Афиша
Беседа «Школа во время Великой Отечественной войны»
С начала Великой Отечественной войны в стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза (большое количество детей осталось на оккупированной территории).
Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли, или временно лишились своих родителей.
Свыше 180 тысяч учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории.
Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей.
Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправилось на фронт или на работу в тылу. Но, с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя прекращать обучение. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.
В военных условиях перед советской школой были поставлены задачи воспитания и обучения молодого поколения как будущего страны, сохранение и развитие школы и образования. Также перед школой в военные годы были поставлены такие задачи, как:
– охват всех детей всеобщим обучением;
– воспитание молодого поколения в духе патриотизма;
– обеспечение необходимой физической подготовки учащихся;
– организация труда школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве;
– агротехнической подготовки молодежи.
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский край, Кузбасс, Омскую, Новосибирскую и другие области нашей страны.
Реализация всеобуча затруднялась многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, использованием школьных зданий военными госпиталями, нехваткой учебного инвентаря, значительным оттоком учащихся из школ, иными причинами.
Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.
Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. В результате, вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Исписанные листы бумаги обесцвечивали хлорной известью, сушили и писали карандашом.
Карандаши и ученическая ручка с пером ценились на вес золота. Например, простой карандаш на рынке можно было купить за 18–20 рублей. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями, чернила, для них, изготавливали из сажи и красной свеклы, а вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах.
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
Из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.
Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.
Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».
Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле. При изучении химии уделялось внимание развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. А в учебный план по географии входили темы как: Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле», «Топографическая карта и ее чтение», «Глазомерная съемка во дворе и на поле». Так же особое внимание уделялось истории, которая должна была взять на себя основную нагрузку по воспитанию патриотизма у школьников.
Наркомпрос РСФСР пересмотрел учебные планы и программы всех типов общеобразовательной школы, в результате были составлена особая сетка недельных часов, которая фактически являлась временным учебным планом. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма – в 9 классе. Также в новом учебном плане на 1942-1943 учебный год основной упор делался патриотическое воспитание.
Также во всех школах страны была введена начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. Целью этой программы была подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом, способных действовать в составе отделения и взвода, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телеграфисток и телефонисток.
Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.
В июле 1941 года СНК СССР принял постановление, которое разрешало совнаркомам союзных республик, автономных республик, областным и краевым исполкомам привлекать в военное время учащихся 7-10-х классов к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйств предприятий. Определялась продолжительность рабочего дня школьников в 6-8 часов в зависимости от возраста и характера деятельности. Бригады учащихся, под руководством учителей, было предложено формировать раздельными по половому признаку, для того чтобы более рационально распределить нагрузку при работе.
В 1942 году 77 тысяч учащихся старших классов заменили ушедших на фронт механизаторов. За 4 года войны в сельскохозяйственных работах приняло участие более 14,5 млн. учащихся.
Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи. После уроков все шли в лес за дровами и на санках привозили их в школу, работали на пришкольных участках – выращивали картофель и овощи для столовой, на колхозных полях собирали лекарственные травы, золу (ее использовали в госпиталях для стирки белья), макулатуру, металлолом, теплые вещи, махорку и кисеты для солдат.
Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.
В прифронтовой полосе школьники трудились на строительстве оборонительных сооружений, создавали санитарные дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены орденами и медалями.
В июле 1943 г., с учетом военной обстановки в стране, вышли постановления СНК СССР и СНК РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах», охватившее около 20 % школ страны. Создание мужских и женских школ, так же было обусловлено учетом физиологических особенностей юношей и девушек.
С апреля 1942 г. педагогическими коллективами стала осуществляться система мер по полному охвату детей всеобщим обучением. В нее входили: систематические поверки микрорайона школы, изучения домашних условий детей, постоянной материальной помощи нуждающимся ученикам из фонда всеобуча и фонда военкомата, обучение больных на дому.
И все же всеобщее обучение сталкивалось с некоторыми трудностями, которые партийные органы старались решить при помощи отделений народного образования. Основными мерами по решению проблем были: создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, для обеспечения ученике школьными принадлежностями.
Несмотря на военное положение в стране, а также тот факт, что первоочередной целью всего населения стало обеспечения фронта самым необходимым (продукты питания, одежда), правительство также немало внимания уделяло обеспечению школьников. Для того, чтобы учащиеся не голодали в школах изыскивались различные способы для обеспечения школ продуктами питания. Хорошим источником продуктов питания для учащихся стали подсобные хозяйство с пришкольными участками и специально отведенными землями. Коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды. Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирались с населения картофель, овощи и молоко.
Одной из причин, усугубляющих решение проблемы всеобуча, стала нехватка одежды и обуви. Иногда дети из одной семьи ходили в школу по очереди, т.к. была лишь пара ботинок или валенок на 2-3 ученика. Партийные и советские органы старались исправить положение и обязывали товаропроизводителей выпускать больше детской одежды и обуви, а торгующим организациям осуществлять целенаправленную продажу. Военные комиссариаты и отделы социального обеспечения взяли под особый контроль помощь детям фронтовиков. В школы стали поступать детские пальто, ботинки, валенки, различные швейные и трикотажные изделия.
Годы войны породили проблему детской безнадзорности. Она была обусловлена призывом отцов на фронт и длительной работой матерей и других членов семей на производстве. Специальным постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Он предусматривал создание при областных (краевых) исполкомах авторитетных комиссий по борьбе с безнадзорностью, назначение инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создание сети приемников и детских домов, организацию трудоустройства детей.
Во время войны более 1 млн. детей или потеряли, или временно лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища. Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.
Среди мероприятий по предупреждению детской безнадзорности эффективной формой стали организованные в 1943 г. учебно-производственные мастерские. В них производительный труд подростков сочетался с общеобразовательными и физкультурными занятиями.
Учащиеся овладевали технологией производства, производственно-техническими навыками, необходимыми для массовых профессий, получали общественно-политическое воспитание.
Значительную роль в решении проблемы всеобуча сыграли школьные интернаты. Они не только спасли много тысяч детей, но и способствовали их воспитанию в исключительно благоприятных условиях. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь.
В июле 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». В соответствии с документом и по инициативе комсомола в РСФСР начиная с 1943-44 учебного года было организовано более тысячи школ рабочей молодежи, дававших неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства.
Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1943 г. с 1944-45 учебного года было введено обязательное обучение детей, начиная с семилетнего возраста. Понижение возрастного уровня на год имело важное народнохозяйственное значение. Оно давало возможность закончить семилетнее образование в 14-летнем возрасте, поступить в учебное заведение трудовых резервов и получить профессию на год раньше. Это новшество ликвидировало существовавший разрыв между детским садом и школой, являлось целесообразным с педагогической стороны. Понижение возраста начала обучения в школе на один год, безусловно, отвечало общему уровню развития и подготовки детей к усвоению школьной программы и потому рассматривалось как новый важный шаг в осуществлении всеобщего обязательного обучения в стране.
Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на все трудности и лишения военного времени.
Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В тяжелейшие для нее времена страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах.
Накануне 1942 года, после первой большой победы в Московской битве, издаётся приказ народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потёмкина об организации празднования Нового года в школах и детских домах — с ёлками и подарками. Причём ёлочные игрушки изготовлялись в цехах оборонных предприятий. Завод «Москабель», например, из некондиционных обрезков проволоки выпускал самолётики, бабочек, стрекоз в качестве новогодних украшений.
Учителя города Горького вышли с инициативой начать сбор учебников, книг и школьных принадлежностей для освобождаемых от оккупации районов. Нарком просвещения РСФСР обращается к учительству страны — всемерно поддержать замечательный почин и сам курирует движение за сбор литературы для школ и библиотек — до самого завершения войны.
Вводился «Ученический билет», только по предъявлении которого продавались билеты в театры и кинотеатры по льготным ценам. Были изданы «Правила для учащихся», изучаемые на классных часах: о правилах поведения в школе и в общественных местах, об уважительном отношении к людям старшего возраста и т.д. Утверждалась школьная форма с непременными чёрным и белым фартуками и белоснежными воротничками, и манжетами — для девочек, подворотничками и значками на фуражках — для мальчиков. В обществе того военного времени строгая форма школьников подравнивала их со взрослыми, в большинстве своём тоже носившими форму: пехотинцев, лётчиков, моряков, железнодорожников и даже вожатых трамваев и дежурных метро.
В октябре 1944 года состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.
В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:
Пятибалльная система оценивания;
Обязательное семилетнее обучение;
Всеобщее обучение детей с семи лет;
Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
Вручение золотой и серебряной медали отличникам.
Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч школ.
…Если довоенная советская школа своим акцентом на военно-патриотическое, спортивное и трудовое воспитание подготовила миллионы крепких духом и телом защитников Отечества, то школа, реформированная в годы войны, начала подготовку детей народа-Победителя, творцов-интеллектуалов, которые должны были совершить и совершили открытия во всех областях науки, техники, культуры. Участвовали в восстановлении страны. Создали своё атомное оружие для защиты государства. Запустили в космос первый спутник и первого героя-космонавта. И совершили много великих дел…
Афиша
Беседа «Школа во время Великой Отечественной войны»
С начала Великой Отечественной войны в стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза (большое количество детей осталось на оккупированной территории).
Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли, или временно лишились своих родителей.
Свыше 180 тысяч учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории.
Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей.
Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправилось на фронт или на работу в тылу. Но, с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя прекращать обучение. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.
В военных условиях перед советской школой были поставлены задачи воспитания и обучения молодого поколения как будущего страны, сохранение и развитие школы и образования. Также перед школой в военные годы были поставлены такие задачи, как:
– охват всех детей всеобщим обучением;
– воспитание молодого поколения в духе патриотизма;
– обеспечение необходимой физической подготовки учащихся;
– организация труда школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве;
– агротехнической подготовки молодежи.
Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский край, Кузбасс, Омскую, Новосибирскую и другие области нашей страны.
Реализация всеобуча затруднялась многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, использованием школьных зданий военными госпиталями, нехваткой учебного инвентаря, значительным оттоком учащихся из школ, иными причинами.
Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.
Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. В результате, вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Исписанные листы бумаги обесцвечивали хлорной известью, сушили и писали карандашом.
Карандаши и ученическая ручка с пером ценились на вес золота. Например, простой карандаш на рынке можно было купить за 18–20 рублей. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями, чернила, для них, изготавливали из сажи и красной свеклы, а вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах.
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
Из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.
Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.
Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».
Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле. При изучении химии уделялось внимание развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. А в учебный план по географии входили темы как: Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле», «Топографическая карта и ее чтение», «Глазомерная съемка во дворе и на поле». Так же особое внимание уделялось истории, которая должна была взять на себя основную нагрузку по воспитанию патриотизма у школьников.
Наркомпрос РСФСР пересмотрел учебные планы и программы всех типов общеобразовательной школы, в результате были составлена особая сетка недельных часов, которая фактически являлась временным учебным планом. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма – в 9 классе. Также в новом учебном плане на 1942-1943 учебный год основной упор делался патриотическое воспитание.
Также во всех школах страны была введена начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. Целью этой программы была подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом, способных действовать в составе отделения и взвода, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телеграфисток и телефонисток.
Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.
В июле 1941 года СНК СССР принял постановление, которое разрешало совнаркомам союзных республик, автономных республик, областным и краевым исполкомам привлекать в военное время учащихся 7-10-х классов к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйств предприятий. Определялась продолжительность рабочего дня школьников в 6-8 часов в зависимости от возраста и характера деятельности. Бригады учащихся, под руководством учителей, было предложено формировать раздельными по половому признаку, для того чтобы более рационально распределить нагрузку при работе.
В 1942 году 77 тысяч учащихся старших классов заменили ушедших на фронт механизаторов. За 4 года войны в сельскохозяйственных работах приняло участие более 14,5 млн. учащихся.
Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи. После уроков все шли в лес за дровами и на санках привозили их в школу, работали на пришкольных участках – выращивали картофель и овощи для столовой, на колхозных полях собирали лекарственные травы, золу (ее использовали в госпиталях для стирки белья), макулатуру, металлолом, теплые вещи, махорку и кисеты для солдат.
Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.
В прифронтовой полосе школьники трудились на строительстве оборонительных сооружений, создавали санитарные дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены орденами и медалями.
В июле 1943 г., с учетом военной обстановки в стране, вышли постановления СНК СССР и СНК РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах», охватившее около 20 % школ страны. Создание мужских и женских школ, так же было обусловлено учетом физиологических особенностей юношей и девушек.
С апреля 1942 г. педагогическими коллективами стала осуществляться система мер по полному охвату детей всеобщим обучением. В нее входили: систематические поверки микрорайона школы, изучения домашних условий детей, постоянной материальной помощи нуждающимся ученикам из фонда всеобуча и фонда военкомата, обучение больных на дому.
И все же всеобщее обучение сталкивалось с некоторыми трудностями, которые партийные органы старались решить при помощи отделений народного образования. Основными мерами по решению проблем были: создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, для обеспечения ученике школьными принадлежностями.
Несмотря на военное положение в стране, а также тот факт, что первоочередной целью всего населения стало обеспечения фронта самым необходимым (продукты питания, одежда), правительство также немало внимания уделяло обеспечению школьников. Для того, чтобы учащиеся не голодали в школах изыскивались различные способы для обеспечения школ продуктами питания. Хорошим источником продуктов питания для учащихся стали подсобные хозяйство с пришкольными участками и специально отведенными землями. Коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды. Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирались с населения картофель, овощи и молоко.
Одной из причин, усугубляющих решение проблемы всеобуча, стала нехватка одежды и обуви. Иногда дети из одной семьи ходили в школу по очереди, т.к. была лишь пара ботинок или валенок на 2-3 ученика. Партийные и советские органы старались исправить положение и обязывали товаропроизводителей выпускать больше детской одежды и обуви, а торгующим организациям осуществлять целенаправленную продажу. Военные комиссариаты и отделы социального обеспечения взяли под особый контроль помощь детям фронтовиков. В школы стали поступать детские пальто, ботинки, валенки, различные швейные и трикотажные изделия.
Годы войны породили проблему детской безнадзорности. Она была обусловлена призывом отцов на фронт и длительной работой матерей и других членов семей на производстве. Специальным постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Он предусматривал создание при областных (краевых) исполкомах авторитетных комиссий по борьбе с безнадзорностью, назначение инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создание сети приемников и детских домов, организацию трудоустройства детей.
Во время войны более 1 млн. детей или потеряли, или временно лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища. Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов.
Среди мероприятий по предупреждению детской безнадзорности эффективной формой стали организованные в 1943 г. учебно-производственные мастерские. В них производительный труд подростков сочетался с общеобразовательными и физкультурными занятиями.
Учащиеся овладевали технологией производства, производственно-техническими навыками, необходимыми для массовых профессий, получали общественно-политическое воспитание.
Значительную роль в решении проблемы всеобуча сыграли школьные интернаты. Они не только спасли много тысяч детей, но и способствовали их воспитанию в исключительно благоприятных условиях. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь.
В июле 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». В соответствии с документом и по инициативе комсомола в РСФСР начиная с 1943-44 учебного года было организовано более тысячи школ рабочей молодежи, дававших неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства.
Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1943 г. с 1944-45 учебного года было введено обязательное обучение детей, начиная с семилетнего возраста. Понижение возрастного уровня на год имело важное народнохозяйственное значение. Оно давало возможность закончить семилетнее образование в 14-летнем возрасте, поступить в учебное заведение трудовых резервов и получить профессию на год раньше. Это новшество ликвидировало существовавший разрыв между детским садом и школой, являлось целесообразным с педагогической стороны. Понижение возраста начала обучения в школе на один год, безусловно, отвечало общему уровню развития и подготовки детей к усвоению школьной программы и потому рассматривалось как новый важный шаг в осуществлении всеобщего обязательного обучения в стране.
Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на все трудности и лишения военного времени.
Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В тяжелейшие для нее времена страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах.
Накануне 1942 года, после первой большой победы в Московской битве, издаётся приказ народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потёмкина об организации празднования Нового года в школах и детских домах — с ёлками и подарками. Причём ёлочные игрушки изготовлялись в цехах оборонных предприятий. Завод «Москабель», например, из некондиционных обрезков проволоки выпускал самолётики, бабочек, стрекоз в качестве новогодних украшений.
Учителя города Горького вышли с инициативой начать сбор учебников, книг и школьных принадлежностей для освобождаемых от оккупации районов. Нарком просвещения РСФСР обращается к учительству страны — всемерно поддержать замечательный почин и сам курирует движение за сбор литературы для школ и библиотек — до самого завершения войны.
Вводился «Ученический билет», только по предъявлении которого продавались билеты в театры и кинотеатры по льготным ценам. Были изданы «Правила для учащихся», изучаемые на классных часах: о правилах поведения в школе и в общественных местах, об уважительном отношении к людям старшего возраста и т.д. Утверждалась школьная форма с непременными чёрным и белым фартуками и белоснежными воротничками, и манжетами — для девочек, подворотничками и значками на фуражках — для мальчиков. В обществе того военного времени строгая форма школьников подравнивала их со взрослыми, в большинстве своём тоже носившими форму: пехотинцев, лётчиков, моряков, железнодорожников и даже вожатых трамваев и дежурных метро.
В октябре 1944 года состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.
В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:
Пятибалльная система оценивания;
Обязательное семилетнее обучение;
Всеобщее обучение детей с семи лет;
Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
Вручение золотой и серебряной медали отличникам.
Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч школ.
…Если довоенная советская школа своим акцентом на военно-патриотическое, спортивное и трудовое воспитание подготовила миллионы крепких духом и телом защитников Отечества, то школа, реформированная в годы войны, начала подготовку детей народа-Победителя, творцов-интеллектуалов, которые должны были совершить и совершили открытия во всех областях науки, техники, культуры. Участвовали в восстановлении страны. Создали своё атомное оружие для защиты государства. Запустили в космос первый спутник и первого героя-космонавта. И совершили много великих дел…