов в 1612 году и другим.
Шамбаров В. Е. День народного единства. Преодоление смуты. – М: Алгоритм, 2014. – 653 с. - (Русская история).
В начале XVII Россия погибала. Смута, месиво гражданских войн, рухнула вся система государственной власти, города и области делили между собой интервенты. Спасли страну не только воинские подвиги. Русские люди сумели преодолеть раздиравшие их политические противоречия, объединиться — и стали непобедимыми. Это единение позволило отразить всех врагов, быстро преодолеть последствия грандиозной катастрофы, снова вывести Россию в число ведущих мировых держав.
Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. – М.: АСТ, 2003. – 506 с. – (Историческая библиотека).
В начале XVII века Россия переживала трагедию Смутного времени. Это была первая в истории нашей страны гражданская война. Три самозванца в течение одного десятилетия принимали имя царевича Дмитрия и пытались сесть на царский трон.
Кем были эти исторические персонажи, которые принесли государству неисчислимые бедствия? Какие условия придали «самозванщине» такую страшную разрушительную силу?
Действительно ли под маской Лжедмитрия скрывался беглый монах Гришка Отрепьев? Ответ на эти вопросы дает в своей новой книге известный историк, учёный с мировым именем, профессор Санкт-Петербургского университета Р.Г. Скрынников.
Тумасов Б. Е. Да будет воля твоя. – М.: Армада, 1996 – 390 с. – (Россия. История в романах).
https://litvek.com/books/5399-kniga-boris-evgenevich-tumasov-da-budet-volya-tvoya
Роман Б.Е.Тумасова, известного писателя, автора многих исторических романов, посвящён Смутному времени. Один из центральных персонажей романа — Лжедмитрий II.
Афиша
Лекция «Львообразный стратег Прокопий Ляпунов»
Эта трагическая и жестокая для Русского государства историческая эпоха определена двумя ёмкими словами: Смутное время. Оно началось в 1584 г., сразу после смерти властного и кровавого Ивана IV Грозного, когда на царский престол взошёл его сын, кроткий, болезненный и слабый умом Фёдор, и продолжалось три десятилетия, вплоть до 1613 г., когда Земский собор избрал царём Михаила Федоровича Романова.
Всегда в период тяжких бедствий вперёд выдвигаются яркие, неординарные личности, способные организовать и указать путь среди разрухи и бедствий. Среди 600 имен, упомянутых историками, участников политических, дипломатических, военных попыток спасения погибающей России во время Смуты источники единодушно выделили патриарха Гермогена и рязанского воеводу Прокопия Ляпунова. Оба мужественно вступили в борьбу с польской, шведской интервенцией, антинациональной политикой московского боярства и внутренней смутой. Оба отдали жизнь для спасения страны. Патриарх Гермоген – «духовный вождь», Прокопия Ляпунова – источники называют «стратег» и «властитель». Он был организатором первого ополчения, одним из участников составления первой земской конституции, фактически руководителем Временного правительства на свободной от польской интервенции территории.
Гермоген погиб в польско-боярской тюрьме. Ляпунов убит 22 июля 1611 г. в результате преступной акции польского короля и католиков, вступивших в сговор с московскими боярами и мятежными казаками.
Прокопий Ляпунов. Юрий Каштанов
Существует несколько версий происхождения родословной Ляпуновых. По одной из них, в 1510 году «выехал из Литвы Иван Петрович Хирон», а с ним его «послуживец» Деменка Ляпунов. Другая версия говорит о происхождении Ляпуновых от младшего брата Александра Невского, князя Константина Ярославича Галицкого. Ляпуновы, вследствие непреодолимых политических обстоятельств, потеряли княжеский титул и «захудали».
Согласно третьему предположению, переселение Ляпуновых в Рязанский край выглядит следующим образом. Предок Ляпуновых новгородец Семен Иванов «сын Ляпунов» приехал искать лучшей доли в независимом Рязанском княжестве. В родословной росписи Ляпуновых из «Бархатной книги» об этом переселении говорится так: «И Семен де Иванов сын Ляпунов из Новагорода приехал служить на Резань к Великому Князю Ивану Ивановичу Резанскому, и Великий де Князь Резанской пожаловал ево Семена поместьем на Резани». Прозвище ляпун (ляпунок), на архангельском диалекте означающее мотылёк, стало родовой фамилией семейства Ляпуновых.
Историк С.М. Соловьев откровенно называл род Ляпуновых «худородным».
Судя по летописям впервые Ляпуновы на страницах официальной хроники появляются только в XIV веке.
Дата рождения самого Прокопия Ляпунова нам не известна. Учёные склоняются к 1570-м или даже 1560 годам. Опираются историки при этом на описания современников Прокопия Петровича, где он выглядел зрелым пятидесятилетним мужчиной.
Нет ни одного события в Смутное время, где бы ни поучаствовал неугомонный Прокопий. Оба Самозванца, Шуйский, Семибоярщина – везде мы видим значительную роль Ляпунова в возвышении и низведении правителей. Карамзин описывал Прокопия Ляпунова как человека доверчивого, наивного, что совсем сомнительно, потому что по другим источникам, рязанский воевода держал Рязань и округу в железной руке, обладал огромным авторитетом среди земств и даже казацкой вольницы, судил-рядил, невзирая на чины и достоинства.
Имя самого Прокопия Ляпунова первый раз упоминается при восстании против Богдана Бельского в Москве. Участники поставили пушку напротив Спасских ворот и требовали показать им молодого царя – Федора Ивановича, которому мог угрожать Богдан Бельский. Но многие историки сомневаются в стороне участия в этом восстании семьи Ляпуновых, иначе, почему при восшествии на престол Бориса Годунова, они подверглись опале. Кстати, именно Прокопий Ляпунов представлял Рязанское земство в 1598 году на Земском соборе и ставил свою подпись под избранием Годунова на царство.
С воцарившимся Годуновым Ляпуновы не поладили сразу, во-первых, они не получили никаких наград и чинов за избрание на царство и во времена его правления служили на Рязани или в понизовых городах. Брат Прокопия Захар был послан воеводой в Елец, откуда был вынужден бежать, за это был бит батогами, а потом ещё он нарушил закон царя Бориса о торговле и за контрабанду был бит кнутом.
Сюда же можно отнести общее разорение, голод и слабую верховную власть правительства Годунова. Нельзя не упомянуть общее отношение боярства и служивых людей к Борису Годунову, как к избранной, а не богоданной власти.
В 1604 году Борис Годунов приказал Рязани присоединить своё ополчение к царским войскам, чтобы разгромить войско самозванца Лжедмитрия I. Но Прокопий Ляпунов занял выжидательную позицию и никуда из Рязани не выдвинулся. А в 1605 году после смерти Годунова откровенно занял сторону самозванца. Он специально ездил в Москву, чтобы познакомиться и поддержать Лжедмитрия от Рязанской земли. Известно об участии Прокопия Ляпунова в событиях под Кромами, когда Басманный, презрев клятву сыну Годунова Федору, принес присягу самозванцу. Из «Карамзинского хронографа» мы узнаем, что братья Ляпуновы и их служилые люди тайно принесли клятву самозванцу и силой тягали бояр и воевод на присягу Лжедмитрию.
Так что, когда гонцы принесли в Рязань весть о смерти самозванца и восшествии на престол Василия Шуйского, Ляпунов был в гневе. Избрание это состоялось без участия земств и посадских людей, а только одной Боярской думой, что Прокопий Петрович счёл незаконным и несправедливым. Поэтому вместо присяги новому царю Ляпунов с войском решил присоединиться к восстанию Ивана Болотникова, так как прошёл слух, что Лжедмитрий спасся. Предположительно были направлены гонцы в Путивль, где мог скрываться спасшийся Самозванец, но вернулись ни с чем.
По дороге к Москве Ляпунов понял, что выбрал не ту сторону. Люди Болотникова творили по пути следования разбой и грабежи. Убивали и насиловали, разоряли церкви. Поэтому, когда Прокопий Петрович вместе с Болотниковым и Пашковым дошёл до Москвы и взял её в осаду, он легко пошёл на контакт с людьми Василия Шуйского. И в ноябре рязанцы ночью покинули лагерь и ушли в столицу, где были очень приветливо и радостно встречены. Прокопий Ляпунов получил от Шуйского чин думного боярина, что давало право участвовать в совете Боярской Думы. Для рязанского воеводы это был венец карьеры. В дальнейшем Прокопий Ляпунов участвовал в разгроме своего бывшего сотоварища Болотникова. Остатки восставших после пленения Болотникова в 1607 году влились в армию второго самозванца, идущую к Москве из Стародуба.
Много услуг Прокопий Ляпунов оказал Василию Шуйскому в период его правления. Воевал с Лжедмитрием II, в период наступления польско-литовских войск защищал Рязань и отбил несколько нападений. Когда Тушинский вор, не сумев взять Москву устроил осаду, Прокопий Ляпунов несколько лет снабжал город продовольствием по реке Оке. В те смутные годы многие дворяне, чтобы добиться карьерного роста и увеличить свои наделы, приносили присягу то одному властителю, то другому. Но пока служили, делали это честно и со всем прилежанием. Помимо высокого титула царь Василий даровал Ляпунову множество дорогих подарков, показывающих милость трона.
В это время высоко всходила звезда племянника царя Михаила Скопина-Шуйского. За успешную борьбу с поляками в северских землях был он любим народом и уважаем служивыми людьми. В нём видели замену всё более слабеющей власти Василия Шуйского. Что побудило Прокопия Петровича написать Михаилу письмо и поздравлять с будущим воцарением? Возможно, Ляпунов просто озвучил то, что было у всех на устах. Что именно было в этой грамоте, так предусмотрительно сожжённой Скопиным-Шуйским? Действительно ли Прокопий Петрович поздравлял Михаила с будущим избранием или просто прощупывал почву, обещая поддержку земств? Однако известно, что, хотя Скопин-Шуйский и сжёг письмо и выгнал курьеров, кто-то из послухов донёс об этом ревнивому и мнительному Василию Шуйскому. Через три месяца на пиру Михаил был, предположительно, отравлен вином.
Эта нежданная смерть возмутила Прокопия Петровича, и он начал рассылать по всем городам грамоты, где обвинял в убийстве Михаила Скопина-Шуйского царя Василия и призывал к свержению власти. Напомним, что в этот период времени Прокопий Ляпунов пользовался огромным авторитетом среди земства и служивых людей.
Ко всем бедам разорённой страны на Россию двинулась армия Сигизмунда, который хотел поставить царем своего сына Владислава на шаткий московский трон. Как бы сейчас был кстати молодой талантливый полководец Скопин-Шуйский, но нет его уже.
Пришлось царю Василию посылать войско для отражения польско-литовских интервентов под командованием своего брата Дмитрия, который позорно проиграл сражение и бежал. Положение Василия Шуйского с каждым днем становилось всё хуже и хуже. Припоминали ему, что сел он на трон самовольно, выбранный только Боярской Думой и оттого все беды на Руси, что царь, де, не настоящий. Держался Шуйский на троне только благодаря поддержке патриарха московского Гермогена, который хотя и был против избрания Шуйского, но считал, что раз тот миропомазан, то и нельзя его свергать.
И в этот трагический момент нашей истории на первый план опять выходят Ляпуновы. Пока Прокопий Петрович пытался из Рязани призвать города к неповиновению Шуйскому, Захар Ляпунов и его служилые люди разжигали недовольство народа в Москве. Известно, что Захар с толпой приходил во дворец к Шуйскому и хамски с ним разговаривал, требуя отречения от престола. Около Серпуховских ворот состоялось собрание бояр, дворян и посадских людей, которые решили просить Василия всенародно отречься от трона. Только очень немногие бояре и патриарх были против этого решения. Решение народа принес Василию Шуйскому его свояк. Тому ничего не оставалось кроме как отречься и съехать с Кремля в свой дом.
После свержения Шуйского было послано сообщение в лагерь Тушинского вора, чтобы отстали от Самозванца и объединились ради отражения польской угрозы. Но получили в ответ только насмешки. Такой печальный конец никто не предвидел, и страна осталась совсем без руководства. Думали уже опять звать Шуйского на царство. Однако, предвидя такой момент, Захар Ляпунов со служивыми людьми ворвались в дом Шуйского и насильно остригли его в монахи. Напрасно патриарх рассылал проклятия на голову Захара и его приспешников, дело было сделано. Шуйскому уже нельзя было взойти обратно на трон.
Наступило тяжкое время Семибоярщины, когда страной управляла Боярская дума. В это время Прокопий Петрович Ляпунов пытается уговорить патриарха Гермогена призвать на трон королевича Владислава. Скрепя сердце, Гермоген согласился, однако с условием, чтобы польский королевич принял православную веру и не чинил никаких препятствий православию.
Посольство не увенчалось успехом. Сигизмунд, озлобленный длительной осадой Смоленска, потребовал сначала сдать город, а потом он подумает, стоит ли отдавать им на царство своего сына. И требовал допустить поляков в Москву. Поляков пустили в самое сердце Москвы и послали указание в Смоленск с приказом сдаваться. Но воевода Михаил Шеин и жители Смоленска отказались от сдачи и решили стоять до конца. Такое мужество и ненависть к польско-литовским оккупантам стало стимулом для дальнейшей борьбы с захватчиками.
А поляки хозяйничали в Москве. Патриарха Гермогена посадили под стражу за то, что он возбуждал народ не целовать крест Владиславу, пока тот не перекрестится в православную веру. Там в узилище патриарх и умрёт голодной смертью.
В конце 1610 - начале 1611 гг. рязанский воевода Прокопий Ляпунов, возмущённый предательством поляков, начал собирать города и вести их для борьбы с польской интервенцией, рассылая воззвания:
«Встанем крепко, приимем оружие Божие и щит веры, подвигнемся всею землею к царствующему граду Москве и со всеми православными христианами Московского государства учиним совет: кому быть на Московском государстве государем. Если сдержит слово король и даст сына своего на Московское государство, крестивши его по греческому закону, выведет литовских людей из земли и сам от Смоленска отступит, то мы ему государю, Владиславу Жигимонтовичу, целуем крест и будем ему холопами, а не захочет, то нам всем за веру православную и за все страны российской земли стоять и биться. У нас одна дума: или веру православную нашу очистить, или всем до одного помереть».
Такое воззвание и авторитет Прокопия Петровича подвигли служилых и посадских людей на сборы. Во всех городах зачитывались его послания и делались копии, посылаемые в другие места. Люди вооружались, приносили провиант, собирали сходки, где приносили клятву крестным целованием постоять за веру христианскую и русский народ. Такое воззвание эхом отозвалось в сердцах русских людей, пострадавших от жадных польских интервентов.
На освобождение Москвы от поляков Рязанское ополчение вел Прокопий Ляпунов с «нарядом» (с пушками) и «дощатым городом», изобретённым против конницы, известным в народе «Гуляй-город». Из Шацка шёл Иван Карнозицкий, муромчан вёл князь Федор Иванович Масальский, нижегородцев – князь Александр Андреевич Репнин. Из Суздаля и Владимира двигалиись воевода Измайлов и атаман Просовецкий. Стрелецкий голова Мажаров вёл воинство Переяславля Залесского. Из Вологды и поморских городов шёл воевода Федор Нащекин, из Романова – князья Пронский и Козельский со своими людьми. Мурзы вели романовских татар. Из Галича спешил на помощь воевода Мансуров, с Костромы – князь Федор Иванович Волконский, из Тулы с донцами двигался Иван Заруцкий, из Зарайска – князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Жители Великого Новгорода, заключив в тюрьму сторонников польской партии Ивана Салтыкова и Чиглова, послали Ляпунову ратных людей с «нарядом». По мнению историка Д.И. Иловайского, к Москве двигалось около ста тысяч человек.
Уже в марте первое ополчение под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова подошло к стенам Москвы. За несколько дней до подхода первого ополчения москвичи подняли восстание против поляков. Чтобы расправиться с восставшими, поляки подожгли город. Деревянная Москва моментально вспыхнула и горела три дня, множество людей погибло. Историки по источникам насчитывают около 7 тысяч жертв. Сами поляки укрепились в Кремле и Китай городе, а на улицах Москвы уже стояли ополченцы. А между ними огромное чёрное кладбище, полное сгоревших людей, которых никто не хоронил.
Было принято решение осадить Москву, поскольку количество войск вполне позволяло устроить городу полную осаду и не допустить прохода польских отрядов на выручку осажденным и перекрыть подвоз продовольствия. Со всех сторон стекались русские люди в ополчение Ляпунова, готовые защищать свой народ и веру православную.
Войска Первого ополчения подошли к Москве 28 марта (Все части собрались 1 апреля) 1611 года, вступили в бой и отбросили поляков к стенам Китай-города. Воевода Ляпунов — пылкий и стремительный — как нельзя лучше соответствовал своему крестильному имени Прокофий, что по-гречески означает успевающий. Ляпунов всюду успевал и всегда находился впереди всех, личным примером увлекая за собой ополченцев. В ходе этого штурма был ранен князь Пожарский, командовавший одним из отрядов ополченцев.
После памятного сражения 6 апреля 1611 года, в котором Прокопий Ляпунов особенно отличился полководческим талантом, он получил почётное прозвище «львообразный стратиг». Поляки удивлялись его умелому, правильному руководству войском и личной отвагой в бою.
Ободряющий громкий голос полководца, похожий на рычание разъярённого льва, звал ополченцев вперёд, в самую гущу битвы. Направленные его неукротимой волей, они вступали в ножевые противоборства с противником один на один, бросались пешие на кавалерию и, в конце концов, «вбили неприятеля в крепость», победоносно торжествуя на берегах Неглинной и Москвы-реки.
Руководителями Первого ополчения, кроме Ляпунова, были князь Трубецкой и атаман Заруцкий. По старшинству и знатности возглавлять ополчение должен был князь, но жёсткий и непримиримый Ляпунов никому не уступил первенства и был главенствующей фигурой.
30 июня 1611 года была собрана Дума первого ополчения для восстановления порядка и учреждения приказов: разрядного, земского, разбойного и поместного. Верховная власть вручалась трём воеводам: Трубецкому, Заруцкому и Ляпунову, только их грамоты и указы имели силу. Впрочем, в случае недовольства, Дума ополчения могла сместить выбранных. В списке выбранных Прокопий Петрович занимал только третье место, однако именно он был наиболее авторитетной фигурой, именно под его знамена собирались русские люди, именно его видели в качестве вождя.
Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий – представители разных сословий и преследовали разные интересы, которые порой затмевали общую цель – выгнать поляков из Москвы. Например, при составлении Земского договора был принят пункт о возвращении беглых холопов, что возмутило казачество, в воинстве которого было достаточно утекших людей. Это недовольство вызывалось и строгим наказанием за грабежи и разбой.
Казаки воевали главным образом по сёлам и деревням, и по большим дорогам, грабя и побивая торговых и всяких людей, при которых были пожитки и запасы. Ляпунов много раз говорил в Разряде на советах князю Трубецкому, атаманам Заруцкому и Просовецкому, чтобы унимали своих казаков, что торговым людям от них нет проезда в Москву, а оттого и всей рати нужда во всём. Атаманы объясняли, что они не позволяют казакам грабить, а если кто тайно ездит, тех надо ловить, казнить смертью. Вскоре воевода Матвей Плещеев поймал в Николо-Угрешском монастыре таких воров 28 человек и потопил их в реке; казаки вынули утопленников из воды и привезли в табор под Москву. Собравшись в круг, казаки подняли шум: «он (т. е. Ляпунов) их потопил и всех нас тоже хочет погубить». И думали убить Ляпунова. Узнав об этом, он выехал из стана и намеревался отправиться в Рязань. Под Симоновым монастырем ратные люди нагнали его и уговорили вернуться. Ляпунов переночевал в Никитском острожке, а на другое утро к нему пришли всею ратью и упросили его возвратиться в стан.
Негодование казацкой вольницы было весьма на руку атаману Заруцкому, преследовавшему свою цель – посадить на трон Марию Мнишек, бывшую жену обоих Самозванцев, и её сына (предположительно от Заруцкого) и быть при них властителем. Князь же Трубецкой был обижен, что его отстранили от руководства, хотя он являлся старшим по чину. Их обоих считают причастными к смерти Прокопия Ляпунова, хотя лично они при этом не присутствовали, что тем более подозрительно.
Дата рождения Ляпунова нам неизвестна, но время смерти – очень хорошо. Поляки, обеспокоенные активностью ополчения, снеслись с атаманом Заруцким и подготовили поддельную грамоту от имени Ляпунова. Якобы в той грамоте Прокопий Петрович приказывал всячески уничтожать казаков, а также излагал планы полнейшего истребления их вольницы. Распространение подобной клеветы вызвало в казацких войсках обоснованное негодование. Помимо того, что Ляпунов своими указами подавлял их действия по ограблению и глумлению над местным населением, так теперь они считали, что Прокопий решил их вконец уничтожить.
22 июля 1611 года казаки вызвали Ляпунова на круг, то есть на судилище. Прокопий Петрович подозревал ловушку и отказывался идти, но, его уговорили влиятельные лица от казаков, пообещав полную безопасность. Вместе с ним пошел и его давний недруг Иван Ржевский. После предъявления обвинений, которые Ляпунов с пылом отверг, назначенные Заруцким убийцы накинулись на него с саблями и зарубили. Убит был также и Иван Ржевский, уверенный в невиновности Прокопия Петровича и вставший на его защиту.
Так закончил свою жизнь этот неординарный, сильный и гордый человек, сумевший собрать воедино и объединить разные сословия для защиты страны.
Со смертью Прокопия Петровича Ляпунова распалось Первое ополчение. Дворяне и служивые люди покинули лагерь, а у казаков Заруцкого не хватило сил держать круговую осаду вокруг Москвы. Так польско-литовские войска по-прежнему получали подкрепление и провиантом, и войсками. Заруцкий и Трубецкой под стенами дождались второго ополчения, которое соберёт уже посадский человек Кузьма Минин.
Хорошо сознавая свое влиятельное положение в Рязанской окраине, Прокопий Ляпунов считал себя в силах проявить то же влияние и во всей земле Русской и взял на себя великий подвиг созыва ополчения и его руководительства, опираясь главным образом на людей порядка — земцев, помещиков, горожан и сельчан. Таково было помышление Ляпунова, и им определяется та изменчивость его политических исканий, которая его врагами, при его жизни, и последующими историками объясняется или его личным самолюбием, или неустойчивостью его политических убеждений. При поверхностном взгляде на деятельность Ляпунова действительно поражаешься, как, начиная с Бориса Годунова, он пристаёт к самым противоположным по их политическим замыслам людям, занимавшим в Смутную эпоху московский царский престол, или намеревавшимся занять таковой.
Будучи противником Бориса Годунова, Ляпунов становится на сторону Лжедмитрия — что могли понять и современники Ляпунова, и последующие повествователи о его деятельности, — но и тех и других смущает переход Ляпунова от царя Василия Ивановича Шуйского к Болотникову. Вскоре после того он предлагает царский московский венец князю Михаилу Скопину-Шуйскому, чем, быть может, погубил молодого героя, заронив против него чувства зависти и ненависти в царя Василия Ивановича Шуйского. Затем мы видим Ляпунова сторонником кандидатуры в цари князя Василия Голицына до тех пор, пока он не убедился в несостоятельности этого плана. Владиславу он присягнул, при непременном условии принятия им православия, как это предлагал патриарх Гермоген. Желание Сигизмунда, вместо сына, самому сесть на московский престол, следовательно, господство в Москве католичества и поляков, побудило Ляпунова предпринять как бы крестовый поход в защиту православия и русских. Незадолго до кончины, Ляпунов был обрадован возможностью видеть на престоле шведского королевича Филиппа, который, согласно обещанию, должен был принять православие до приезда в Москву. Скорее всего, все эти перемены в политическом настроении Ляпунова были лишь исканием такого политического устоя, который мог бы умиротворить Московское царство.
После мучительных исканий выхода из Смуты Прокопий Петрович пришёл к выводу о необходимости избрания природного русского государя и организации управления страной, которая в начале XVII века утратила самостоятельность, лишилась войска, центральных органов власти. Что осуществится позже, уже после победы второго ополчения Минина и Пожарского.
Имя Прокопия Ляпунова, первым возвысившего свой голос в защиту православной России, всячески замалчивалось государственной пропагандой столетиями. Ляпунов явно не вписывался в идеологические рамки. Власть имущим был не по душе борец с продажным боярством, разработчик первой русской конституции — Приговора всей земли от 30 июня 1611 года. В Приговоре делалась попытка справедливого наделения землей мелкого служилого дворянства, ограничивалась власть боярства. За старослужащими атаманами и казаками признавалось право выбора: пойти на государственную службу, вписаться в реестр и сделаться помещиками, или же остаться вольнонаёмными людьми, получая хлеб и деньги от государства за свои услуги.
Исключительные заслуги Ляпунова перед Отечеством отмечал патриарх Гермоген: «Воевода и властитель Рязанские земли Прокопий Ляпунов не дал в расхищение и в вечное падение царствующего града Москвы». Русский патриот Ляпунов до последней капли крови защищал православную веру и отстаивал независимость России.
Род Ляпуновых – один из известнейших в России. Многие его представители положили жизнь за Отечество. Ляпуновы дали когорту талантливых людей, преданно служивших России на разных поприщах, известных учёных и деятелей культуры: математик, академик Александр Михайлович Ляпунов, астроном, директор Демидовского лицея Михаил Васильевич Ляпунов, композитор, пианист, дирижер Сергей Михайлович Ляпунов и его дочь – музыковед Анастасия Сергеевна. Ляпунова.
По материалам Интернет - сайтов
Советуем почитать по теме «Смутное время»:
Бахревский В. А. Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец: роман // Василий Шуйский: [cб.] / сост. Е. В. Леонова. — М., 1995. — С. 15–392.
Исторический роман о кратковременном царствовании Василия Ивановича Шуйского.
Бахревский В. А. Смута: ист. роман / В. А. Бахревский. — М.: Армада, 1996. — 523 с. — (Россия: история в романах: Времена Смуты на Руси).
https://www.litmir.me/br/?b=594522&p=1
Роман известного современного писателя Владислава Бахревского посвящён Смутному времени – одному из самых страшных и загадочных периодов в истории России.
Валишевский К. Ф. Смутное время / К. Ф. Валишевский. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2003. — 335 с.: ил.
https://fictionbook.ru/author/kazimir_valishevskiyi/smutnoe_vremya/read_online.html
Начинаясь характеристикой царя Феодора Иоанновича, эта книга, как бы служит продолжением «Иоанна Грозного» того же автора, но вместе с тем дает вполне законченную, сжатую и красивую картину самой бурной эпохи в истории России. Вихрь событий, в начале XVII-го века охвативший громадное пространство восточной Европы, пестрый калейдоскоп оригинальнейших, часто загадочных личностей, вращавшихся в его волнах, давно приковывает к себе внимание историков и писателей.
Как все работы К. Валишевского, его история «Смутного времени» написана с сильным литературным темпераментом, живо и популярно. Его характеристики выпуклы и ярки. Отдельными остроумными замечаниями, попутными соображениями он умеет оригинально осветить туманный эпизод, твёрдым штрихом запечатлеть в памяти читателя метко схваченную особенность исторического лица. Страницы, посвящённые драматической судьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек, читаются с захватывающим интересом, как современный политический роман.
Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году: [ист. роман] / М. Н. Загоскин. — М.: Правда, 1989. — 317, [2] с.
http://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/text_0020.shtml
Действие романа происходит в XVII веке, в годы, которые вошли в историю России как одна из ярких страниц борьбы за её независимость. Вымышленные происшествия романа «без насилия», по словам А.С. Пушкина, входят «в раму обширнейшую происшествия исторического». Заметное место в романе отведено таким событиям, как организация нижегородского ополчения по главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освобождению Москвы от интервентов в 1612 году и другим.
Шамбаров В. Е. День народного единства. Преодоление смуты. – М: Алгоритм, 2014. – 653 с. - (Русская история).
В начале XVII Россия погибала. Смута, месиво гражданских войн, рухнула вся система государственной власти, города и области делили между собой интервенты. Спасли страну не только воинские подвиги. Русские люди сумели преодолеть раздиравшие их политические противоречия, объединиться — и стали непобедимыми. Это единение позволило отразить всех врагов, быстро преодолеть последствия грандиозной катастрофы, снова вывести Россию в число ведущих мировых держав.
Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. – М.: АСТ, 2003. – 506 с. – (Историческая библиотека).
В начале XVII века Россия переживала трагедию Смутного времени. Это была первая в истории нашей страны гражданская война. Три самозванца в течение одного десятилетия принимали имя царевича Дмитрия и пытались сесть на царский трон.
Кем были эти исторические персонажи, которые принесли государству неисчислимые бедствия? Какие условия придали «самозванщине» такую страшную разрушительную силу?
Действительно ли под маской Лжедмитрия скрывался беглый монах Гришка Отрепьев? Ответ на эти вопросы дает в своей новой книге известный историк, учёный с мировым именем, профессор Санкт-Петербургского университета Р.Г. Скрынников.
Тумасов Б. Е. Да будет воля твоя. – М.: Армада, 1996 – 390 с. – (Россия. История в романах).
https://litvek.com/books/5399-kniga-boris-evgenevich-tumasov-da-budet-volya-tvoya
Роман Б.Е.Тумасова, известного писателя, автора многих исторических романов, посвящён Смутному времени. Один из центральных персонажей романа — Лжедмитрий II.