rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная Анонс Лекция «... Могучий воскрешатель прошлого...». Часть 2

Афиша

Лекция «... Могучий воскрешатель прошлого...». Часть 2

Спустя два года после успеха картины «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков написал ещё одно полотно на сюжет из российской истории.

Художник Михаил Нестеров называл эту картину своей «самой любимой картиной Сурикова». Это картина «Меншиков в Березове» - одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций.

Замысел картины возник у Сурикова во время тяжёлых дум о прошлом России и переломных периодах её истории. А моментом возникновения образа послужил один случай в жизни художника, описанный одним из его биографов.

Лето 1881 года Суриков с семьёй проводил под Москвой в Перерве. Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, время, когда нет охоты выйти за дверь. Эта обстановка показалась ему знакомой, как будто он когда-то, очень давно, всё пережил и видел: и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?», — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Берёзове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать».

История сюжета картины

Александр Данилович Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. В своих преобразованиях Пётр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Наделённый живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра.

Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Но обстоятельства оказались сильнее его. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии - российским императором объявлялся 12-летний сын казнённого Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении совершеннолетия жениться на одной из дочерей Меншикова - Марии или Александре. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Однако противникам его удалось взять верх.

Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Берёзов. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.

Всё громадное состояние фаворита Петра I было конфисковано, а самого князя обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью. Перед отправкой в далёкий Берёзов у ссыльных отобрали всё личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца...

Во время скорбного путешествия жена Меншикова, княгиня Дарья Михайловна Арсеньева, ослепшая от слёз и горя, не выдерживает трудной дороги. Её похоронят на местном кладбище в Верхнем Услоне.

Бытует версия, что Меншикову не дали как следует попрощаться с женой и он сам рыл могилу для усопшей. На самом деле это лишь обычный домысел. На тот момент здоровье князя сильно ухудшилось, и он просто физически не мог что-либо делать.

К тому же, поручик Степан Крюковский, который находился при нём, сразу же выделил деньги на похороны Дарье Михайловны. Кроме того, при князе пока ещё находились собственные слуги и солдаты караула, не говоря о кладбищенских служках.

Свои несчастья Меншиков и его дети переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей он выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери Мария и Александра занимались хозяйством. Жителей Берёзова Александр Данилович поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении.

Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Рассказывают, что в Берёзове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь отвечал с достоинством: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим».

Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а еще через полгода и сам Александр Данилович.

Описание картины

Посвятив свою картину Меншикову. Суриков не свел её к изображению личной драмы героя. Дыхание истории ощущается в этом произведении художника. Он показал Меншикова в первые месяцы ссылки. Он остановился на том моменте, когда Меншиков уже свергнут, унижен, с него сошел лоск фаворита, его покинула надменность временщика, но он ещё не утратил несгибаемую волю государственного мужа. В картине Сурикова в одном образе Меншикова заключен обширный круг идей, ответно вызывающих в зрителе обширный круг переживаний.

...Низкая бревенчатая изба. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Остатки былой роскоши заполняют землянку. В углу блестят позолоченные иконы, внизу мы видим небольшой столик, покрытый дорогой узорной тканью. На полу лежит медвежья шкура.

Безмолвно сидят вокруг отца дети. Одежда на них кажется яркой, нарядной, однако она не нова...

Меншиков сидит у стола. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружён в глубокую думу. Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрёк его на жалкое и постыдное существование, сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию.

Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.

Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключённого в тюрьму. Длинный тулуп, в который закутался Меншиков, выглядит потрёпанным и жалким. Однако хозяин его отнюдь не жалок. Напротив, он кажется нам огромным. Словно орёл, заключённый в клетку певчей птички...

Нужно сказать, Сурикова не раз упрекали за несоблюдение пропорций... Встать в полный рост в этой тесной комнате Александр Меншиков не смог бы; потолок так и нависает над ним, давит его, пригибает к земле...

Иван Крамской говорил об этой картине так: «Она одновременно и восхищает, и оскорбляет своей безграмотностью. Если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок».

Однако здесь нет ни капли безграмотности. Напротив, хладнокровная ложь. Известно, что ссыльный Александр Меншиков жил хоть и не во дворце, но все-таки в достойном доме, который сам же под себя и свою семью переделал, для чего ещё в Тобольске купил топоров, пил и прочего плотницкого инструмента, а также гвоздей и скоб на 150 рублей: деньги по тем временам большие.

Но историческая правда приносится Суриковым в жертву. И все ради того, чтобы снова и в который раз показать обречённость главного героя. Ему и впрямь не встать, он фактически находится в гробу. Тесном и тёмном.

Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Березове, глядя на детей, он видит их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

Обречёнными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Безнадёжно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Близко к отцу сидит и тринадцатилетний сын, лицо которого не по-детски серьёзно и печально. Слегка склонённая голова его опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчеркивающие скрытую силу в фигуре самого Меншикова.

И только младшая Александра, читающая Евангелие, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, ещё на что-то надеется, у неё ещё возможно будущее. Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушенная белым мехом. Золотистые волосы причудливо причёсаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах. Но нелепым выглядит в этой тёмной избёнке богатый парчовый наряд Александры, что ещё более подчёркивает трагическую безысходность происходящего.

Свечей здесь не зажигают, берегут... Света, падающего из окна, ещё вполне достаточно для чтения. Печи в землянке либо нет вовсе, либо и её не разожгли сегодня... В доме холодно. Обитатели его кутаются в шубы и коротают время в тишине и бесплодных сожалениях.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрёт в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернётся ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург.

Наибольшее внимание привлекает старшая дочь Меншикова, Мария Александровна, сидящая по правую руку от отца. Мария — бледная, растерянная, закутанная во все чёрное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая всё — богатство, высокое положение и своё блестящее будущее русской императрицы. Чёрные, словно вороново крыло, волосы, изогнутые брови над большими, печальными глазами. Как и отец, она смотрит в никуда... Вид у неё отстранённый. Взгляд остановился. Чёрный цвет одеяния Марии — словно пророчество о её печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы (а, скорее от тоски), в день своего восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после неё уйдет из жизни и сам Меншиков.

На дальнем плане погружён в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного — Александр. Ему повезёт намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной — он скончается в возрасте 50 лет.

Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе — это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживёт смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернётся ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена. Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически тогда правил Россией. Но и на ней словно лежало проклятие — Александра умрёт в 23 года при родах вместе с новорожденным.

Суриков часто отталкивался от натурных впечатлений. Натурщицей, с которой художник писал старшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна. Александра и Александру Суриков писал со своих знакомых, а самого Меншикова — по маске с бюста.

Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом ещё нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.

Думаю, ещё обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Особенности картины

Если бы Суриков повернул Меншикова лицом к зрителю и его невидящий взгляд был обращен прямо на него, картина выиграла бы в психологической силе воздействия, но фигура Меншикова потеряла бы значительную долю своей внушительности. Суриков стремился сохранить эпическое отношение к происходящей драме, и в связи с этим фигура главного персонажа повернута в профиль. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Суриков даёт возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом. В противовес ему, как главному герою, только одна его старшая дочка Мария повернула к зрителю свое личико, которое среди всех остальных лиц картины выделяется особенной бледностью и худобой. Правда, ее тоскующий взгляд направлен вдаль, но всё же этот образ перебрасывает мост к зрителю от того, что происходит в картине.

«Меншиков» Сурикова отличается от других его картин не только драматическим замыслом и фигурной композицией, но и в цветовом отношении. В «Утре стрелецкой казни», в «Боярыне Морозовой» едва ли не каждое пятно уравновешивается другими пятнами той же светосилы, все вместе они составляют спокойный и ясный «ковровый узор». В «Меншикове» колорит отличается большей драматической напряжённостью и разнородностью цветовых оттенков: вспыхивает серебряная парча, теплится свет лампад, блестят золотые оклады, сгустком малинового светится суконная скатерть стола, и от этого красного словно сыплются искры—мы видим их в кайме меншиковского халата и его меховых сапог, в каблучках девичьих туфель и в красной закладке книги на аналое. Самый пепельно-серый халат Меншикова отливает желтыми и розовыми оттенками. Среди этого богатства красок даже убогий пузырёк с деревянным маслом на окне образует созвучие жёлтого и зеленого.

Меншиков был для Сурикова не отвлечённым воплощением идей петровской реформы, не носителем тех варварских способов, которыми эти идеи проводились в жизнь. Меншиков — это живая историческая личность с высокими порывами государственного мужа и низкими пороками стяжателя, всесильный фаворит и несчастный отец, человек во всей нераздельности его добрых и дурных качеств.

В позиции Сурикова не было ни личного пристрастия, ни холодного объективизма и равнодушия, но готовность понять историю в движении. Ведь не зря его называют «честным свидетелем жизни ушедших веков». Настолько живо и точно он отображал образы прежних эпох.

В отличие от большинства полотен Василия Сурикова, «Меншиков в Березове» не показывает прямого противостояния народа (толпы) и власти. В истории поверженного «полудержавного властелина» выражено общее настроение российской жизни: будущее непредсказуемо, а настоящее двойственно и зыбко. Смирение с такой участью и при этом упорство в стремлении к стабильности и благополучию становятся своего рода протестом народа против власти. При этом как бы удачна ни была жизнь сегодня, лучше помнить слова Меншикова: «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу».

Картина «Меншиков в Березове» была выставлена на 11 Передвижной выставке, была приобретена П.М.Третьяковым. Благодаря этому, Суриков смог поехать за границу совершенствовать свое мастерство. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

В.И. Суриков «Меншиков в Березове». 1883 г. Холст, масло. 169 × 204 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Главная Анонс Лекция «... Могучий воскрешатель прошлого...». Часть 2

Афиша

Лекция «... Могучий воскрешатель прошлого...». Часть 2

Спустя два года после успеха картины «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков написал ещё одно полотно на сюжет из российской истории.

Художник Михаил Нестеров называл эту картину своей «самой любимой картиной Сурикова». Это картина «Меншиков в Березове» - одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций.

Замысел картины возник у Сурикова во время тяжёлых дум о прошлом России и переломных периодах её истории. А моментом возникновения образа послужил один случай в жизни художника, описанный одним из его биографов.

Лето 1881 года Суриков с семьёй проводил под Москвой в Перерве. Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, время, когда нет охоты выйти за дверь. Эта обстановка показалась ему знакомой, как будто он когда-то, очень давно, всё пережил и видел: и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?», — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Берёзове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать».

История сюжета картины

Александр Данилович Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. В своих преобразованиях Пётр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Наделённый живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра.

Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Но обстоятельства оказались сильнее его. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии - российским императором объявлялся 12-летний сын казнённого Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении совершеннолетия жениться на одной из дочерей Меншикова - Марии или Александре. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Однако противникам его удалось взять верх.

Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Берёзов. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.

Всё громадное состояние фаворита Петра I было конфисковано, а самого князя обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью. Перед отправкой в далёкий Берёзов у ссыльных отобрали всё личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца...

Во время скорбного путешествия жена Меншикова, княгиня Дарья Михайловна Арсеньева, ослепшая от слёз и горя, не выдерживает трудной дороги. Её похоронят на местном кладбище в Верхнем Услоне.

Бытует версия, что Меншикову не дали как следует попрощаться с женой и он сам рыл могилу для усопшей. На самом деле это лишь обычный домысел. На тот момент здоровье князя сильно ухудшилось, и он просто физически не мог что-либо делать.

К тому же, поручик Степан Крюковский, который находился при нём, сразу же выделил деньги на похороны Дарье Михайловны. Кроме того, при князе пока ещё находились собственные слуги и солдаты караула, не говоря о кладбищенских служках.

Свои несчастья Меншиков и его дети переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей он выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери Мария и Александра занимались хозяйством. Жителей Берёзова Александр Данилович поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении.

Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Рассказывают, что в Берёзове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь отвечал с достоинством: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим».

Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а еще через полгода и сам Александр Данилович.

Описание картины

Посвятив свою картину Меншикову. Суриков не свел её к изображению личной драмы героя. Дыхание истории ощущается в этом произведении художника. Он показал Меншикова в первые месяцы ссылки. Он остановился на том моменте, когда Меншиков уже свергнут, унижен, с него сошел лоск фаворита, его покинула надменность временщика, но он ещё не утратил несгибаемую волю государственного мужа. В картине Сурикова в одном образе Меншикова заключен обширный круг идей, ответно вызывающих в зрителе обширный круг переживаний.

...Низкая бревенчатая изба. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Остатки былой роскоши заполняют землянку. В углу блестят позолоченные иконы, внизу мы видим небольшой столик, покрытый дорогой узорной тканью. На полу лежит медвежья шкура.

Безмолвно сидят вокруг отца дети. Одежда на них кажется яркой, нарядной, однако она не нова...

Меншиков сидит у стола. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружён в глубокую думу. Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрёк его на жалкое и постыдное существование, сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию.

Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.

Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключённого в тюрьму. Длинный тулуп, в который закутался Меншиков, выглядит потрёпанным и жалким. Однако хозяин его отнюдь не жалок. Напротив, он кажется нам огромным. Словно орёл, заключённый в клетку певчей птички...

Нужно сказать, Сурикова не раз упрекали за несоблюдение пропорций... Встать в полный рост в этой тесной комнате Александр Меншиков не смог бы; потолок так и нависает над ним, давит его, пригибает к земле...

Иван Крамской говорил об этой картине так: «Она одновременно и восхищает, и оскорбляет своей безграмотностью. Если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок».

Однако здесь нет ни капли безграмотности. Напротив, хладнокровная ложь. Известно, что ссыльный Александр Меншиков жил хоть и не во дворце, но все-таки в достойном доме, который сам же под себя и свою семью переделал, для чего ещё в Тобольске купил топоров, пил и прочего плотницкого инструмента, а также гвоздей и скоб на 150 рублей: деньги по тем временам большие.

Но историческая правда приносится Суриковым в жертву. И все ради того, чтобы снова и в который раз показать обречённость главного героя. Ему и впрямь не встать, он фактически находится в гробу. Тесном и тёмном.

Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Березове, глядя на детей, он видит их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

Обречёнными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Безнадёжно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Близко к отцу сидит и тринадцатилетний сын, лицо которого не по-детски серьёзно и печально. Слегка склонённая голова его опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчеркивающие скрытую силу в фигуре самого Меншикова.

И только младшая Александра, читающая Евангелие, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, ещё на что-то надеется, у неё ещё возможно будущее. Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушенная белым мехом. Золотистые волосы причудливо причёсаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах. Но нелепым выглядит в этой тёмной избёнке богатый парчовый наряд Александры, что ещё более подчёркивает трагическую безысходность происходящего.

Свечей здесь не зажигают, берегут... Света, падающего из окна, ещё вполне достаточно для чтения. Печи в землянке либо нет вовсе, либо и её не разожгли сегодня... В доме холодно. Обитатели его кутаются в шубы и коротают время в тишине и бесплодных сожалениях.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрёт в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернётся ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург.

Наибольшее внимание привлекает старшая дочь Меншикова, Мария Александровна, сидящая по правую руку от отца. Мария — бледная, растерянная, закутанная во все чёрное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая всё — богатство, высокое положение и своё блестящее будущее русской императрицы. Чёрные, словно вороново крыло, волосы, изогнутые брови над большими, печальными глазами. Как и отец, она смотрит в никуда... Вид у неё отстранённый. Взгляд остановился. Чёрный цвет одеяния Марии — словно пророчество о её печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы (а, скорее от тоски), в день своего восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после неё уйдет из жизни и сам Меншиков.

На дальнем плане погружён в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного — Александр. Ему повезёт намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной — он скончается в возрасте 50 лет.

Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе — это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживёт смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернётся ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена. Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически тогда правил Россией. Но и на ней словно лежало проклятие — Александра умрёт в 23 года при родах вместе с новорожденным.

Суриков часто отталкивался от натурных впечатлений. Натурщицей, с которой художник писал старшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна. Александра и Александру Суриков писал со своих знакомых, а самого Меншикова — по маске с бюста.

Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом ещё нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.

Думаю, ещё обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Особенности картины

Если бы Суриков повернул Меншикова лицом к зрителю и его невидящий взгляд был обращен прямо на него, картина выиграла бы в психологической силе воздействия, но фигура Меншикова потеряла бы значительную долю своей внушительности. Суриков стремился сохранить эпическое отношение к происходящей драме, и в связи с этим фигура главного персонажа повернута в профиль. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Суриков даёт возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом. В противовес ему, как главному герою, только одна его старшая дочка Мария повернула к зрителю свое личико, которое среди всех остальных лиц картины выделяется особенной бледностью и худобой. Правда, ее тоскующий взгляд направлен вдаль, но всё же этот образ перебрасывает мост к зрителю от того, что происходит в картине.

«Меншиков» Сурикова отличается от других его картин не только драматическим замыслом и фигурной композицией, но и в цветовом отношении. В «Утре стрелецкой казни», в «Боярыне Морозовой» едва ли не каждое пятно уравновешивается другими пятнами той же светосилы, все вместе они составляют спокойный и ясный «ковровый узор». В «Меншикове» колорит отличается большей драматической напряжённостью и разнородностью цветовых оттенков: вспыхивает серебряная парча, теплится свет лампад, блестят золотые оклады, сгустком малинового светится суконная скатерть стола, и от этого красного словно сыплются искры—мы видим их в кайме меншиковского халата и его меховых сапог, в каблучках девичьих туфель и в красной закладке книги на аналое. Самый пепельно-серый халат Меншикова отливает желтыми и розовыми оттенками. Среди этого богатства красок даже убогий пузырёк с деревянным маслом на окне образует созвучие жёлтого и зеленого.

Меншиков был для Сурикова не отвлечённым воплощением идей петровской реформы, не носителем тех варварских способов, которыми эти идеи проводились в жизнь. Меншиков — это живая историческая личность с высокими порывами государственного мужа и низкими пороками стяжателя, всесильный фаворит и несчастный отец, человек во всей нераздельности его добрых и дурных качеств.

В позиции Сурикова не было ни личного пристрастия, ни холодного объективизма и равнодушия, но готовность понять историю в движении. Ведь не зря его называют «честным свидетелем жизни ушедших веков». Настолько живо и точно он отображал образы прежних эпох.

В отличие от большинства полотен Василия Сурикова, «Меншиков в Березове» не показывает прямого противостояния народа (толпы) и власти. В истории поверженного «полудержавного властелина» выражено общее настроение российской жизни: будущее непредсказуемо, а настоящее двойственно и зыбко. Смирение с такой участью и при этом упорство в стремлении к стабильности и благополучию становятся своего рода протестом народа против власти. При этом как бы удачна ни была жизнь сегодня, лучше помнить слова Меншикова: «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу».

Картина «Меншиков в Березове» была выставлена на 11 Передвижной выставке, была приобретена П.М.Третьяковым. Благодаря этому, Суриков смог поехать за границу совершенствовать свое мастерство. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

В.И. Суриков «Меншиков в Березове». 1883 г. Холст, масло. 169 × 204 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Советуем почитать

Данилова А.В. Мелодия убийства : роман, Москва: Эксмо, 2023. 2023. – 320 см.

Подробнее
Воронова М. В. Дорога, которой нет – Москва: Эксмо, 2024 . – 320 с.

Подробнее
Миронина Наталия. Месяц на море. – Москва : Эксмо, 2024. – 416 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо