rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная Анонс Клуб общения «Диалог на равных». Беседа «Истории знаменитых полотен»

Афиша

Беседа «Истории знаменитых полотен»

3 ноября 2020 года в России пройдёт восьмая всероссийская акция «Ночь искусств». Мы с вами, дорогие члены клуба всегда участвовали в ней, но из-за эпидемиологической ситуации в этом году она состоится в онлайн-формате. Мы подготовили интересные материалы о знаменитых картинах. Надеюсь, что предоставленная информация вам понравится.

Истории знаменитых полотен

Виктор Васнецов «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник. Известен исторической и фольклорной живописью. Творчество художника было столь необычным и оригинальным, что своим искусством он положил начало новому направлению в живописи – неорусский стиль. Данный стиль заключается в том, что традиционную живопись он разбавлял современными элементами, например, символами, аллегориями, метафорами.

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» – былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал в разных видах искусства: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором – по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами. В детстве и сам Васнецов любил народные сказки. Он знал и любил историю своей страны, и эту любовь ему удалось воплотить на своих полотнах.

Картина Васнецова «Богатыри» «является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа. Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно». Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3 × 446 см. Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил её написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи.

История написания

Первый набросок картины художник сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Васнецову на глаза попался шарж на массивного бородатого крестьянина. «Прямо как Илья Муромец», – усмехнулся художник и буквально через пару часов закончил набросок картины «Богатыри». Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесёте, когда исполните картину».

Тогда он сделал небольшой чёрно-белый рисунок и надолго о нём забыл. Когда набросок попался ему на глаза вновь, художник решил, что из этого может получиться красивая картина, и не прогадал.

Более 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину «Богатыри». Была она закончена только в 1898 г.

А сколько людей ему позировало за это время – не счесть. Своих «Илью», «Добрыню» и «Алешу» художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей.

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряжённостью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» – признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом – за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» – это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни – постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…»

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали – с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья». Ещё по одной версии прообразом Ильи Муромца стал император Александр III.

А для Алёши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. тогда ему было всего 13 лет. К сожалению, через 8 лет, в самый разгар работы над полотном, сын мецената умер от осложнений после простуды. Васнецову пришлось завершать работу по памяти.

Кстати, из конюшен Мамонтова и богатырские кони – их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности – не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь – это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле – не конкретное место на карте, а вся Русь.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл – защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева, на белом коне, – Добрыня Никитич. Посередине, на чёрном коне, – Илья Муромец. Справа – самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества – герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.

Богатыри не просто обозревают окрестности, а готовы вот-вот ринуться в бой. О присутствии врага свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, но главное – это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль – «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке – копьё, на плече висит щит. То, что центральной фигурой является Илья Муромец, совершенно оправдано. Он является самым любимым и известным русским богатырем.

Взгляд Ильи устремлен вдаль, он рассудительно оценивает ситуацию и территорию. Муромец готов принять необходимое решение (вполне вероятно, это именно его приоритетная задача). Его черный и лохматый «ворон», типичный конь былины, столь же могуч и силен, как и его всадник. Конь круто выгнул свою шею, глядя в сторону одним налитым кровью глазом. Стоит ему сделать ход, и земля загудит под его тяжелыми копытами, а из его ноздрей вырвется пар и пламя.

Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 177 см (для того времени очень высокий рост). На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

Об Илье полно легенд и сказок не только в русском фольклоре, но и в европейских сказаниях, например, в скандинавских сагах. Его там называют русским Илиасом. Такая распространенность образа говорит о том, что был реальный прототип, который внушал большое уважение и восхищение, и прославился своей силой.

По правую строну от него находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку.

Про Добрыню Никитича тоже существует много былинных историй, где он предстает как человек из ближнего круга князя Владимира, могучий богатырь, поборовший Змея Горыныча, при этом человек образованный, полиглот, дипломат, умеющий обходиться с людьми, много знающий.

Насчет реального прототипа Добрыни не так много споров, как в отношении Ильи Муромца. Считается, что былинный образ опирается на личность дяди князя Владимира, воеводы Добрыни, брата княжеской матери. Эта версия кажется правдоподобной и объясняет близость Добрыни Никитича к престолу, доверие к нему князя, который давал ему самые разные поручения. Это объясняет и образованность богатыря, его разносторонние дарования.

Ещё одна версия, подтверждённая русскими былинами, говорит, что Добрыня был сыном рязанского боярина и носил прозвище Добрыня Рязанич – Золотой пояс.

Да и живописец не скрывает его принадлежности к высокому роду (драгоценные княжеские доспехи свидетельствуют об этом). Его щит сделан из дорогостоящего красного металла с золотой инкрустацией. На груди блестит большая золотая цепь – знак княжеского рода. Меч Добрыни вложен в золотые ножны с драгоценными камнями, а нарядные сапоги бирюзового цвета заключены в позолоченные стремена.

Конь Добрыни тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни – чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями (они символизируют готовность к бою). У лошади широкая грудь и ловкие, быстрые ноги. Убранство коня, как и одеяние Добрыни, дорогое. Его уздечка украшена золотыми медальонами.

В правой части картины – Алёша Попович – ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.

Алеша же Попович, хотя и назван богатырем, судя по былинам, таковым не был. Физически он не отличался большой силой (и вообще был хром), но был хитёр, умел завязывать интриги, обманывать и так побеждал врагов. Вообще его образ не очень привлекателен, нет в нём спокойной прямолинейности Ильи, благородной воспитанности Добрыни. К тому же как друг он тоже не ахти (чего стоит его история с женой Добрыни, на которой он хотел преступно жениться, распространив слухи о смерти своего друга).

Считается, что это собирательный образ богатыря-хитреца, этакий плутовской типаж, вечный фольклорный герой. Тем не менее, возможно, у него был и реальный прототип – ростовский боярин. Но князю Владимиру реальный Попович не служил, его патроном был Всеволод Большое Гнездо, потом его сын. Когда они погибли, Алеша Попович стал служить киевскому князю Мстиславу Старому и погиб в битве при Калке.

Стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер – всё это создаёт тревожное настроение, которое говорит об опасности, которая угрожает богатырям.

За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. За героями – могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.

Любимой картиной Виктора Васнецова всегда считалась «Аленушка», а вот самой важной талантливый русский живописец считал «Богатырей».

Василий Пукирев «Неравный брак»

В сентябре 1863 года на очередной Академической выставке в Петербурге разразилась настоящая сенсация. Благодаря своему первому крупному полотну Василий Пукирев, вчерашний выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сразу же заслужил звание профессора Академии художеств. Москва и Петербург полнились слухами о том, что картина написана в память об истории несчастной любви.

Русский художник Василий Владимирович Пукирев (1832-1890) – один из малоизвестных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни: известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня». В кавычках мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее свою роль в судьбе художника.

Василий Пукирев родился в Тульской губернии в крестьянской семье. Получив в родных местах только начальное образование, оказался в Могилевской губернии учеником иконописца. Познания и навыки в иконописи, полученные в юности, окажут в дальнейшем значительное влияние на всё творчество живописца.

В пятнадцать лет, благодаря случайному стечению обстоятельств, Пукирев оказывается слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение выпустило немало мастеров изящных искусств. Оно на равных состязалось с Академией, а выпускники имели тот же статус. В эти годы и в Академии, и в упомянутом училище усилиями многих меценатов и государственных деятелей осуществлялся патронаж талантливых людей из небогатых слоёв общества. Но Московское училище, изначально образованное, в том числе, и для такой цели, прилагало значительно больше усилий в этом направлении.

В училище юноша демонстрировал незаурядные успехи. Уже на третьем году обучения Пукирев получил степень учителя рисования в гимназиях. Это был важный момент в его биографии: статус позволял иметь стабильный, хотя и небольшой заработок, ведь обучение занимало от восьми до десяти лет. Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть, он окончил обучение. Как и многие другие художники, ещё до выпуска из учебного заведения, он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы.

Василий решил не продолжать повышение квалификации и уже в 1858 году выпустился под званием «свободного художника». Однако в 1860 году он все-таки представил институтской комиссии портретный этюд под названием «Девушка», за который был удостоен академической степени в области исторической, жанровой и портретной живописи. С 1861 года Василий Владимирович Пукирев стал преподавателем в своем училище и поселился в казенной квартире на его территории.

В багаже творца, когда он жил в Москве и на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого». Кроме этого написано и много портретов – в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым, он выпускает «Курс рисования» – учебное пособие для академических учебных заведений.

С 1862 по 1863 год художник находился за границей, куда был отправлен дирекцией училища на средства благотворительного общества любителей художеств. Целью поездки было обозначено «обозрение картинных галерей и ознакомление с произведениями живописного искусства».

В 1863 году на академической выставке была представлена картина Василия Пукирева «Неравный брак». Она произвела необычайный фурор в среде искусствоведов и любителей живописи, поразив всех свежестью идеи и качеством исполнения, а также необычно большим для картин подобного сюжета размером – 173 на 136,5 см. За эту картину Василий Владимирович Пукирев был удостоен звания профессора живописи и получил средства на очередную поездку за границу – он путешествовал с мая по июль 1964 года.

Во второй половине 60-х и начале 70-х годов картины Василия Владимировича Пукирева хоть и пользовались успехом, но превзойти «Неравный брак» так и не смогли. В 1973 году, из-за проблем со здоровьем, художнику пришлось оставить преподавание. Он продолжал писать картины, но каждая новая работа была откровенно слабее предыдущей. Во второй половине 70-х Пукирев вновь взялся за иконопись – его иконы того периода хранятся в церкви Страстного монастыря и храме Троицы Живоначальной.

На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах.

Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов, высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это единственное полотно маэстро, удостоенное места в Третьяковской галерее.

В 1879 году бывшие коллеги Василия Пукирева добились для него пенсии от училища, однако этого было мало. Здоровье художника ухудшалось, и в начале 80-х годов он взялся за иллюстрации – им были созданы рисунки к произведениям «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева.

Он начал пить, бросил преподавательскую деятельность, хотя был профессором в Академии художеств, остался без квартиры. Остатки дней жил на подачки друзей. Умер 1 июня 1890 года в безвестности, в возрасте 58 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Искусствовед Андрей Иванович Сомов написал небольшой некролог, который был опубликован в приложении к журналу «Вестник изящных искусств»: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след». В итоге мы знаем Пукирева как художника одной картины. Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

История создания картины

Главное произведение Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» появилось в то время, когда вопрос браков по расчёту в России стоял особенно остро. 8 из 10 семейных союзов к середине 19-го века строились на основе материальной выгоды, и только 2 заключались по любви. В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Островского «Бедность не порок», а в 1861 году Священным Синодом был провозглашен запрет на браки с большой разницей в возрасте. Спустя всего три года свет увидел «Неравный брак» – картину, как никогда актуальную и злободневную. Ведь очень многие богатые пожилые мужчины, ищущие брака с бесприданницами, и молодые небогатые, желающие брака с богатыми пожилыми дамами, были возмущены этим церковным запретом и выступали с требованиями его отмены.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств. Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Не потеряла актуальности картина и сегодня.

Что и говорить, полотно встретили с восторгом и даже с осмыслением. Так, историк Николай Костомаров однажды поделился откровением, что увидев эту картину, он отказался от мысли жениться на молодой девушке.

А вот что писал русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов: «Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни ... одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы».

Художник изобразил на картине несколько реальных людей, сказав при этом то ли слишком много, то ли слишком мало. Например, друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков стоит за спиной невесты и смотрит прямо на зрителя; можно там найти и голову рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было», что и было сделано. Получилось поистине художественное произведение, украшенное тонкой изящной резьбой.

А вот шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым.

Художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирев взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Сюжет

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Пётр Шмельков, не понаслышке знавший о таком понятии как «брак по расчёту». Пукирев отблагодарил товарища за идею, изобразив его справа, за спиной невесты. Сам Пукирев воплощен в образе шафера невесты со скрещёнными руками, хотя изначально на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. В правой части полотна невеста и два её друга, слева – родственники и друзья жениха, намеренно изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две части – добро и зло. Причём священник оказывается на стороне зла, что говорит о том, что Пукирев всерьёз интересовался ролью церкви в обществе.

«Неравный брак» описание картины

Спустя столько лет все ещё идут споры о тайнах, сокрытых в этом шедевре. Убранство церкви, едва освещённое, создаёт угнетающее впечатление. Яркий свет из окна выделяет самых главных персонажей (невеста остается самым светлым пятном, притягивающим взгляд):

1. Жениха (старость и увядание, грубость, власть и состоятельность)
2. Невесту (нежность и чувственность, покорность судьбе)

Чопорный богач преклонных лет ожидает того момента, когда священник наденет кольцо на палец обречённой, но смирившейся со своей участью невесты. Изображена свадьба, но нет чувства восторга или радости, нет светлых ощущений или ликования. Исполненная печали невеста как цветок – нежная и беззащитная. Художник передает это мягкими линиями, светом и цветом, нежными кружевами и ниспадающими золотистыми локонами. Вот только глаза остаются покрасневшими от пролитых слёз.

Стоит перевести взгляд на жениха и впечатление тут же меняется, грубые мазки, прямые линии и угловатость. Увядающий старик, тянущий в своё омертвение прекрасную невесту. Почему создается такое тяжёлое впечатление от картины и главных героев? Потому что перед нами девушка, ставшая частью договора купли-продажи. Все, кто участвуют в «празднестве», виновны в этом «преступлении» против человечности.

Тайна написанных художником гостей:

Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для её возраста украшением. Не уж-то это такое же венчальное украшение, как и у юной невесты, только менее богатое? И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать?

Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Искусствовед Людмила Полозова выдвинула теорию, что эти старухи – бывшие жёны жениха. Вот только непонятно, «в отставке» они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными.

Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу. Позади старух старый мужчина – он единственный, кто смотрит на кольцо.

Теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества – Петра Шмелькова.

Красивый мужчина позади невесты, погруженный в тяжёлые и мрачные мысли, скрестил руки на груди. Принято считать его молодым человеком невесты. Существует предположение, что этот молодой человек очень похож на самого Василия Владимировича Пукирева, а картина несет в себе автобиографический сюжет. Ведь она написана в очень короткие сроки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Чтобы узнать подробнее, достаточно почитать о дружбе художника с Сергеем Варенцовым. В Третьяковской галере помимо оригинала «Неравного брака» также хранится эскиз этой картины.

Что мы видим? У невесты за спиной стоит совсем другой мужчина со скрещенными руками. Это не автопортрет Пукирева! И что более удивительно, в этой версии фигурирует эта же фамилия – Варенцов. Совпадение? Или мы что-то не знаем?

Эскиз «Неравного брака»

А дело в том, что у Василия Пукирева был друг – Сергей Варенцов, который влюбился в некую Софью Рыбникову. Оба они были выходцами из одного сословия – купеческого. Но Софья предпочла ему другого мужчину – Андрея Карзинкина. Этот человек был очень богат и, конечно же, старше и Софии, и Сергея Варенцова. Но разница в возрасте была всего 13 лет. На свадьбе Сергей был шафером, ведь семьи Варенцовых и Карзинкиных были связаны дружескими узами. Поэтому-то он и изображён у невесты за спиной.

Видимо, эта история, рассказанная Сергеем Варенцовым, вдохновила Пукирева на написание картины с таким же сюжетом. Но спустя некоторое время страсти улеглись, и Сергей решил жениться на другой девушке, в которую был страстно влюблён. А тут Пукирев со своим «Неравным браком», где увековечил его страдания прошлой неразделённой любви. Тогда-то Сергей и вспыхнул. К тому же Софья, несостоявшаяся невеста Сергея Варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с Андреем Карзинкиным она прожила в любви и согласии.

Пукирев не стал менять название и сюжет картины, но убрал друга с полотна. И вместо Сергея поместил себя, ведь у него самого произошла подобная любовная драма. Как видим, пазл вновь складывается. Кстати, Н.А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в её судьбе участие. О том, что художник был влюблен в неё и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский:

«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник – живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой.» – В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»

Но вернёмся к картине. Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид – всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает – на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый – военный – с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль – сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених – на невесту, невеста – в пол, друзья жениха – тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Пётр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Картину «Неравный брак» приняли с большим восторгом. Она по-прежнему считается одной из самых трагичных в истории старой русской школы живописи. Но были и критики, упрекавшие художника в простоте мотивов. Действительно, ведь тема «Неравного брака» раскрывалась и в других полотнах, скульптурах и литературных трудах. Однако ассоциируется первым делом с картиной Василия Владимировича Пукирева. Описав на полотне чужую судьбу, он будто бы предсказал свое ближайшее будущее, которое отнюдь не было жизнерадостным.

Главная Анонс Клуб общения «Диалог на равных». Беседа «Истории знаменитых полотен»

Афиша

Беседа «Истории знаменитых полотен»

3 ноября 2020 года в России пройдёт восьмая всероссийская акция «Ночь искусств». Мы с вами, дорогие члены клуба всегда участвовали в ней, но из-за эпидемиологической ситуации в этом году она состоится в онлайн-формате. Мы подготовили интересные материалы о знаменитых картинах. Надеюсь, что предоставленная информация вам понравится.

Истории знаменитых полотен

Виктор Васнецов «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник. Известен исторической и фольклорной живописью. Творчество художника было столь необычным и оригинальным, что своим искусством он положил начало новому направлению в живописи – неорусский стиль. Данный стиль заключается в том, что традиционную живопись он разбавлял современными элементами, например, символами, аллегориями, метафорами.

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» – былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал в разных видах искусства: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором – по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами. В детстве и сам Васнецов любил народные сказки. Он знал и любил историю своей страны, и эту любовь ему удалось воплотить на своих полотнах.

Картина Васнецова «Богатыри» «является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа. Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно». Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3 × 446 см. Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил её написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи.

История написания

Первый набросок картины художник сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Васнецову на глаза попался шарж на массивного бородатого крестьянина. «Прямо как Илья Муромец», – усмехнулся художник и буквально через пару часов закончил набросок картины «Богатыри». Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесёте, когда исполните картину».

Тогда он сделал небольшой чёрно-белый рисунок и надолго о нём забыл. Когда набросок попался ему на глаза вновь, художник решил, что из этого может получиться красивая картина, и не прогадал.

Более 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину «Богатыри». Была она закончена только в 1898 г.

А сколько людей ему позировало за это время – не счесть. Своих «Илью», «Добрыню» и «Алешу» художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей.

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряжённостью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» – признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом – за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» – это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни – постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…»

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали – с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья». Ещё по одной версии прообразом Ильи Муромца стал император Александр III.

А для Алёши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. тогда ему было всего 13 лет. К сожалению, через 8 лет, в самый разгар работы над полотном, сын мецената умер от осложнений после простуды. Васнецову пришлось завершать работу по памяти.

Кстати, из конюшен Мамонтова и богатырские кони – их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности – не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь – это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле – не конкретное место на карте, а вся Русь.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл – защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева, на белом коне, – Добрыня Никитич. Посередине, на чёрном коне, – Илья Муромец. Справа – самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества – герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.

Богатыри не просто обозревают окрестности, а готовы вот-вот ринуться в бой. О присутствии врага свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, но главное – это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль – «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке – копьё, на плече висит щит. То, что центральной фигурой является Илья Муромец, совершенно оправдано. Он является самым любимым и известным русским богатырем.

Взгляд Ильи устремлен вдаль, он рассудительно оценивает ситуацию и территорию. Муромец готов принять необходимое решение (вполне вероятно, это именно его приоритетная задача). Его черный и лохматый «ворон», типичный конь былины, столь же могуч и силен, как и его всадник. Конь круто выгнул свою шею, глядя в сторону одним налитым кровью глазом. Стоит ему сделать ход, и земля загудит под его тяжелыми копытами, а из его ноздрей вырвется пар и пламя.

Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.

В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 177 см (для того времени очень высокий рост). На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.

Об Илье полно легенд и сказок не только в русском фольклоре, но и в европейских сказаниях, например, в скандинавских сагах. Его там называют русским Илиасом. Такая распространенность образа говорит о том, что был реальный прототип, который внушал большое уважение и восхищение, и прославился своей силой.

По правую строну от него находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку.

Про Добрыню Никитича тоже существует много былинных историй, где он предстает как человек из ближнего круга князя Владимира, могучий богатырь, поборовший Змея Горыныча, при этом человек образованный, полиглот, дипломат, умеющий обходиться с людьми, много знающий.

Насчет реального прототипа Добрыни не так много споров, как в отношении Ильи Муромца. Считается, что былинный образ опирается на личность дяди князя Владимира, воеводы Добрыни, брата княжеской матери. Эта версия кажется правдоподобной и объясняет близость Добрыни Никитича к престолу, доверие к нему князя, который давал ему самые разные поручения. Это объясняет и образованность богатыря, его разносторонние дарования.

Ещё одна версия, подтверждённая русскими былинами, говорит, что Добрыня был сыном рязанского боярина и носил прозвище Добрыня Рязанич – Золотой пояс.

Да и живописец не скрывает его принадлежности к высокому роду (драгоценные княжеские доспехи свидетельствуют об этом). Его щит сделан из дорогостоящего красного металла с золотой инкрустацией. На груди блестит большая золотая цепь – знак княжеского рода. Меч Добрыни вложен в золотые ножны с драгоценными камнями, а нарядные сапоги бирюзового цвета заключены в позолоченные стремена.

Конь Добрыни тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни – чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями (они символизируют готовность к бою). У лошади широкая грудь и ловкие, быстрые ноги. Убранство коня, как и одеяние Добрыни, дорогое. Его уздечка украшена золотыми медальонами.

В правой части картины – Алёша Попович – ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.

Алеша же Попович, хотя и назван богатырем, судя по былинам, таковым не был. Физически он не отличался большой силой (и вообще был хром), но был хитёр, умел завязывать интриги, обманывать и так побеждал врагов. Вообще его образ не очень привлекателен, нет в нём спокойной прямолинейности Ильи, благородной воспитанности Добрыни. К тому же как друг он тоже не ахти (чего стоит его история с женой Добрыни, на которой он хотел преступно жениться, распространив слухи о смерти своего друга).

Считается, что это собирательный образ богатыря-хитреца, этакий плутовской типаж, вечный фольклорный герой. Тем не менее, возможно, у него был и реальный прототип – ростовский боярин. Но князю Владимиру реальный Попович не служил, его патроном был Всеволод Большое Гнездо, потом его сын. Когда они погибли, Алеша Попович стал служить киевскому князю Мстиславу Старому и погиб в битве при Калке.

Стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер – всё это создаёт тревожное настроение, которое говорит об опасности, которая угрожает богатырям.

За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. За героями – могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.

Любимой картиной Виктора Васнецова всегда считалась «Аленушка», а вот самой важной талантливый русский живописец считал «Богатырей».

Василий Пукирев «Неравный брак»

В сентябре 1863 года на очередной Академической выставке в Петербурге разразилась настоящая сенсация. Благодаря своему первому крупному полотну Василий Пукирев, вчерашний выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сразу же заслужил звание профессора Академии художеств. Москва и Петербург полнились слухами о том, что картина написана в память об истории несчастной любви.

Русский художник Василий Владимирович Пукирев (1832-1890) – один из малоизвестных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни: известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня». В кавычках мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее свою роль в судьбе художника.

Василий Пукирев родился в Тульской губернии в крестьянской семье. Получив в родных местах только начальное образование, оказался в Могилевской губернии учеником иконописца. Познания и навыки в иконописи, полученные в юности, окажут в дальнейшем значительное влияние на всё творчество живописца.

В пятнадцать лет, благодаря случайному стечению обстоятельств, Пукирев оказывается слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение выпустило немало мастеров изящных искусств. Оно на равных состязалось с Академией, а выпускники имели тот же статус. В эти годы и в Академии, и в упомянутом училище усилиями многих меценатов и государственных деятелей осуществлялся патронаж талантливых людей из небогатых слоёв общества. Но Московское училище, изначально образованное, в том числе, и для такой цели, прилагало значительно больше усилий в этом направлении.

В училище юноша демонстрировал незаурядные успехи. Уже на третьем году обучения Пукирев получил степень учителя рисования в гимназиях. Это был важный момент в его биографии: статус позволял иметь стабильный, хотя и небольшой заработок, ведь обучение занимало от восьми до десяти лет. Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть, он окончил обучение. Как и многие другие художники, ещё до выпуска из учебного заведения, он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы.

Василий решил не продолжать повышение квалификации и уже в 1858 году выпустился под званием «свободного художника». Однако в 1860 году он все-таки представил институтской комиссии портретный этюд под названием «Девушка», за который был удостоен академической степени в области исторической, жанровой и портретной живописи. С 1861 года Василий Владимирович Пукирев стал преподавателем в своем училище и поселился в казенной квартире на его территории.

В багаже творца, когда он жил в Москве и на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого». Кроме этого написано и много портретов – в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым, он выпускает «Курс рисования» – учебное пособие для академических учебных заведений.

С 1862 по 1863 год художник находился за границей, куда был отправлен дирекцией училища на средства благотворительного общества любителей художеств. Целью поездки было обозначено «обозрение картинных галерей и ознакомление с произведениями живописного искусства».

В 1863 году на академической выставке была представлена картина Василия Пукирева «Неравный брак». Она произвела необычайный фурор в среде искусствоведов и любителей живописи, поразив всех свежестью идеи и качеством исполнения, а также необычно большим для картин подобного сюжета размером – 173 на 136,5 см. За эту картину Василий Владимирович Пукирев был удостоен звания профессора живописи и получил средства на очередную поездку за границу – он путешествовал с мая по июль 1964 года.

Во второй половине 60-х и начале 70-х годов картины Василия Владимировича Пукирева хоть и пользовались успехом, но превзойти «Неравный брак» так и не смогли. В 1973 году, из-за проблем со здоровьем, художнику пришлось оставить преподавание. Он продолжал писать картины, но каждая новая работа была откровенно слабее предыдущей. Во второй половине 70-х Пукирев вновь взялся за иконопись – его иконы того периода хранятся в церкви Страстного монастыря и храме Троицы Живоначальной.

На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах.

Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов, высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это единственное полотно маэстро, удостоенное места в Третьяковской галерее.

В 1879 году бывшие коллеги Василия Пукирева добились для него пенсии от училища, однако этого было мало. Здоровье художника ухудшалось, и в начале 80-х годов он взялся за иллюстрации – им были созданы рисунки к произведениям «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева.

Он начал пить, бросил преподавательскую деятельность, хотя был профессором в Академии художеств, остался без квартиры. Остатки дней жил на подачки друзей. Умер 1 июня 1890 года в безвестности, в возрасте 58 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Искусствовед Андрей Иванович Сомов написал небольшой некролог, который был опубликован в приложении к журналу «Вестник изящных искусств»: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след». В итоге мы знаем Пукирева как художника одной картины. Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

История создания картины

Главное произведение Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» появилось в то время, когда вопрос браков по расчёту в России стоял особенно остро. 8 из 10 семейных союзов к середине 19-го века строились на основе материальной выгоды, и только 2 заключались по любви. В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Островского «Бедность не порок», а в 1861 году Священным Синодом был провозглашен запрет на браки с большой разницей в возрасте. Спустя всего три года свет увидел «Неравный брак» – картину, как никогда актуальную и злободневную. Ведь очень многие богатые пожилые мужчины, ищущие брака с бесприданницами, и молодые небогатые, желающие брака с богатыми пожилыми дамами, были возмущены этим церковным запретом и выступали с требованиями его отмены.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств. Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Не потеряла актуальности картина и сегодня.

Что и говорить, полотно встретили с восторгом и даже с осмыслением. Так, историк Николай Костомаров однажды поделился откровением, что увидев эту картину, он отказался от мысли жениться на молодой девушке.

А вот что писал русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов: «Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни ... одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы».

Художник изобразил на картине несколько реальных людей, сказав при этом то ли слишком много, то ли слишком мало. Например, друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков стоит за спиной невесты и смотрит прямо на зрителя; можно там найти и голову рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было», что и было сделано. Получилось поистине художественное произведение, украшенное тонкой изящной резьбой.

А вот шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым.

Художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирев взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Сюжет

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Пётр Шмельков, не понаслышке знавший о таком понятии как «брак по расчёту». Пукирев отблагодарил товарища за идею, изобразив его справа, за спиной невесты. Сам Пукирев воплощен в образе шафера невесты со скрещёнными руками, хотя изначально на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. В правой части полотна невеста и два её друга, слева – родственники и друзья жениха, намеренно изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две части – добро и зло. Причём священник оказывается на стороне зла, что говорит о том, что Пукирев всерьёз интересовался ролью церкви в обществе.

«Неравный брак» описание картины

Спустя столько лет все ещё идут споры о тайнах, сокрытых в этом шедевре. Убранство церкви, едва освещённое, создаёт угнетающее впечатление. Яркий свет из окна выделяет самых главных персонажей (невеста остается самым светлым пятном, притягивающим взгляд):

1. Жениха (старость и увядание, грубость, власть и состоятельность)
2. Невесту (нежность и чувственность, покорность судьбе)

Чопорный богач преклонных лет ожидает того момента, когда священник наденет кольцо на палец обречённой, но смирившейся со своей участью невесты. Изображена свадьба, но нет чувства восторга или радости, нет светлых ощущений или ликования. Исполненная печали невеста как цветок – нежная и беззащитная. Художник передает это мягкими линиями, светом и цветом, нежными кружевами и ниспадающими золотистыми локонами. Вот только глаза остаются покрасневшими от пролитых слёз.

Стоит перевести взгляд на жениха и впечатление тут же меняется, грубые мазки, прямые линии и угловатость. Увядающий старик, тянущий в своё омертвение прекрасную невесту. Почему создается такое тяжёлое впечатление от картины и главных героев? Потому что перед нами девушка, ставшая частью договора купли-продажи. Все, кто участвуют в «празднестве», виновны в этом «преступлении» против человечности.

Тайна написанных художником гостей:

Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для её возраста украшением. Не уж-то это такое же венчальное украшение, как и у юной невесты, только менее богатое? И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать?

Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Искусствовед Людмила Полозова выдвинула теорию, что эти старухи – бывшие жёны жениха. Вот только непонятно, «в отставке» они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными.

Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу. Позади старух старый мужчина – он единственный, кто смотрит на кольцо.

Теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества – Петра Шмелькова.

Красивый мужчина позади невесты, погруженный в тяжёлые и мрачные мысли, скрестил руки на груди. Принято считать его молодым человеком невесты. Существует предположение, что этот молодой человек очень похож на самого Василия Владимировича Пукирева, а картина несет в себе автобиографический сюжет. Ведь она написана в очень короткие сроки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Чтобы узнать подробнее, достаточно почитать о дружбе художника с Сергеем Варенцовым. В Третьяковской галере помимо оригинала «Неравного брака» также хранится эскиз этой картины.

Что мы видим? У невесты за спиной стоит совсем другой мужчина со скрещенными руками. Это не автопортрет Пукирева! И что более удивительно, в этой версии фигурирует эта же фамилия – Варенцов. Совпадение? Или мы что-то не знаем?

Эскиз «Неравного брака»

А дело в том, что у Василия Пукирева был друг – Сергей Варенцов, который влюбился в некую Софью Рыбникову. Оба они были выходцами из одного сословия – купеческого. Но Софья предпочла ему другого мужчину – Андрея Карзинкина. Этот человек был очень богат и, конечно же, старше и Софии, и Сергея Варенцова. Но разница в возрасте была всего 13 лет. На свадьбе Сергей был шафером, ведь семьи Варенцовых и Карзинкиных были связаны дружескими узами. Поэтому-то он и изображён у невесты за спиной.

Видимо, эта история, рассказанная Сергеем Варенцовым, вдохновила Пукирева на написание картины с таким же сюжетом. Но спустя некоторое время страсти улеглись, и Сергей решил жениться на другой девушке, в которую был страстно влюблён. А тут Пукирев со своим «Неравным браком», где увековечил его страдания прошлой неразделённой любви. Тогда-то Сергей и вспыхнул. К тому же Софья, несостоявшаяся невеста Сергея Варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с Андреем Карзинкиным она прожила в любви и согласии.

Пукирев не стал менять название и сюжет картины, но убрал друга с полотна. И вместо Сергея поместил себя, ведь у него самого произошла подобная любовная драма. Как видим, пазл вновь складывается. Кстати, Н.А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в её судьбе участие. О том, что художник был влюблен в неё и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский:

«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник – живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой.» – В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»

Но вернёмся к картине. Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид – всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает – на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый – военный – с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль – сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених – на невесту, невеста – в пол, друзья жениха – тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Пётр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Картину «Неравный брак» приняли с большим восторгом. Она по-прежнему считается одной из самых трагичных в истории старой русской школы живописи. Но были и критики, упрекавшие художника в простоте мотивов. Действительно, ведь тема «Неравного брака» раскрывалась и в других полотнах, скульптурах и литературных трудах. Однако ассоциируется первым делом с картиной Василия Владимировича Пукирева. Описав на полотне чужую судьбу, он будто бы предсказал свое ближайшее будущее, которое отнюдь не было жизнерадостным.

Советуем почитать

Данилова А.В. Мелодия убийства : роман, Москва: Эксмо, 2023. 2023. – 320 см.

Подробнее
Воронова М. В. Дорога, которой нет – Москва: Эксмо, 2024 . – 320 с.

Подробнее
Миронина Наталия. Месяц на море. – Москва : Эксмо, 2024. – 416 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо