Афиша
Лекция «Софрониев Александро-Невский монастырь в поселке Ибердский»
Недалеко от посёлка Ибердский находится Свято-Александро-Невский Софрониев монастырь. Он необычен тем, что юридически считается храмом, поскольку в нём проживает только один монах – настоятель отец Николай. Монастырь расположен в исключительно живописной местности в окружении леса. Он был основан в 1802 году, и в те времена был женским, а теперь возрождается как мужской.
Александро-Невская богадельня была основана на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги. Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри. В начале 1892 года первый камень храма был заложен Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня.
Основание монастыря связано с именем старца Софрония (1825-1914). Софроний родился в селе Канино Сапожковского уезда в 1825 году. При крещении младенца батюшка увидел столп света, исходящий от дитя в небо, и сказал родителям, что этот младенец прославит их род. С детства он был верующим и хотел жить в уединении. Пришло время, Софроний женился и был счастлив в браке. У него с супругой Матреной Никифоровной родилось трое детей, но мысль об уединении и молитве не покидала Софрония. И вот, испросив разрешения у супруги, Софроний уходит в лес. В глухом месте он ископал себе землянку рядом с поляной, и стал там жить. Однажды он услышал голос, что здесь будет монастырь, которому он положит начало. Три года Софроний жил в затворе в лесу, был отшельником. Но мысль об основании монастыря не покидала его.
С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права Софроний получил землю под строительство обители. Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год.
Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие.
Мать-игуменью смущал авторитет о. Софрония. А по смущению признается приносимое бесами. Смущение - это непременный и неизбежный плод их действий. И вот враг рода человеческого стал внушать игуменьи, что о. Софроний может стать настоятелем, а она - простой хозяйкой, хотя и в сане игуменьи. И стала она чинить обиды старцу. Слух о настроениях в монастыре достиг Преосвященного Аркадия. Владыка вызвал мать-игуменью, увещевал ее, убеждал смириться. Но трудно было переубедить настоятельницу.
...Между тем наступил 1913 год, последний в земной жизни о. Софрония. Старцу шел 105-й год. Здоровье его ослабело, и он заболел. 25 января 1913 года о. Софроний мирно отошел к Господу.
Когда пришли облачить тело старца, то, сняв с него одежду, обнаружили вериги, которые вросли в его плоть. Тогда все поняли, кто был о. Софроний. Мать-игуменья долго плакала, просила прощения, осознавая свое недостоинство перед великим подвижником...
Похороны о. Софрония состоялись на девятый день, на Сретение Господне. Отпевали его 12 архиереев с приходскими священниками и благочинными. До места вечного упокоения старца шествие длилось 4 часа. Непрерывно служились панихиды. И лишь когда окончилась последняя, гроб опустили в подготовленную могилу-склеп.
Еще до кончины батюшка Софроний говорил приходившим к нему сестрам и мирянам: «Ходите, когда я умру, ко мне на могилку, да носите по гривенничку. И дам вам больше, чем при жизни давал». Завет его всегда исполнялся, приходили люди, служились панихиды, просили батюшку, о чем могли.
События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах.
В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но, когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.
Но с 1996 года монастырь стал восстанавливаться. Была заново построена церковь Александра Невского. И 12 сентября 1998 года было совершено великое освящение храма. .
..Еще в свое время недалеко от монастыря о. Софроний вырыл колодец, прозванный позже народом Софрониевым. Старец благословил купаться в нем и пить воду для исцеления от разных болезней. Чудес на этом источнике было множество...
Сегодня в обители есть храм, колокольня, облагорожено кладбище, где был похоронен старец Софроний. Недалеко от монастыря – источник и купальня. В храме Александра Невского с 1998 года покоятся мощи праведного старца.
Александро-Невский монастырь переживает своё возрождение.
...Исцелять человеческие страсти, очищать сердца — именно в этом видел отец Софроний смысл своей жизни. Старец не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестоким обличителем человеческих недостатков и немощей. Он был живой любовью, близким всякой скорбящей душе. И потому очень для многих отец Софроний стал и другом, и духовным врачом, притягивая к себе не только простолюдинов, но и людей образованных, искавших наставника в жизни, который бы здесь, на земле, указал путь к жизни вечной. Сила его чистой молитвы и благодати ограждала и поныне ограждает от неурядиц и козней вражиих всех, кто в своих молитвах просит его помощи.
«Господь дарует нам святые мощи, чтобы они чудодействовали здесь, — сказал, обращаясь к прихожанам в день прославления святого, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. — И по вере своей каждый получит здесь благодать Божию».
Праведный Софроний был почитателем преподобного Серафима Саровского, к которому со всех концов России стекались люди только с одним вопросом: как спастись? И преподобный Серафим говорил: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя». Приходили люди и в это место с тем же вопросом. И праведный Софроний отвечал всем приходящим к нему словами преподобного Серафима, которого очень почитал: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя».
Другие спрашивали: «Батюшка, как жить?» И праведный Софроний, который также чтил преподобного Амвросия, а возможно, и лично встречался с ним, отвечал словами Оптинского старца: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем — мое почтение».
Память праведного Софрония Ибердского совершается 25 января/7 февраля — в день кончины старца.
***
Тропарь, глас 5-й
Божественною благодатию просветився, терпением, слезами, постом и молитвою подвизался еси во временней жизни сей и по смерти даруеши исцеления, с верою притекающим к тебе. Темже и мы ныне чтим обретение честных мощей твоих, утешающих души наша скорбныя, напояя их радостию и слезами умиления. Святый праведный Софроние, молися прилежно о нас ко Господу, да страну нашу Российскую в мире сохранит и спасет души наша.
Кондак, глас 3-й
Оставив все земное попечение, Преподобнаго Серафима Саровского житию подражая, обитель женскую в пустыннем месте основал еси, да прославляется здесь непрестанно имя Божие. И мы, видя сбывающееся сердца твоего желание, из глубины души к тебе взываем: Святый Праведный Софроние, прииди, стани с нами, да прославим вкупе Христа Бога нашего и Пресвятую Деву Чистую, Упование христианом, да спасет Господь души наша.
* * *
Чудеса по молитвам праведного Софрония Ибердского
В Ряжском уезде, в одной семье родилась слепая девочка Феодора. Мать ее, Агриппина, молилась ночами, чтобы Господь исцелил дочь, и однажды после слезной молитвы задремала. И видит она сон: подходит к ней седой старичок и говорит: «Ты вот плачешь, да слезы льешь... Приди ко мне в монастырь, я тебе помогу». И он сказал, куда ей следует придти. Проснувшись, Агриппина рассказала родным сон, и собрались они в обитель во имя святого благоверного князя Александра Невского близ села Шурова. В это время еще был жив отец Софроний. Старец сам встретил пришедших и, покачав головой, молвил: «Какая-то у вас беда...» Мать ему и рассказала о слепорожденной дочери. Отец Софроний предложил ей чаю, сам тоже попил, а после этого взял кружку, перекрестил и промыл ребенку чаем глаза и благословил девять дней жить в монастыре.
По прошествии этого времени девочка прозрела.
Мать припала к стопам отца Софрония, благодарила его, как могла, а он отвечал: «Бога благодарите, а я — человек грешный». С радостью мать возвратилась домой, а дочь ее, Феодора Бибикова, дожила до 65 лет и перед кончиной просила похоронить ее на кладбище, где погребен отец Софроний.
Недалеко от монастыря отец Софроний выкопал колодец, прозванный позже в народе Софрониевым, и благословил купаться в нем и пить воду для исцеления от слепоты и разнообразных болезней. Некоторые чудеса записали ныне здравствующие жители Кораблинского района.
У одной рабы Божией, именем Евфимия, так сильно болела голова, что женщина не могла работать, мало ходила, а все больше лежала, туго стянув голову бинтом.
Однажды она видит сон: подходит к ней старичок, седой, с ясными, приветливыми глазами и говорит: «Что, головушка болит?» Во сне он благословил ее и приложил крест, который носил при себе, сказав: «Читай «Богородицу», положи три поклона и до самой смерти голова не будет болеть».
Проснувшись, Евфимия сделала то, что повелел ей дивный старец, и головные боли исчезли. Но она не знала, что за святой человек являлся ей, а когда была в гостях у одной приятельницы, которая чтила о. Софрония, то увидела у нее его портрет и воскликнула: «Вот кто ночью ко мне приходил!». Теперь она всегда благодарит батюшку за его милость и однажды летом посетила его могилку.
Поехали как-то в монастырь две женщины: Наталья и Параскева Бугаихины, а до обители от села — семнадцать верст.
Подъезжают к монастырскому хутору, а хутор бедный, постройки старые. Подъезжают к монастырю, привязали лошадей у конюшни. Только к воротам подошли — встречает их отец Софроний и говорит: «Ой, кто ко мне приехал! - радостный, с улыбкой. — Да это петровские богачи ко мне приехали!»
Женщины, услышав такие слова, побледнели, ведь дорогой они занимались пересудами, говорили, что все у отца Софрония бедно, а он им все открыл. Но батюшка улыбнулся, благословил их и проводил в храм, к сестрам. Так, даже на расстоянии, читал батюшка Софроний мысли и встречал всех, кто к нему ехал.
Жительнице города Кораблино, ныне покойной Анне Димитриевне Локтаевой, довелось быть у отца Софрония еще при его жизни. Долго говорили старец и Анна, а потом он ей и говорит: «Анюта, пойди за меня замуж». Она от этих слов чуть не лишилась рассудка. «Батюшка, как же я за Вас замуж пойду, да Вы меня не возьмете...» А старец говорит: «Борода у меня длинная. Дочку твою игуменьей сделаю, будет храм рядом, но ходить в него не будешь, у тебя дома храм будет».
После этого разговора пришла Анна домой и рассказывала, как ее отец Софроний сватал — неизвестно к чему.
А через две недели приехал к Анне высокий мужчина с бородой и говорит: «Выходи за меня замуж. Жена умерла, а у меня восемь детей...» Анюта подумала и согласилась. И был у нее, как предсказал отец Софроний, домашний «монастырь» и игуменья, храм рядом, но дома свой был храм. Всех она любила — и своих, и приемных детей, — а всего их было десять человек. Дожила Анна до 87 лет, всех воспитала, благодаря молитвам отца Софрония.
Множество чудес совершается и по смерти отца Софрония. Многие видели его ходящим по лесу в фуфаечке, подпоясанным лычкой и с топориком на боку.
Как-то раз пришли женщины на родительскую субботу на монастырское кладбище, а к ним подходит парень и говорит: «Бабушки, вот что я вам расскажу. Ехал я недавно ночью по лесу на машине — вез лес на распилку в поселок. Доехал до этого кладбища, машина остановилась и дальше не едет. Смотрю - огонек виднеется. Думал, ребята костер рядом жгут. Подошел к этому месту поближе, смотрю — горит на этой могилке большая свеча, горит ярко, несмотря на сильный ветер. Окликнул вокруг — никого. Страшно стало. Бросил машину в лесу и побежал в поселок за подмогой — машина ведь не идет. Рассказал об этом случае лесорубам, а они, оказывается, тоже как-то, работая допоздна, видели со стороны кладбища огненный столп, как будто кто-то из леса на небо прожектором светил. И еще видели старика, ходящего по лесу в фуфайке и с топором.
Пожилые женщины поведали, что это могилка великого старца, угодника Божия отца Софрония. А машину наутро привезли на буксире — целую и невредимую.
Много раз спасал отец Софроний сына местного лесника Александра. Тот, когда обходил лес, — а угодья были большие — заблудился. Лес темный, да и дело к вечеру. Ходил-ходил. Смотрит вдаль — горит огонек. Вышел на свет. Когда подошел поближе, узнал кладбище, а у могилки отца Софрония горит лампада на кресте. Александр упал на могилу и спал до утра. Очнувшись, ничего не мог вспомнить, а потом вспомнил, как блуждал ночью и как пришел на кладбище. Дома все волновались, а Александр рассказал, как его спас отец Софроний. И с тех пор, когда Александр обходил лесные угодья, всегда затепливал на могилке батюшки Софрония лампадку и благодарил старца за его милость.
Однажды, когда монастырь был уже закрыт, но там продолжали жить монахини, поехали из села Петрова туда две женщины, Анна и Надежда, — отвезти продукты. Проехали посадки и у въезда в лес с ужасом увидели обнаженного мужчину. Испуганные женщины хотели было возвращаться. А по дороге в монастырь рос большой дуб. Только подъехали к нему — выходит старичок в фуфаечке и с топориком и говорит: «Что это вы возвращаетесь, или кого боитесь?»
Женщины ему все рассказали, а он говорит: «Я вас провожу, я как раз в ту сторону иду». Прошли большую часть дороги, женщины думают: «Вот и окружили: один впереди, а другой — позади, да с топором. Делай, что хочешь...» Тогда старичок оглянулся и говорит: «Зачем думаешь худые мысли... Я иду сынку моему помочь да двух сестер проведать. Иди спокойно и не бойся».
Дошли до монастыря, поблагодарили старца, поклонились, видят — он пошел в сторону кладбища. Пришли к матушкам, а они так обрадовались, что не забывают их, принесли им гостинцев. А женщины рассказали матушкам, как их дедушка провожал. Те заплакали слезами умиления: «Да ведь это был батюшка отец Софроний...» Вот тогда женщины и поняли, с кем шли. Так до сих пор люди верят и не раз на себе чувствовали, что отец Софроний ходит по лесу и охраняет его.
Множество чудес совершалось на святом источнике праведного Софрония. Некоторые, по милости Божией, были записаны и передавались из рук в руки. 28 июля 1921 года пришла на поклонение праведному о. Софронию в монастырь крестьянка Богородицкого уезда Тульской губернии Матрона Никитина Крюкова. Ей было во сне видение, в котором старичок, назвавшийся Софронием, велел ей приехать в Александре-Невекий монастырь Ряжского уезда и искупаться в его источнике. У Матрены сильно болела левая рука. Когда она приехала и искупалась в источнике, тотчас получила исцеление, а когда пошла на могилку, то по фотографии узнала дивного старца, явившегося ей, и благодарила его за явленную ей милость.
В том же 1921 году, 4 июля, получила исцеление на святом источнике крестьянка Тамбовской губернии села Новоспасского Анна Тимофеевна Лорецкая, более трех лет страдавшая ревматизмом. Омывшись святой водой, она почувствовала облегчение.
В июле 1917 года у источника отца Софрония произошло исцеление слепой крестьянки Симбирской губернии Агриппины Елизаровой, 18-ти лет. По ее словам, она ослепла 13 лет назад. Однажды ночью приснился ей сон: бродит она по лесу и видит на опушке слева монастырь, а рядом — благообразного старца. Он ей говорит: «Приходи ко мне, я тебе помогу». Он объяснил ей дорогу, и видение кончилось. Проснувшись, она обнаружила в своей руке записку — как доехать до монастыря и подпись: отец Софроний.
Когда Агриппина приехала в обитель, ее отвели к источнику, она перекрестилась, выпила воды и промыла глаза. Сначала она стала видеть мутно, а потом — хорошо различать предметы. На могилке она по фотографии узнала старца, приходившего к ней ночью.
Источник
Святой источник, в народе именуемый Софрониевым, расположен в лесном массиве, на берегу реки Ибердь, в урочище Монастырь Ухоловского района Рязанской области, в 2.9 км северо-восточнее поселка Ибердский Кораблинского района, слева у дороги, ведущей из поселка.
От дороги, для безопасного спуска к источнику, обустроена красивая лестница. Святой источник хорошо обустроен. Построена надкладезная сень, внутри которой неглубокий колодец, откуда воду надо доставать вручную с помощью традиционного ворота с цепью и ведром.
По материалам жития старца Софрония.
Храмы Рязанщины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ryazan-hram.ru/2010/01/05/sofroniev-aleksandro-nevskij-monast. – (05.08.2020).
Афиша
Лекция «Софрониев Александро-Невский монастырь в поселке Ибердский»
Недалеко от посёлка Ибердский находится Свято-Александро-Невский Софрониев монастырь. Он необычен тем, что юридически считается храмом, поскольку в нём проживает только один монах – настоятель отец Николай. Монастырь расположен в исключительно живописной местности в окружении леса. Он был основан в 1802 году, и в те времена был женским, а теперь возрождается как мужской.
Александро-Невская богадельня была основана на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги. Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри. В начале 1892 года первый камень храма был заложен Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня.
Основание монастыря связано с именем старца Софрония (1825-1914). Софроний родился в селе Канино Сапожковского уезда в 1825 году. При крещении младенца батюшка увидел столп света, исходящий от дитя в небо, и сказал родителям, что этот младенец прославит их род. С детства он был верующим и хотел жить в уединении. Пришло время, Софроний женился и был счастлив в браке. У него с супругой Матреной Никифоровной родилось трое детей, но мысль об уединении и молитве не покидала Софрония. И вот, испросив разрешения у супруги, Софроний уходит в лес. В глухом месте он ископал себе землянку рядом с поляной, и стал там жить. Однажды он услышал голос, что здесь будет монастырь, которому он положит начало. Три года Софроний жил в затворе в лесу, был отшельником. Но мысль об основании монастыря не покидала его.
С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права Софроний получил землю под строительство обители. Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год.
Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие.
Мать-игуменью смущал авторитет о. Софрония. А по смущению признается приносимое бесами. Смущение - это непременный и неизбежный плод их действий. И вот враг рода человеческого стал внушать игуменьи, что о. Софроний может стать настоятелем, а она - простой хозяйкой, хотя и в сане игуменьи. И стала она чинить обиды старцу. Слух о настроениях в монастыре достиг Преосвященного Аркадия. Владыка вызвал мать-игуменью, увещевал ее, убеждал смириться. Но трудно было переубедить настоятельницу.
...Между тем наступил 1913 год, последний в земной жизни о. Софрония. Старцу шел 105-й год. Здоровье его ослабело, и он заболел. 25 января 1913 года о. Софроний мирно отошел к Господу.
Когда пришли облачить тело старца, то, сняв с него одежду, обнаружили вериги, которые вросли в его плоть. Тогда все поняли, кто был о. Софроний. Мать-игуменья долго плакала, просила прощения, осознавая свое недостоинство перед великим подвижником...
Похороны о. Софрония состоялись на девятый день, на Сретение Господне. Отпевали его 12 архиереев с приходскими священниками и благочинными. До места вечного упокоения старца шествие длилось 4 часа. Непрерывно служились панихиды. И лишь когда окончилась последняя, гроб опустили в подготовленную могилу-склеп.
Еще до кончины батюшка Софроний говорил приходившим к нему сестрам и мирянам: «Ходите, когда я умру, ко мне на могилку, да носите по гривенничку. И дам вам больше, чем при жизни давал». Завет его всегда исполнялся, приходили люди, служились панихиды, просили батюшку, о чем могли.
События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах.
В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но, когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.
Но с 1996 года монастырь стал восстанавливаться. Была заново построена церковь Александра Невского. И 12 сентября 1998 года было совершено великое освящение храма. .
..Еще в свое время недалеко от монастыря о. Софроний вырыл колодец, прозванный позже народом Софрониевым. Старец благословил купаться в нем и пить воду для исцеления от разных болезней. Чудес на этом источнике было множество...
Сегодня в обители есть храм, колокольня, облагорожено кладбище, где был похоронен старец Софроний. Недалеко от монастыря – источник и купальня. В храме Александра Невского с 1998 года покоятся мощи праведного старца.
Александро-Невский монастырь переживает своё возрождение.
...Исцелять человеческие страсти, очищать сердца — именно в этом видел отец Софроний смысл своей жизни. Старец не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестоким обличителем человеческих недостатков и немощей. Он был живой любовью, близким всякой скорбящей душе. И потому очень для многих отец Софроний стал и другом, и духовным врачом, притягивая к себе не только простолюдинов, но и людей образованных, искавших наставника в жизни, который бы здесь, на земле, указал путь к жизни вечной. Сила его чистой молитвы и благодати ограждала и поныне ограждает от неурядиц и козней вражиих всех, кто в своих молитвах просит его помощи.
«Господь дарует нам святые мощи, чтобы они чудодействовали здесь, — сказал, обращаясь к прихожанам в день прославления святого, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. — И по вере своей каждый получит здесь благодать Божию».
Праведный Софроний был почитателем преподобного Серафима Саровского, к которому со всех концов России стекались люди только с одним вопросом: как спастись? И преподобный Серафим говорил: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя». Приходили люди и в это место с тем же вопросом. И праведный Софроний отвечал всем приходящим к нему словами преподобного Серафима, которого очень почитал: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя».
Другие спрашивали: «Батюшка, как жить?» И праведный Софроний, который также чтил преподобного Амвросия, а возможно, и лично встречался с ним, отвечал словами Оптинского старца: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем — мое почтение».
Память праведного Софрония Ибердского совершается 25 января/7 февраля — в день кончины старца.
***
Тропарь, глас 5-й
Божественною благодатию просветився, терпением, слезами, постом и молитвою подвизался еси во временней жизни сей и по смерти даруеши исцеления, с верою притекающим к тебе. Темже и мы ныне чтим обретение честных мощей твоих, утешающих души наша скорбныя, напояя их радостию и слезами умиления. Святый праведный Софроние, молися прилежно о нас ко Господу, да страну нашу Российскую в мире сохранит и спасет души наша.
Кондак, глас 3-й
Оставив все земное попечение, Преподобнаго Серафима Саровского житию подражая, обитель женскую в пустыннем месте основал еси, да прославляется здесь непрестанно имя Божие. И мы, видя сбывающееся сердца твоего желание, из глубины души к тебе взываем: Святый Праведный Софроние, прииди, стани с нами, да прославим вкупе Христа Бога нашего и Пресвятую Деву Чистую, Упование христианом, да спасет Господь души наша.
* * *
Чудеса по молитвам праведного Софрония Ибердского
В Ряжском уезде, в одной семье родилась слепая девочка Феодора. Мать ее, Агриппина, молилась ночами, чтобы Господь исцелил дочь, и однажды после слезной молитвы задремала. И видит она сон: подходит к ней седой старичок и говорит: «Ты вот плачешь, да слезы льешь... Приди ко мне в монастырь, я тебе помогу». И он сказал, куда ей следует придти. Проснувшись, Агриппина рассказала родным сон, и собрались они в обитель во имя святого благоверного князя Александра Невского близ села Шурова. В это время еще был жив отец Софроний. Старец сам встретил пришедших и, покачав головой, молвил: «Какая-то у вас беда...» Мать ему и рассказала о слепорожденной дочери. Отец Софроний предложил ей чаю, сам тоже попил, а после этого взял кружку, перекрестил и промыл ребенку чаем глаза и благословил девять дней жить в монастыре.
По прошествии этого времени девочка прозрела.
Мать припала к стопам отца Софрония, благодарила его, как могла, а он отвечал: «Бога благодарите, а я — человек грешный». С радостью мать возвратилась домой, а дочь ее, Феодора Бибикова, дожила до 65 лет и перед кончиной просила похоронить ее на кладбище, где погребен отец Софроний.
Недалеко от монастыря отец Софроний выкопал колодец, прозванный позже в народе Софрониевым, и благословил купаться в нем и пить воду для исцеления от слепоты и разнообразных болезней. Некоторые чудеса записали ныне здравствующие жители Кораблинского района.
У одной рабы Божией, именем Евфимия, так сильно болела голова, что женщина не могла работать, мало ходила, а все больше лежала, туго стянув голову бинтом.
Однажды она видит сон: подходит к ней старичок, седой, с ясными, приветливыми глазами и говорит: «Что, головушка болит?» Во сне он благословил ее и приложил крест, который носил при себе, сказав: «Читай «Богородицу», положи три поклона и до самой смерти голова не будет болеть».
Проснувшись, Евфимия сделала то, что повелел ей дивный старец, и головные боли исчезли. Но она не знала, что за святой человек являлся ей, а когда была в гостях у одной приятельницы, которая чтила о. Софрония, то увидела у нее его портрет и воскликнула: «Вот кто ночью ко мне приходил!». Теперь она всегда благодарит батюшку за его милость и однажды летом посетила его могилку.
Поехали как-то в монастырь две женщины: Наталья и Параскева Бугаихины, а до обители от села — семнадцать верст.
Подъезжают к монастырскому хутору, а хутор бедный, постройки старые. Подъезжают к монастырю, привязали лошадей у конюшни. Только к воротам подошли — встречает их отец Софроний и говорит: «Ой, кто ко мне приехал! - радостный, с улыбкой. — Да это петровские богачи ко мне приехали!»
Женщины, услышав такие слова, побледнели, ведь дорогой они занимались пересудами, говорили, что все у отца Софрония бедно, а он им все открыл. Но батюшка улыбнулся, благословил их и проводил в храм, к сестрам. Так, даже на расстоянии, читал батюшка Софроний мысли и встречал всех, кто к нему ехал.
Жительнице города Кораблино, ныне покойной Анне Димитриевне Локтаевой, довелось быть у отца Софрония еще при его жизни. Долго говорили старец и Анна, а потом он ей и говорит: «Анюта, пойди за меня замуж». Она от этих слов чуть не лишилась рассудка. «Батюшка, как же я за Вас замуж пойду, да Вы меня не возьмете...» А старец говорит: «Борода у меня длинная. Дочку твою игуменьей сделаю, будет храм рядом, но ходить в него не будешь, у тебя дома храм будет».
После этого разговора пришла Анна домой и рассказывала, как ее отец Софроний сватал — неизвестно к чему.
А через две недели приехал к Анне высокий мужчина с бородой и говорит: «Выходи за меня замуж. Жена умерла, а у меня восемь детей...» Анюта подумала и согласилась. И был у нее, как предсказал отец Софроний, домашний «монастырь» и игуменья, храм рядом, но дома свой был храм. Всех она любила — и своих, и приемных детей, — а всего их было десять человек. Дожила Анна до 87 лет, всех воспитала, благодаря молитвам отца Софрония.
Множество чудес совершается и по смерти отца Софрония. Многие видели его ходящим по лесу в фуфаечке, подпоясанным лычкой и с топориком на боку.
Как-то раз пришли женщины на родительскую субботу на монастырское кладбище, а к ним подходит парень и говорит: «Бабушки, вот что я вам расскажу. Ехал я недавно ночью по лесу на машине — вез лес на распилку в поселок. Доехал до этого кладбища, машина остановилась и дальше не едет. Смотрю - огонек виднеется. Думал, ребята костер рядом жгут. Подошел к этому месту поближе, смотрю — горит на этой могилке большая свеча, горит ярко, несмотря на сильный ветер. Окликнул вокруг — никого. Страшно стало. Бросил машину в лесу и побежал в поселок за подмогой — машина ведь не идет. Рассказал об этом случае лесорубам, а они, оказывается, тоже как-то, работая допоздна, видели со стороны кладбища огненный столп, как будто кто-то из леса на небо прожектором светил. И еще видели старика, ходящего по лесу в фуфайке и с топором.
Пожилые женщины поведали, что это могилка великого старца, угодника Божия отца Софрония. А машину наутро привезли на буксире — целую и невредимую.
Много раз спасал отец Софроний сына местного лесника Александра. Тот, когда обходил лес, — а угодья были большие — заблудился. Лес темный, да и дело к вечеру. Ходил-ходил. Смотрит вдаль — горит огонек. Вышел на свет. Когда подошел поближе, узнал кладбище, а у могилки отца Софрония горит лампада на кресте. Александр упал на могилу и спал до утра. Очнувшись, ничего не мог вспомнить, а потом вспомнил, как блуждал ночью и как пришел на кладбище. Дома все волновались, а Александр рассказал, как его спас отец Софроний. И с тех пор, когда Александр обходил лесные угодья, всегда затепливал на могилке батюшки Софрония лампадку и благодарил старца за его милость.
Однажды, когда монастырь был уже закрыт, но там продолжали жить монахини, поехали из села Петрова туда две женщины, Анна и Надежда, — отвезти продукты. Проехали посадки и у въезда в лес с ужасом увидели обнаженного мужчину. Испуганные женщины хотели было возвращаться. А по дороге в монастырь рос большой дуб. Только подъехали к нему — выходит старичок в фуфаечке и с топориком и говорит: «Что это вы возвращаетесь, или кого боитесь?»
Женщины ему все рассказали, а он говорит: «Я вас провожу, я как раз в ту сторону иду». Прошли большую часть дороги, женщины думают: «Вот и окружили: один впереди, а другой — позади, да с топором. Делай, что хочешь...» Тогда старичок оглянулся и говорит: «Зачем думаешь худые мысли... Я иду сынку моему помочь да двух сестер проведать. Иди спокойно и не бойся».
Дошли до монастыря, поблагодарили старца, поклонились, видят — он пошел в сторону кладбища. Пришли к матушкам, а они так обрадовались, что не забывают их, принесли им гостинцев. А женщины рассказали матушкам, как их дедушка провожал. Те заплакали слезами умиления: «Да ведь это был батюшка отец Софроний...» Вот тогда женщины и поняли, с кем шли. Так до сих пор люди верят и не раз на себе чувствовали, что отец Софроний ходит по лесу и охраняет его.
Множество чудес совершалось на святом источнике праведного Софрония. Некоторые, по милости Божией, были записаны и передавались из рук в руки. 28 июля 1921 года пришла на поклонение праведному о. Софронию в монастырь крестьянка Богородицкого уезда Тульской губернии Матрона Никитина Крюкова. Ей было во сне видение, в котором старичок, назвавшийся Софронием, велел ей приехать в Александре-Невекий монастырь Ряжского уезда и искупаться в его источнике. У Матрены сильно болела левая рука. Когда она приехала и искупалась в источнике, тотчас получила исцеление, а когда пошла на могилку, то по фотографии узнала дивного старца, явившегося ей, и благодарила его за явленную ей милость.
В том же 1921 году, 4 июля, получила исцеление на святом источнике крестьянка Тамбовской губернии села Новоспасского Анна Тимофеевна Лорецкая, более трех лет страдавшая ревматизмом. Омывшись святой водой, она почувствовала облегчение.
В июле 1917 года у источника отца Софрония произошло исцеление слепой крестьянки Симбирской губернии Агриппины Елизаровой, 18-ти лет. По ее словам, она ослепла 13 лет назад. Однажды ночью приснился ей сон: бродит она по лесу и видит на опушке слева монастырь, а рядом — благообразного старца. Он ей говорит: «Приходи ко мне, я тебе помогу». Он объяснил ей дорогу, и видение кончилось. Проснувшись, она обнаружила в своей руке записку — как доехать до монастыря и подпись: отец Софроний.
Когда Агриппина приехала в обитель, ее отвели к источнику, она перекрестилась, выпила воды и промыла глаза. Сначала она стала видеть мутно, а потом — хорошо различать предметы. На могилке она по фотографии узнала старца, приходившего к ней ночью.
Источник
Святой источник, в народе именуемый Софрониевым, расположен в лесном массиве, на берегу реки Ибердь, в урочище Монастырь Ухоловского района Рязанской области, в 2.9 км северо-восточнее поселка Ибердский Кораблинского района, слева у дороги, ведущей из поселка.
От дороги, для безопасного спуска к источнику, обустроена красивая лестница. Святой источник хорошо обустроен. Построена надкладезная сень, внутри которой неглубокий колодец, откуда воду надо доставать вручную с помощью традиционного ворота с цепью и ведром.
По материалам жития старца Софрония.
Храмы Рязанщины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ryazan-hram.ru/2010/01/05/sofroniev-aleksandro-nevskij-monast. – (05.08.2020).