Афиша
Беседа "Жизнь и творчество великих композиторов: Мусоргский Модест Петрович, Прокофьев Сергей Сергеевич, Римский-Корсаков Николай Андреевич, Чайковский Петр Ильич"
Мусоргский Модест Петрович (21.03.1839 – 28.03.1881)
Хронология жизни Модеста Петровича Мусоргского
1839 – родился 21 марта (по новому стилю) в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.
1849 – поступает в Петропавловскую школу в Петербурге.
1852 – поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, берет уроки игры на фортепиано у известного пианиста А.А. Герке, пишет свое первое произведение – польку «Подпрапорщик».
1857 – знакомится с А.П. Бородиным, А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи и В.В. Стасовым.
1858 – оставляет военную службу.
1863 – поступает на государственную службу, поскольку доходов от имения не хватает на жизнь.
1869 – заканчивает первую редакцию «Бориса Годунова».
1872 – начинает работать над «Хованщиной».
1874 – премьера «Бориса Годунова» в Мариинском театре. Начинает работу над «Сорочинской ярмаркой».
1881 – умирает 28 марта (по новому стилю) в Николаевском военном госпитале.
Выдающиеся произведения М.П. Мусоргского
Оперы:
Женитьба (досочинена и оркестрована М.М. Ипполитовым-Ивановым)
Борис Годунов
Хованщина (завершена и оркестрована Н.А. Римским-Корсаковым)
Сорочинская ярмарка (завершена Ц.А. Кюи)
Оркестровые произведения:
Ночь на Лысой горе
Марш «Взятие Карса»
Произведения для хора и оркестра:
Хор из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип»
Поражение Сеннахериба
Произведения для фортепиано:
Картинки с выставки
Произведения для голоса и фортепиано:
Сборник «Юные годы»
Цикл «Без солнца»
Цикл «Песни и пляски смерти»
Цикл «Детская»
Романсы на стихи Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.К. Толстого, А.В. Кольцова.
«Картинки с выставки»
Свой фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргский написал в мае-июне 1874 под впечатлением от посмертной выставки архитектора и художника, основоположника «русского стиля» в архитектуре В.А. Гартмана, бывшего добрым приятелем композитора. На выставке было представлено около 400 работ – акварелей, рисунков, эскизов костюмов и декораций для театральных постановок. Побывав на выставке, Мусоргский загорелся желанием создать некую музыкальную «прогулку» по ней. Всего за три недели он написал этот блестящий фортепианный цикл.
Равновесие музыкальной конструкции «Картинок с выставки» обеспечивает «прогулка» - лейтмотив, объединяющий отдельные части цикла. После первого проведения темы следует пьеса «Гном». Мусоргский оживляет кривоногого игрушечного карлика с гартмановской картинки, наделяя его комическими и жутковатыми ужимками. От «Гнома» «Прогулка» приводит нас к «Старому замку», затем звучит «Тюильрийский сад» – короткий, лаконичный дивертисмент. А в следующей за ним пьесе «Быдло» изображен ход повозки на разбитых колесах, проводимой в движение волами. После нее «Прогулка» в первый раз звучит в миноре, но вскоре ее уже сменяет легкий «Балет невылупившихся птенцов». За балетов следует миниатюра «Два еврея, богатый и бедный» и «С мертвыми на мертвом языке». Она сменяется «Избушкой на курьих ножках», а завершают цикл «Богатырские ворота».
Прокофьев Сергей Сергеевич (23(11) 1891 – 5.03.1953)
Хронология жизни Сергея Сергеевича Прокофьева
1891 – родился 23 (11) апреля в Сонцовке на Украине.
1897 – начинает учиться игре на фортепиано и пишет первые произведения.
1904 – принят в Петербургскую консерваторию.
1909 – получает диплом композитора и продолжает обучение по классу дирижирования и фортепиано.
1913 – совершает первое путешествие по Европе.
1914 – участвует в конкурсе пианистов им. Антона Рубинштейна и получает первую премию.
1917 – пишет «Классическую» симфонию.
1918 – уезжает в США.
1921 – премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго.
1923 – переезжает во Францию.
1927 – впервые после почти десятилетнего перерыва едет в СССР.
1932 – окончательно возвращается в Советскую Россию.
1936 – пишет симфоническую сказку «Петя и волк».
1938 – создает музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
1940 – заканчивает балет «Ромео и Джульетта».
1953 – умирает 5 марта в Москве.
«Прогулка»
Данная миниатюра знакомит слушателей с главным героем сюиты «Детская музыка» – любознательным малышом, у которого наступивший новый беззаботный день начинается с прогулки. Эту наполненную радостным настроением пьесу с уверенностью можно назвать портретной зарисовкой, в которой колоритно отображена детская наивная сосредоточенная «деловитость», ребячливая «старательность» и особая торопливость, ведь малышу нужно всё успеть увидеть и ничего не пропустить.
Для создания в пьесе светлого колорита композитор выбрал тональность До мажор, а чтобы театрально изобразить немного неуклюжую, с развальцей, но бодрую и радостно-пританцовывающую походку ребёнка использовал вальсирующий трёхдольный размер.
Композиция, заключённая автором в трёхчастную форму и рекомендованная к исполнению в темпе Allegretto, начинается с демонстрации аккомпанемента. Он отличается «подпрыгивающим рисунком», который создают триоли на второй доле такта. Далее в четвёртом такте вступает, состоящая из коротких мотивов безмятежная мелодия, мягкие, но в то же время лукавые извилины которой обуславливаются непредвиденно широкими ходами.
Самый большой средний раздел композиции, в котором происходят главные события и кульминация пьесы, начинается с изменения и усложнения фактуры. В аккомпанементе появляются, создающие напряжённость повторяющиеся секунды, впоследствии меняющиеся на терции. На их фоне звучит незатейливая пластичная мелодическая линия, преемственно переходящая из верхнего регистра в нижний. Заключительный раздел пьесы, включающий всего девять тактов и более напоминающий коду, согласно правилам трёхчастной формы, основан на тематическом материале первой части. Воображение сразу рисует малыша, который хорошо нагулявшись, быстренько возвращается домой.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844 – 8 (21)1908)
Хронология жизни Н.А. Римского-Корсакова
1844 – родился 6 (18)марта в Тихвине Новгородской губернии.
1856 – поступает в петербургский Морской корпус.
1861 – знакомится с М.А. Балакиревым, становится активным членом «Балакиревского кружка» (более известного как «Могучая кучка»).
1862 – отправляется в плавание на клипере «Алмаз».
1865 – возвращается на родину, заканчивает свою Первую симфонию.
1871 – становится профессором Петербургской консерватории.
1872 – женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд.
1873 – премьера «Псковитянки» – первой оперы Римского-Корсакова.
1874 – становится директором Бесплатной музыкальной школы. Впервые выступает как дирижер.
1877 – выходит сборник «Сто русских народных песен», составленный композитором.
1882 – возглавляет «Беляевский кружок».
1883 – становится помощником управляещего Придворной певческой капеллы.
1889 – дирижирует концертами русской музыки на Всемирной выставке в Париже.
1905 – уходит из консерватории и вновь возвращается к преподаванию лишь после смены руководства.
19008 – 8 (21) июня умирает в Любенске, в своей усадьбе.
«Садко»
Волшебная опера 2садко», написанная Римским-Корсаковым в 1897 году, стала продолжением созданной тридцатью годами ранее его музыкальной картины «Садко». Сюжет пяти картин оперы вкратце таков. В богатых хоромах идет веселый пир. Гусляры славят богатых купцов и заморских гостей. Лишь один новгородский гусляр Садко кручинится – не хочет он петь купцам, не желает славить их богатство. Если бы имел Садко золотую казну, то сам бы купил товару да отправился синя моря искать. Оскорбились купцы, прогнали Садко. Вышел он берег Ильмень-озера, сел на камень, призадумался. Всколыхнулась вода в озере, и видит гусляр – плывут к берегу белые лебеди. Глядь: то не лебеди, а красны девицы, дочери царя морского. А краше всех – младшая дочь, Волхова. Залюбовался Садко на нее, чуть не позабыл жену свою молодую, Любаву Буслаевну. Помогла Волхова Садко выловить из Ильмень-озера трех волшебных рыб, обернувшихся слитками золота. Накупил Садко красного товару, снаярдил корабли и, простившись с женой, отплыл в дальние края. Долго странсвовал он. Вот уж двенадцать лет прошло. Прогневался на Садко морской царь – почему долго дани не было. И пришлось гусляру идти на дно морское. Встретил его царь, решил женить на дочери своей Волхове. Свадебный пир затеял, от которого буря по всему морю-окияну разыгрялась. Да только вдруг откуда ни возьмись появился страчище могуч богатырь. Приказал он царю отпустить Садко и Волхову на землю. Так стала Волхова речкой близ Новгорода, а гусляр возвратился к жене своей, Любаве Буславовне.
Петр Ильич Чайковский (7.05.1840 – 6.11.1893)
Хронология жизни П.И. Чайковского
1840 – 7 мая (25 апреля по старому стилю) родился в Воткинске на Урале.
1850-1859 – годы учения в Училище правоведения в Петербурге.
1854 – умирает мать композитора.
1859 – получает должность титулярного советника в Министерстве юстиции.
1863 – бросает службу и поступает в консерваторию
1865 – получает диплом композитора.
1866 – начинает преподавать курс гармонии в Московской консерватории.
1875-1876 – пишет Первый концерт для фортепиано с оркестром и балет «Лебединое озеро».
1877 – женится на А.И. Милюковой и почти сразу же расстается с женой. Финансовая поддержка вдовы фон Мекк позволяет композитору оставить преподавание.
1887 – отправляется в концертное турне по Европе.
1893 – пишет Шестую симфонию («Патетическую»). Умирает 6 ноября (25 октября по старому стилю).
«Вальс цветов»
История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету «Щелкунчик», время сочинения которого пришлось на 1890-92 год.
По содержанию балета «Щелкунчик», когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».
Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа. Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.
Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов. Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои. При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей. Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно - мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.
«Вальс цветов» - эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.
Афиша
Беседа "Жизнь и творчество великих композиторов: Мусоргский Модест Петрович, Прокофьев Сергей Сергеевич, Римский-Корсаков Николай Андреевич, Чайковский Петр Ильич"
Мусоргский Модест Петрович (21.03.1839 – 28.03.1881)
Хронология жизни Модеста Петровича Мусоргского
1839 – родился 21 марта (по новому стилю) в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.
1849 – поступает в Петропавловскую школу в Петербурге.
1852 – поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, берет уроки игры на фортепиано у известного пианиста А.А. Герке, пишет свое первое произведение – польку «Подпрапорщик».
1857 – знакомится с А.П. Бородиным, А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи и В.В. Стасовым.
1858 – оставляет военную службу.
1863 – поступает на государственную службу, поскольку доходов от имения не хватает на жизнь.
1869 – заканчивает первую редакцию «Бориса Годунова».
1872 – начинает работать над «Хованщиной».
1874 – премьера «Бориса Годунова» в Мариинском театре. Начинает работу над «Сорочинской ярмаркой».
1881 – умирает 28 марта (по новому стилю) в Николаевском военном госпитале.
Выдающиеся произведения М.П. Мусоргского
Оперы:
Женитьба (досочинена и оркестрована М.М. Ипполитовым-Ивановым)
Борис Годунов
Хованщина (завершена и оркестрована Н.А. Римским-Корсаковым)
Сорочинская ярмарка (завершена Ц.А. Кюи)
Оркестровые произведения:
Ночь на Лысой горе
Марш «Взятие Карса»
Произведения для хора и оркестра:
Хор из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип»
Поражение Сеннахериба
Произведения для фортепиано:
Картинки с выставки
Произведения для голоса и фортепиано:
Сборник «Юные годы»
Цикл «Без солнца»
Цикл «Песни и пляски смерти»
Цикл «Детская»
Романсы на стихи Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.К. Толстого, А.В. Кольцова.
«Картинки с выставки»
Свой фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргский написал в мае-июне 1874 под впечатлением от посмертной выставки архитектора и художника, основоположника «русского стиля» в архитектуре В.А. Гартмана, бывшего добрым приятелем композитора. На выставке было представлено около 400 работ – акварелей, рисунков, эскизов костюмов и декораций для театральных постановок. Побывав на выставке, Мусоргский загорелся желанием создать некую музыкальную «прогулку» по ней. Всего за три недели он написал этот блестящий фортепианный цикл.
Равновесие музыкальной конструкции «Картинок с выставки» обеспечивает «прогулка» - лейтмотив, объединяющий отдельные части цикла. После первого проведения темы следует пьеса «Гном». Мусоргский оживляет кривоногого игрушечного карлика с гартмановской картинки, наделяя его комическими и жутковатыми ужимками. От «Гнома» «Прогулка» приводит нас к «Старому замку», затем звучит «Тюильрийский сад» – короткий, лаконичный дивертисмент. А в следующей за ним пьесе «Быдло» изображен ход повозки на разбитых колесах, проводимой в движение волами. После нее «Прогулка» в первый раз звучит в миноре, но вскоре ее уже сменяет легкий «Балет невылупившихся птенцов». За балетов следует миниатюра «Два еврея, богатый и бедный» и «С мертвыми на мертвом языке». Она сменяется «Избушкой на курьих ножках», а завершают цикл «Богатырские ворота».
Прокофьев Сергей Сергеевич (23(11) 1891 – 5.03.1953)
Хронология жизни Сергея Сергеевича Прокофьева
1891 – родился 23 (11) апреля в Сонцовке на Украине.
1897 – начинает учиться игре на фортепиано и пишет первые произведения.
1904 – принят в Петербургскую консерваторию.
1909 – получает диплом композитора и продолжает обучение по классу дирижирования и фортепиано.
1913 – совершает первое путешествие по Европе.
1914 – участвует в конкурсе пианистов им. Антона Рубинштейна и получает первую премию.
1917 – пишет «Классическую» симфонию.
1918 – уезжает в США.
1921 – премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго.
1923 – переезжает во Францию.
1927 – впервые после почти десятилетнего перерыва едет в СССР.
1932 – окончательно возвращается в Советскую Россию.
1936 – пишет симфоническую сказку «Петя и волк».
1938 – создает музыку к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
1940 – заканчивает балет «Ромео и Джульетта».
1953 – умирает 5 марта в Москве.
«Прогулка»
Данная миниатюра знакомит слушателей с главным героем сюиты «Детская музыка» – любознательным малышом, у которого наступивший новый беззаботный день начинается с прогулки. Эту наполненную радостным настроением пьесу с уверенностью можно назвать портретной зарисовкой, в которой колоритно отображена детская наивная сосредоточенная «деловитость», ребячливая «старательность» и особая торопливость, ведь малышу нужно всё успеть увидеть и ничего не пропустить.
Для создания в пьесе светлого колорита композитор выбрал тональность До мажор, а чтобы театрально изобразить немного неуклюжую, с развальцей, но бодрую и радостно-пританцовывающую походку ребёнка использовал вальсирующий трёхдольный размер.
Композиция, заключённая автором в трёхчастную форму и рекомендованная к исполнению в темпе Allegretto, начинается с демонстрации аккомпанемента. Он отличается «подпрыгивающим рисунком», который создают триоли на второй доле такта. Далее в четвёртом такте вступает, состоящая из коротких мотивов безмятежная мелодия, мягкие, но в то же время лукавые извилины которой обуславливаются непредвиденно широкими ходами.
Самый большой средний раздел композиции, в котором происходят главные события и кульминация пьесы, начинается с изменения и усложнения фактуры. В аккомпанементе появляются, создающие напряжённость повторяющиеся секунды, впоследствии меняющиеся на терции. На их фоне звучит незатейливая пластичная мелодическая линия, преемственно переходящая из верхнего регистра в нижний. Заключительный раздел пьесы, включающий всего девять тактов и более напоминающий коду, согласно правилам трёхчастной формы, основан на тематическом материале первой части. Воображение сразу рисует малыша, который хорошо нагулявшись, быстренько возвращается домой.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844 – 8 (21)1908)
Хронология жизни Н.А. Римского-Корсакова
1844 – родился 6 (18)марта в Тихвине Новгородской губернии.
1856 – поступает в петербургский Морской корпус.
1861 – знакомится с М.А. Балакиревым, становится активным членом «Балакиревского кружка» (более известного как «Могучая кучка»).
1862 – отправляется в плавание на клипере «Алмаз».
1865 – возвращается на родину, заканчивает свою Первую симфонию.
1871 – становится профессором Петербургской консерватории.
1872 – женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд.
1873 – премьера «Псковитянки» – первой оперы Римского-Корсакова.
1874 – становится директором Бесплатной музыкальной школы. Впервые выступает как дирижер.
1877 – выходит сборник «Сто русских народных песен», составленный композитором.
1882 – возглавляет «Беляевский кружок».
1883 – становится помощником управляещего Придворной певческой капеллы.
1889 – дирижирует концертами русской музыки на Всемирной выставке в Париже.
1905 – уходит из консерватории и вновь возвращается к преподаванию лишь после смены руководства.
19008 – 8 (21) июня умирает в Любенске, в своей усадьбе.
«Садко»
Волшебная опера 2садко», написанная Римским-Корсаковым в 1897 году, стала продолжением созданной тридцатью годами ранее его музыкальной картины «Садко». Сюжет пяти картин оперы вкратце таков. В богатых хоромах идет веселый пир. Гусляры славят богатых купцов и заморских гостей. Лишь один новгородский гусляр Садко кручинится – не хочет он петь купцам, не желает славить их богатство. Если бы имел Садко золотую казну, то сам бы купил товару да отправился синя моря искать. Оскорбились купцы, прогнали Садко. Вышел он берег Ильмень-озера, сел на камень, призадумался. Всколыхнулась вода в озере, и видит гусляр – плывут к берегу белые лебеди. Глядь: то не лебеди, а красны девицы, дочери царя морского. А краше всех – младшая дочь, Волхова. Залюбовался Садко на нее, чуть не позабыл жену свою молодую, Любаву Буслаевну. Помогла Волхова Садко выловить из Ильмень-озера трех волшебных рыб, обернувшихся слитками золота. Накупил Садко красного товару, снаярдил корабли и, простившись с женой, отплыл в дальние края. Долго странсвовал он. Вот уж двенадцать лет прошло. Прогневался на Садко морской царь – почему долго дани не было. И пришлось гусляру идти на дно морское. Встретил его царь, решил женить на дочери своей Волхове. Свадебный пир затеял, от которого буря по всему морю-окияну разыгрялась. Да только вдруг откуда ни возьмись появился страчище могуч богатырь. Приказал он царю отпустить Садко и Волхову на землю. Так стала Волхова речкой близ Новгорода, а гусляр возвратился к жене своей, Любаве Буславовне.
Петр Ильич Чайковский (7.05.1840 – 6.11.1893)
Хронология жизни П.И. Чайковского
1840 – 7 мая (25 апреля по старому стилю) родился в Воткинске на Урале.
1850-1859 – годы учения в Училище правоведения в Петербурге.
1854 – умирает мать композитора.
1859 – получает должность титулярного советника в Министерстве юстиции.
1863 – бросает службу и поступает в консерваторию
1865 – получает диплом композитора.
1866 – начинает преподавать курс гармонии в Московской консерватории.
1875-1876 – пишет Первый концерт для фортепиано с оркестром и балет «Лебединое озеро».
1877 – женится на А.И. Милюковой и почти сразу же расстается с женой. Финансовая поддержка вдовы фон Мекк позволяет композитору оставить преподавание.
1887 – отправляется в концертное турне по Европе.
1893 – пишет Шестую симфонию («Патетическую»). Умирает 6 ноября (25 октября по старому стилю).
«Вальс цветов»
История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету «Щелкунчик», время сочинения которого пришлось на 1890-92 год.
По содержанию балета «Щелкунчик», когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».
Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа. Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.
Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов. Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои. При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей. Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно - мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.
«Вальс цветов» - эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.