rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная Анонс «Скромный гений» Андрей Петров: к 90-летию со дня рождения композитора

Афиша

«Скромный гений» Андрей Петров: к 90-летию со дня рождения композитора

Осень на музыку Андрея Петрова (Осенний марафон) https://www.youtube.com/watch?v=aApRHgJf6_4

 

Андрей Петров – один из самых известнейших и любимых композиторов советского кино. Кто из нас не любит вальс из к/ф «Берегись автомобиля» (1966), «Танец воспоминаний» из комедии «Служебный роман» (1977), увертюру к к/ф «Укрощение огня» (1972), мелодию из фильма «Осенний марафон» (1979), музыку к фильмам «Белый Бим Чёрное ухо» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), «Батальоны просят огня» (1985), «Забытая мелодия для флейты» (1987). Ну и конечно песни и романсы из кинофильмов «Жестокий романс» (1984), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Служебный роман» (1977).

Но ему одинаково удавалось писать не только музыку для кинофильмов, но и серьёзную симфоническую музыку, оперы, музыку к драматическим спектаклям и произведения для музыкального театра.

Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Его мать Ольга Петровна Ваулина была художницей, Отец будущего композитора Павел Платонович Петров служил военным хирургом.

Дед – Петр Кузьмич Ваулин – был широко известным керамистом, в его мастерской были изготовлены изразцы, которые и сегодня украшают мечеть в Петербурге, Морской собор в Кронштадте, Ярославский вокзал и Третьяковскую галерею в Москве.

Если спросить ровесников Андрея Петрова, какие события и впечатления, какие художественные открытия были сильнейшими, а подчас и решающими в их жизни, обнаружатся удивительные совпадения. Одни и те же книги и фильмы. Одни и те же газетные новости. Одни и те же игры. И среди них игра в войну с фашистами. Мальчишки играли в эту войну задолго до лета 1941 года. До того, как началась Великая Отечественная.

Настоящая война обернулась горьким прощанием с отцом, военным врачом, уезжавшим на фронт, и первой бомбёжкой под станцией Бологое.

Ленинград готовился к обороне. Входило в обращение слово «эвакуация».

«Возьмем только самое необходимое, – сказала мать. – Возьми скрипку!»

Деревянный дом, где поселились Петровы в эвакуации, в Ленинске-Кузнецком, недалеко от Кемерово, показался спокойным пристанищем после долгой и холодной дороги. Как вспоминал композитор, они сами сажали и выкапывали картошку, а зимой на рынке покупали замороженные блюдечки молока. Молоко продавцы разливали по блюдечкам, на сильном морозе оно быстро застывало, и вот этот молочный лед и продавался. В городке была библиотека, и Андрей буквально перечитал её всю. И потихоньку стал сам писать повести, рассказы, сам иллюстрировал. В общем, решил стать писателем. А ещё он играл на скрипке с ансамблем пионеров в госпиталях для раненных. И маленького скрипача охватывал восторг, что его скрипка может так трогать этих смелых люден, героев войны.

У Андрея были уже не только любимые песни, но и любимый композитор. Как-то он увидел в журнале «Огонек» фотографию: Шостакович и Мравинский на фоне оркестра после исполнения Седьмой, «Ленинградской» симфонии. Взрослые часто спорили о Шостаковиче: одни утверждали, что он гений, другие – что музыка его слишком сложна для понимания. На снимке в журнале Шостакович улыбался смущенно и благодарно. Он очень понравился Андрею. «Моим любимым композитором будет Дмитрий Шостакович», - решил он (хотя тогда не знал ещё ни одного произведения Шостаковича, кроме «Песни о встречном»).

Но любимыми занятиями мальчика оставались чтение и сочинение рассказов. Один сочиненный им рассказ был о композиторе, другой – о войне и близкой победе.

Семья вернулась в Ленинград. Старый дом на Васильевском острове пережил бомбежки, обстрелы, выстоял всю блокаду. И в квартире, как до войны, стояли старое пианино и шкаф, набитый нотами.

В Ленинград возвратились театры. Театр был праздником для мальчика, а музыка... К музыке он по-прежнему относился спокойно. Но всё же ходил учиться играть на скрипке во Дворец пионеров, в детском оркестре сидел на предпоследнем пульте. Когда его спрашивали, кем он будет, он нерешительно улыбался и молчал.

Кто знает, сколь поздно пробудилось бы в нем композиторское честолюбие, если б он случайно не попал в кинотеатр «Форум», где шел американский фильм «Большой вальс».

Кончился фильм, зал почти опустел, а он всё не мог встать, ошеломленный тем, что видел. Так вот она какова, жизнь композитора! Твоя музыка царит во дворцах и на площадях, все её напевают, все под неё танцуют, а ты, стремительный и обворожительный, как Иоганн Штраус, заставляешь королей воздавать тебе хвалу и покоряешь сердца белокурых красавиц – таких, как Карла Доннер. А сочинять музыку, оказывается, просто и легко. Под стук колёс дорожной коляски рождаются «Сказки Венского леса».

В четырнадцать лет Петров проявил упорный, несдающийся характер. Литература и театр отошли для него на второй план. Он зачастил в филармонию: теперь для него главными были Чайковский, Григ, Бетховен, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович. Нотные фолианты из скрипичного дядиного шкафа перекочевали на диван. Мальчик листал их, злясь, что ничего в них не смыслит. Пианино настроили – он упрямо долбил упражнения, особо усердствуя в изучении сольфеджио. Он решил поступить в музыкальное училище имени Римского-Корсакова при консерватории.

К документам, которые Андрей Петров отнёс в музыкальное училище, были приложены и два «опуса» для фортепиано. «Опус один» – Фантастический марш, грозный и воинственный. И «опус два» – Баркарола. При рассмотрении «опусов» в приемной комиссии возникло некоторое недоумение. В марше прослушивались диссонансы, «попахивало» легким формализмом. В Баркароле правая рука играла в мажоре, левая – в миноре. Одно из двух: либо слух автора этих сочинений настолько неразвит, что он не отличает мажора от минора, либо он знаком с современной музыкой и сам робко использует некоторые новые средства выразительности.

Петрова приняли условно на первый курс в класс композиции Сергея Яковлевича Вольфензона.

Свободное расписание – сегодня надо прийти к девяти утра, а завтра – к часу дня.

Бесконечные споры о Шостаковиче и Прокофьеве.

Вечера в белоколонном зале филармонии. Концерты русской и западной классической музыки, премьеры симфоний советских композиторов, концерты современной зарубежной музыки. С. Я. Вольфензон не поощрял нетерпеливых устремлений своего ученика сочинить нечто грандиозное для большого оркестра, отводил все попытки поскорее взяться за сложные задачи. Сначала что-нибудь простенькое: детскую песенку или пьеску для скрипки. Сергей Яковлевич проявлял редкое терпение, внушая ничего не знающему юноше азбуку композиции.

К IV курсу Андрей Петров овладел основами профессиональной композиторской техники.

К выпускным экзаменам в училище он сочинил «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» и «Монолог Ивана Грозного». Трио исполнялось в Доме искусств, потом в зале Союза композиторов. На начинающего композитора произвело сильное впечатление то, что в программе концерта фамилии его и Рахманинова были напечатаны рядом.

Вскоре Петров был рекомендован в Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова.

В классе композиции, куда он попал, преподавал Орест Александрович Евлахов. Он отличался по-доброму пристрастным вниманием к ученикам, деликатностью, душевностью и заботливостью.

В консерватории произошла ещё одна важная в его судьбе встреча – с будущей супругой Натальей.

Он был влюблен в другую девушку, но та предпочла молодого человека, приехавшего учиться из Чехословакии. А Наталье на комсомольском собрании поручили взять шефство над Андреем, который настолько переживал, что это стало отражаться на учебе.

Андрей Павлович вспоминал: «У нас с Наташей всё началось с дружбы. Я ещё какое-то время расстраивался по поводу предыдущей девушки, тем более, что мы все вместе учились. Но сейчас думаю, что любовь, основанная на дружбе, надёжнее, чем любовь-вспышка. Поженились мы за несколько месяцев до окончания консерватории. Раньше – никак, нам обоим нужно было учиться. Кроме того, я жил в коммуналке в одной комнате с родителями и сестрой, у Наташи и её мамы тоже была комнатка в коммуналке.

В районном ЗАГСе нам предложили день для бракосочетания – 23 февраля. Согласились с удовольствием: во-первых, никто не забудет день свадьбы, во-вторых, 23 февраля всегда был салют, словно бы в нашу честь. Однако до окончания консерватории пришлось каждому продолжать жить у родителей. А потом переехали в дом в Ольгино, который купили мои родители. Оттуда на электричке ездили на работу: Наташа преподавала в музыкальной школе, я работал редактором в издательстве».

Уже в годы учебы Петрову хотелось испробовать все жанры: он написал смешную фугу для капустника, пародируя Баха, потом марш студентов для первомайской демонстрации. Работалось быстро. Иногда произведения студента Петрова передавались по радио: «Монолог Зои Космодемьянской» на стихи Маргариты Алигер, «Пионерская сюита», романсы на слова башкирских поэтов, поэма для баритона с оркестром «За мир».

Среди студенческих сочинений Петрова была и балетная музыка: этюд «Тропою грома», «Спортивная сюита». На IV курсе он получил первый в его жизни заказ – «на музыку трехактного балета для детского хореографического коллектива Дворца культуры имени Горького». Балет «Заветная яблонька» о юных мичуринцах шел в сопровождении настоящего симфонического оркестра. На обсуждении «Заветной яблоньки» Ю. И. Слонимский сказал о Петрове: «Я уверен, этот молодой человек ещё многое сделает для советского балета».

Консерватория окончена. Раньше был удачливый студент. Теперь появился многообещающий композитор.

В 1956 году у Петрова родилась дочь Ольга.

После рождения дочки молодая семья жила в большой коммуналке на 4-й линии Васильевского острова в одной комнате с родителями и сестрой Андрея. Их было шестеро – не самые подходящие условия для творчества.

Встал вопрос – как дальше жить и работать? Денег, чтобы снять комнату, у них не было. И как-то один из друзей посоветовал Андрею обратиться к руководству Союза композиторов с просьбой помочь в решении его жилищной проблемы. А так как Петров считался перспективным членом Союза, его вполне могли поддержать.

Письма, ходатайства о предоставлении молодому талантливому композитору отдельной квартиры были отправлены в горисполком, горком, горжилотдел и другие важные городские инстанции. Больше года длилась эпопея с получением ордера. И, наконец, они стали обладателями двухкомнатной квартиры в 24 метра. В ней они прожили 10 лет.

Первые песни Андрей Павлович начал писать через два года после окончания консерватории и действительно не ограничивал себя одним форматом: сочинение «Мы коммунисты», например, соседствовало с танцевальной композицией «Пой, песня моя». Так было на всем протяжении творческого пути: мастер создавал симфонии, оперы и балеты, а также песни и музыку для кино.

Однажды Андрей Петров сказал, что единственная профессия, которой он завидует – профессия кинорежиссера. И тридцать лет продолжался его счастливый, основанный на взаимной любви «служебный кинороман».

Первая деловая встреча с кино не вызвала, однако, у него восторга. Он писал музыку к фильму «Мишель и Мишутка», в котором главные роли играли медведи.

И вот новое предложение «Ленфильма»...

Музыка к спектаклю «Бегущая по волнам» и балет «Берег надежды» создали ему репутацию композитора-мариниста.

На «Ленфильме» в 1961 году делалась картина «Человек-амфибия». Требовался композитор, «чувствующий море»...

«Баллада о погибших рыбаках» написалась сразу, словно после «Берега надежды» только и ждала своего часа. Хуже было с песней в портовом кабачке. Вот ведь, всегда думалось, что сочинять песенки «под разлагающийся Запад» – пустяковое занятие. А «шлягер» никак не давался. В чем секрет прилипчивости и заразительности таких песенок? В отупляющей нарастающей громкости, в шаманском повторении отдельных слов и музыкальных попевок, в судорожной пульсации экстатического ритма? Композитор «примерял» слова: «мамба, мамба», «самба, самба». Поэт С. Фогельсон предложил быстро повторять: «нам бы, нам бы», «там бы, там бы»...

Один из эффектов на записи песни был достигнут случайно. Уже записаны были восемь дублей, оркестр устал, и солистка Нонна Суханова изнемогала. «Не могу, – твердила она, – совсем охрипла...» – «Так и пой». Девятый – «хриплый» дубль вошел в картину как лучший.

ПЕСНЯ «ЭЙ МОРЯК» https://www.youtube.com/watch?v=9wWmF3WzvE4

После выхода картины самой популярной мелодией стала лихая песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» с припевом: «Нам бы всем на дно, там бы пить вино!» На радио приходила масса писем с просьбой её исполнить. Но столько же было и возмущённых отзывов, «ведь это ужас, к чему призывает песня».

Однажды на уличном перекрестке композитор увидел малышей из детского сада. Переходя дорогу, они дружно выкрикивали:

Нам бы, нам бы, нам бы
Всем на дно!
Там бы, там бы, там бы
Пить вино!

В прокате 1962 года фильм «Человек-амфибия» занял 1-е место, собрав 65,5 млн. зрителей. Это был рекорд для тех лет. Министр культуры Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов». На фестивале фантастических фильмов в Триесте «Человек-амфибия» получил «Серебряный парус». Второе место было не просто почетным, а невероятным, ведь первое взяли «Звёздные войны».

Ну а молодому композитору посыпались предложения от кинематографистов. И судьба Андрея Павловича оказалась связанной, прежде всего, с «Мосфильмом».

В 1962 году молодой режиссер Георгий Данелия снимал картину «Путь к причалу», и пригласил Петрова, чтобы тот написал к фильму «Песню о друге» со словами: «Ну а случится, что он влюблён, а я на его пути – уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти».

Данелия и сам признавался, что уж очень придирчив в работе, ему «ничего не нравится», вот и пришлось Петрову создать 12 вариантов песни. Он ездил в Москву, показывал сочинённое «Гиечке», а тот говорил: «Это хорошо, но можно лучше!» В результате песня получилась такой, что её запела вся страна.

О своих взаимоотношениях с Данелией Андрей Петров рассказывал: «У Гии Данелия я прошёл настоящую школу киномузыки. Когда Данелия в очередной раз «заворачивал» предложенную мной мелодию, я спрашивал его: «Ну какой же она должна быть?» «Хорошей», – всегда отвечал он мне».

ПЕСНЯ О ДРУГЕ https://www.youtube.com/watch?v=Wj-QnXYyB2A

А с Данелией Петров работал ещё над шестью картинами.

В 1963 году Георгий Данелия ставил фильм «Я шагаю по Москве». Он снова просил написать песню, мотив которой прошел бы через всю картину.

Андрей Петров импровизировал, быстро записывал вариант за вариантом. «Поищем ещё»... Одиннадцать вариантов...

Песня эта поразительно совпала с жизнерадостностью и оптимизмом нашей молодежи 60-х годов. Она стала как бы новым «Маршем энтузиастов», шагающих по Москве с новым сознанием своего личного «я» и человеческого достоинства.

ПЕСНЯ Я ИДУ, ШАГАЮ ПО МОСКВЕ https://www.youtube.com/watch?v=4wKXhKwuqrQ

Читатели «Советской культуры» назвали лучшими песнями 1964 года две: «На безымянной высоте» Вениамина Баснера и «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова. Успех был всесоюзный.

И потом, в последующие годы, в титрах фильмов «Зайчик», «Зигзаг удачи», «Мой добрый папа», «Внимание, черепаха», «Старая-старая сказка», «Старики-разбойники» будет мелькать: композитор – Андрей Петров.

Но рекордное число лент было создано в содружестве с Эльдаром Рязановым – тринадцать. Это классика советского кино: «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Служебный роман» и другие.

Однако началось сотрудничество с недоразумения. Андрей Павлович никогда не скрывал, что неважно играет на рояле. И вот, показывая режиссеру вальс для «Берегись автомобиля!», исполнил его так, что Рязанов долго сидел и молчал. А сам позже признавался, что с печалью думал: «С композитором я дал маху!» Потом Эльдара Александровича осенило, и он попросил Петрова сыграть уже знакомую мелодию из фильма «Я шагаю по Москве». После этого понял, что не всё потеряно, потому что даже этот «шлягер» узнать в исполнении автора было трудно.

Сценарий Э. Брагинского и Э. Рязанова «Берегись автомобиля» на редкость нравился композитору. Фильм сняли в 1966 году.

На первом просмотре отснятого материала Петрова ждал сюрприз. Фильм получался необычный. Рождалась трагикомедия о вовсе не смешном, удивительно чистом и бесконечно трогательном человеке по фамилии Деточкин, который решил единолично избавить мир от скверны наживы, обмана и жульничества.

Деточкина играл Смоктуновский. Потом критики назовут его «Дон-Кихотом, вооружённым отмычкой, князем Мышкиным при портфеле служащего инспектора Госстраха...»

Андрей Петров посвятил этому чистейшему Деточкину-Смоктуновскому чистейший вальс.

ВАЛЬС https://www.youtube.com/watch?v=TPYTVkZ5enc

В 1967 году Андрей Петров сочинил и поставил оперетту «Мы хотим танцевать». В том же году композитор получил Государственную премию за кинохиты. Государственное признание его симфонических заслуг пришло на девять лет позже – в 1976-м, когда Петрову вручили вторую Госпремию – за оперу «Пётр I». К тому времени он уже почти двадцать лет успешно писал серьёзную музыку.

В 1968 году Петров написал музыку для балета «Сотворение мира». Поставлен он был в 1971 году в Кировском театре Натальей Касаткиной и Владимиром Васильевым. В нём танцевали такие звёзды, как Михаил Барышников, Валерий Панов, Ирина Колпакова, дебютировала в небольшой партии ангела Людмила Семеняка. Потом «Сотворение» ставили в 60 театрах мира, оно принесло композитору всемирную известность.

Год 1977, фильм «Служебный роман» Э. Рязанова. Герои «Служебного романа» – в известном смысле антиподы героев «Иронии судьбы...». Калугина и Новосельцев, как сказали бы мы теперь, скромные бюрократы конца 70-х годов, к тому же, по сценарию, и непривлекательные, и немузыкальные. Как выразился сам Эльдар Александрович в одной телепередаче, «она – мымра, он – затюканный клерк».

Прямо скажем, нелёгкая задача была поставлена перед композитором: с одной стороны – «авторские монологи», с другой стороны – «поющие души» не слишком симпатичных поначалу героев. Оставалось довериться стихам: режиссер подобрал отличные стихи Р. Бернса, Н. Заболоцкого, Е. Евтушенко… и свои собственные. Петров решил создать цикл городских романсов, скорее пейзажных, чем конкретно-бытовых, которые могли бы существовать и сами по себе, а не только как «приложение к душам» Калугиной и Новосельцева

...Работать над музыкой к этому фильму было легко и приятно. Без особого труда удалось найти неспешный, окрашенный грустью, какой-то щемящий «осенний» звуковой колорит. В мелодиях угадывались картины листопада, неярких солнечных закатов, неутихающего за окном дождя... Иные песни воспринимались как негромкие голоса, вдруг прорвавшиеся сквозь грохот и сутолоку большого города.

ПЕСНЯ «МОЕЙ ДУШЕ ПОКОЯ НЕТ» https://www.youtube.com/watch?v=shp8aRK21XE&feature=emb_logo

Сотрудничество мастеров стало настолько плодотворным, что как-то Данелия прислал на юбилей Петрова поздравительную телеграмму с пожеланием: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня».

В семидесятые и восьмидесятые годы самыми известными симфоническими работами Андрея Петрова были произведения, связанные с русской литературой: балет «Пушкин (Размышление о поэте)», опера-феерия «Маяковский начинается», симфоническая поэма «Радда и Лойко» (по «Макару Чудре» Максима Горького). В эти годы композитор получил все значимые звания - заслуженного деятеля искусств, народного артиста.

В 1976 году поработал композитор и на международном уровне: Андрей Павлович написал музыку к фильму «Синяя птица», главную роль в котором исполнила Элизабет Тейлор.

В январе 1986 года в Большом зале Филармонии с огромным успехом прошла премьера симфонии-фантазии «Мастер и Маргарита». Это сочинение стало репертуарным и исполняется во многих городах страны и за рубежом.

В 80-х годах Эльдару Рязанову удалось добиться почти «монопольного обладания» Петровым: ко всем картинам Рязанова этого десятилетия («О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» и другим) музыку писал Петров.

«О БЕДНОМ ГУСАРЕ...» РОМАНС ПОЛКОВНИКА https://www.youtube.com/watch?v=LApRj8p0L3w

В 1985 году Всесоюзная фирма «Мелодия» наградила Андрея Петрова призом «Золотой диск» за грампластинки с записью музыки и песен из кинофильмов «Служебный роман» (выпуск 1977 года) и «Жестокий романс» (выпуск 1984 года).

В девяностые годы и в начале нового века композитор продолжал писать и симфонические сочинения («Русь колокольная», «Время Христа»), и музыку к кино- и телефильмам («Хрусталев, машину!», «Старые клячи», «Петербургские тайны»).

«СТАРЫЕ КЛЯЧИ» https://www.youtube.com/watch?v=5Ai640w3fxs

Вместе с дочерью Ольгой Андрей Петров написал мюзиклы «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и «Капитанская дочка» по повести Пушкина («Капитанскую дочку» заказали американские продюсеры; в России мюзикл шёл под названием «Куда путь держишь, Ваше благородие?..»)

В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия «Золотой Овен», а в 1999 году – премия «Золотой Остап». Всего Андрей Петров сочинил музыку более чем для восьмидесяти фильмов.

За музыку к фильму «Небеса обетованные» композитор был удостоен премии «Ника».

МУЗЫКА. РОМАНС https://www.youtube.com/watch?v=Xn_OA-4Tq44

В эти полтора десятилетия композитор получил множество орденов и премий: «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, еще одну Госпремию, «Нику», звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

В сентябре 2005 года Андрею Петрову исполнилось 75 лет. Его юбилей праздновали с размахом, на государственном уровне. Сам он отнёсся к мероприятию несколько иронично, но явно получал удовольствие от обилия концертов и внимания к своей серьёзной музыке. Он был полон планов, собирался работать над музыкой к телефильму «Невыученный урок», над балетом «Лисистрата» и балетом о декабристах.

В ноябре 2005 года он представил слушателям свою новую симфонию-фантазию «Прощание с...». «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», – пояснил Андрей Павлович в одном из интервью накануне своего юбилея. В этой спокойной интонации, кажется, отразился весь его характер: характер прекрасного оптимиста, умевшего быть благодарным судьбе.

Андрей Петров скончался 15 февраля 2006 года после перенесённого ишемического инсульта в клинике нервных болезней Военно - медицинской академии имени Кирова в Санкт Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга в музее-некрополе «Литераторские мостки».

А музыка его продолжает жить...

НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лейла Романова. Памяти Андрея Петрова

https://yandex.ru/video/preview?text=Leyla%20Romanova%20-%20Мелодия.%20Памяти%20Андрея%20Петрова&path=wizard&parent-reqid=1603878117671226-1194651433354101158500107-production-app-host-vla-web-yp-118&wiz_type=vital&filmId=4115762616701500884

 

Главная Анонс «Скромный гений» Андрей Петров: к 90-летию со дня рождения композитора

Афиша

«Скромный гений» Андрей Петров: к 90-летию со дня рождения композитора

Осень на музыку Андрея Петрова (Осенний марафон) https://www.youtube.com/watch?v=aApRHgJf6_4

 

Андрей Петров – один из самых известнейших и любимых композиторов советского кино. Кто из нас не любит вальс из к/ф «Берегись автомобиля» (1966), «Танец воспоминаний» из комедии «Служебный роман» (1977), увертюру к к/ф «Укрощение огня» (1972), мелодию из фильма «Осенний марафон» (1979), музыку к фильмам «Белый Бим Чёрное ухо» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), «Батальоны просят огня» (1985), «Забытая мелодия для флейты» (1987). Ну и конечно песни и романсы из кинофильмов «Жестокий романс» (1984), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Служебный роман» (1977).

Но ему одинаково удавалось писать не только музыку для кинофильмов, но и серьёзную симфоническую музыку, оперы, музыку к драматическим спектаклям и произведения для музыкального театра.

Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Его мать Ольга Петровна Ваулина была художницей, Отец будущего композитора Павел Платонович Петров служил военным хирургом.

Дед – Петр Кузьмич Ваулин – был широко известным керамистом, в его мастерской были изготовлены изразцы, которые и сегодня украшают мечеть в Петербурге, Морской собор в Кронштадте, Ярославский вокзал и Третьяковскую галерею в Москве.

Если спросить ровесников Андрея Петрова, какие события и впечатления, какие художественные открытия были сильнейшими, а подчас и решающими в их жизни, обнаружатся удивительные совпадения. Одни и те же книги и фильмы. Одни и те же газетные новости. Одни и те же игры. И среди них игра в войну с фашистами. Мальчишки играли в эту войну задолго до лета 1941 года. До того, как началась Великая Отечественная.

Настоящая война обернулась горьким прощанием с отцом, военным врачом, уезжавшим на фронт, и первой бомбёжкой под станцией Бологое.

Ленинград готовился к обороне. Входило в обращение слово «эвакуация».

«Возьмем только самое необходимое, – сказала мать. – Возьми скрипку!»

Деревянный дом, где поселились Петровы в эвакуации, в Ленинске-Кузнецком, недалеко от Кемерово, показался спокойным пристанищем после долгой и холодной дороги. Как вспоминал композитор, они сами сажали и выкапывали картошку, а зимой на рынке покупали замороженные блюдечки молока. Молоко продавцы разливали по блюдечкам, на сильном морозе оно быстро застывало, и вот этот молочный лед и продавался. В городке была библиотека, и Андрей буквально перечитал её всю. И потихоньку стал сам писать повести, рассказы, сам иллюстрировал. В общем, решил стать писателем. А ещё он играл на скрипке с ансамблем пионеров в госпиталях для раненных. И маленького скрипача охватывал восторг, что его скрипка может так трогать этих смелых люден, героев войны.

У Андрея были уже не только любимые песни, но и любимый композитор. Как-то он увидел в журнале «Огонек» фотографию: Шостакович и Мравинский на фоне оркестра после исполнения Седьмой, «Ленинградской» симфонии. Взрослые часто спорили о Шостаковиче: одни утверждали, что он гений, другие – что музыка его слишком сложна для понимания. На снимке в журнале Шостакович улыбался смущенно и благодарно. Он очень понравился Андрею. «Моим любимым композитором будет Дмитрий Шостакович», - решил он (хотя тогда не знал ещё ни одного произведения Шостаковича, кроме «Песни о встречном»).

Но любимыми занятиями мальчика оставались чтение и сочинение рассказов. Один сочиненный им рассказ был о композиторе, другой – о войне и близкой победе.

Семья вернулась в Ленинград. Старый дом на Васильевском острове пережил бомбежки, обстрелы, выстоял всю блокаду. И в квартире, как до войны, стояли старое пианино и шкаф, набитый нотами.

В Ленинград возвратились театры. Театр был праздником для мальчика, а музыка... К музыке он по-прежнему относился спокойно. Но всё же ходил учиться играть на скрипке во Дворец пионеров, в детском оркестре сидел на предпоследнем пульте. Когда его спрашивали, кем он будет, он нерешительно улыбался и молчал.

Кто знает, сколь поздно пробудилось бы в нем композиторское честолюбие, если б он случайно не попал в кинотеатр «Форум», где шел американский фильм «Большой вальс».

Кончился фильм, зал почти опустел, а он всё не мог встать, ошеломленный тем, что видел. Так вот она какова, жизнь композитора! Твоя музыка царит во дворцах и на площадях, все её напевают, все под неё танцуют, а ты, стремительный и обворожительный, как Иоганн Штраус, заставляешь королей воздавать тебе хвалу и покоряешь сердца белокурых красавиц – таких, как Карла Доннер. А сочинять музыку, оказывается, просто и легко. Под стук колёс дорожной коляски рождаются «Сказки Венского леса».

В четырнадцать лет Петров проявил упорный, несдающийся характер. Литература и театр отошли для него на второй план. Он зачастил в филармонию: теперь для него главными были Чайковский, Григ, Бетховен, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович. Нотные фолианты из скрипичного дядиного шкафа перекочевали на диван. Мальчик листал их, злясь, что ничего в них не смыслит. Пианино настроили – он упрямо долбил упражнения, особо усердствуя в изучении сольфеджио. Он решил поступить в музыкальное училище имени Римского-Корсакова при консерватории.

К документам, которые Андрей Петров отнёс в музыкальное училище, были приложены и два «опуса» для фортепиано. «Опус один» – Фантастический марш, грозный и воинственный. И «опус два» – Баркарола. При рассмотрении «опусов» в приемной комиссии возникло некоторое недоумение. В марше прослушивались диссонансы, «попахивало» легким формализмом. В Баркароле правая рука играла в мажоре, левая – в миноре. Одно из двух: либо слух автора этих сочинений настолько неразвит, что он не отличает мажора от минора, либо он знаком с современной музыкой и сам робко использует некоторые новые средства выразительности.

Петрова приняли условно на первый курс в класс композиции Сергея Яковлевича Вольфензона.

Свободное расписание – сегодня надо прийти к девяти утра, а завтра – к часу дня.

Бесконечные споры о Шостаковиче и Прокофьеве.

Вечера в белоколонном зале филармонии. Концерты русской и западной классической музыки, премьеры симфоний советских композиторов, концерты современной зарубежной музыки. С. Я. Вольфензон не поощрял нетерпеливых устремлений своего ученика сочинить нечто грандиозное для большого оркестра, отводил все попытки поскорее взяться за сложные задачи. Сначала что-нибудь простенькое: детскую песенку или пьеску для скрипки. Сергей Яковлевич проявлял редкое терпение, внушая ничего не знающему юноше азбуку композиции.

К IV курсу Андрей Петров овладел основами профессиональной композиторской техники.

К выпускным экзаменам в училище он сочинил «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» и «Монолог Ивана Грозного». Трио исполнялось в Доме искусств, потом в зале Союза композиторов. На начинающего композитора произвело сильное впечатление то, что в программе концерта фамилии его и Рахманинова были напечатаны рядом.

Вскоре Петров был рекомендован в Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова.

В классе композиции, куда он попал, преподавал Орест Александрович Евлахов. Он отличался по-доброму пристрастным вниманием к ученикам, деликатностью, душевностью и заботливостью.

В консерватории произошла ещё одна важная в его судьбе встреча – с будущей супругой Натальей.

Он был влюблен в другую девушку, но та предпочла молодого человека, приехавшего учиться из Чехословакии. А Наталье на комсомольском собрании поручили взять шефство над Андреем, который настолько переживал, что это стало отражаться на учебе.

Андрей Павлович вспоминал: «У нас с Наташей всё началось с дружбы. Я ещё какое-то время расстраивался по поводу предыдущей девушки, тем более, что мы все вместе учились. Но сейчас думаю, что любовь, основанная на дружбе, надёжнее, чем любовь-вспышка. Поженились мы за несколько месяцев до окончания консерватории. Раньше – никак, нам обоим нужно было учиться. Кроме того, я жил в коммуналке в одной комнате с родителями и сестрой, у Наташи и её мамы тоже была комнатка в коммуналке.

В районном ЗАГСе нам предложили день для бракосочетания – 23 февраля. Согласились с удовольствием: во-первых, никто не забудет день свадьбы, во-вторых, 23 февраля всегда был салют, словно бы в нашу честь. Однако до окончания консерватории пришлось каждому продолжать жить у родителей. А потом переехали в дом в Ольгино, который купили мои родители. Оттуда на электричке ездили на работу: Наташа преподавала в музыкальной школе, я работал редактором в издательстве».

Уже в годы учебы Петрову хотелось испробовать все жанры: он написал смешную фугу для капустника, пародируя Баха, потом марш студентов для первомайской демонстрации. Работалось быстро. Иногда произведения студента Петрова передавались по радио: «Монолог Зои Космодемьянской» на стихи Маргариты Алигер, «Пионерская сюита», романсы на слова башкирских поэтов, поэма для баритона с оркестром «За мир».

Среди студенческих сочинений Петрова была и балетная музыка: этюд «Тропою грома», «Спортивная сюита». На IV курсе он получил первый в его жизни заказ – «на музыку трехактного балета для детского хореографического коллектива Дворца культуры имени Горького». Балет «Заветная яблонька» о юных мичуринцах шел в сопровождении настоящего симфонического оркестра. На обсуждении «Заветной яблоньки» Ю. И. Слонимский сказал о Петрове: «Я уверен, этот молодой человек ещё многое сделает для советского балета».

Консерватория окончена. Раньше был удачливый студент. Теперь появился многообещающий композитор.

В 1956 году у Петрова родилась дочь Ольга.

После рождения дочки молодая семья жила в большой коммуналке на 4-й линии Васильевского острова в одной комнате с родителями и сестрой Андрея. Их было шестеро – не самые подходящие условия для творчества.

Встал вопрос – как дальше жить и работать? Денег, чтобы снять комнату, у них не было. И как-то один из друзей посоветовал Андрею обратиться к руководству Союза композиторов с просьбой помочь в решении его жилищной проблемы. А так как Петров считался перспективным членом Союза, его вполне могли поддержать.

Письма, ходатайства о предоставлении молодому талантливому композитору отдельной квартиры были отправлены в горисполком, горком, горжилотдел и другие важные городские инстанции. Больше года длилась эпопея с получением ордера. И, наконец, они стали обладателями двухкомнатной квартиры в 24 метра. В ней они прожили 10 лет.

Первые песни Андрей Павлович начал писать через два года после окончания консерватории и действительно не ограничивал себя одним форматом: сочинение «Мы коммунисты», например, соседствовало с танцевальной композицией «Пой, песня моя». Так было на всем протяжении творческого пути: мастер создавал симфонии, оперы и балеты, а также песни и музыку для кино.

Однажды Андрей Петров сказал, что единственная профессия, которой он завидует – профессия кинорежиссера. И тридцать лет продолжался его счастливый, основанный на взаимной любви «служебный кинороман».

Первая деловая встреча с кино не вызвала, однако, у него восторга. Он писал музыку к фильму «Мишель и Мишутка», в котором главные роли играли медведи.

И вот новое предложение «Ленфильма»...

Музыка к спектаклю «Бегущая по волнам» и балет «Берег надежды» создали ему репутацию композитора-мариниста.

На «Ленфильме» в 1961 году делалась картина «Человек-амфибия». Требовался композитор, «чувствующий море»...

«Баллада о погибших рыбаках» написалась сразу, словно после «Берега надежды» только и ждала своего часа. Хуже было с песней в портовом кабачке. Вот ведь, всегда думалось, что сочинять песенки «под разлагающийся Запад» – пустяковое занятие. А «шлягер» никак не давался. В чем секрет прилипчивости и заразительности таких песенок? В отупляющей нарастающей громкости, в шаманском повторении отдельных слов и музыкальных попевок, в судорожной пульсации экстатического ритма? Композитор «примерял» слова: «мамба, мамба», «самба, самба». Поэт С. Фогельсон предложил быстро повторять: «нам бы, нам бы», «там бы, там бы»...

Один из эффектов на записи песни был достигнут случайно. Уже записаны были восемь дублей, оркестр устал, и солистка Нонна Суханова изнемогала. «Не могу, – твердила она, – совсем охрипла...» – «Так и пой». Девятый – «хриплый» дубль вошел в картину как лучший.

ПЕСНЯ «ЭЙ МОРЯК» https://www.youtube.com/watch?v=9wWmF3WzvE4

После выхода картины самой популярной мелодией стала лихая песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» с припевом: «Нам бы всем на дно, там бы пить вино!» На радио приходила масса писем с просьбой её исполнить. Но столько же было и возмущённых отзывов, «ведь это ужас, к чему призывает песня».

Однажды на уличном перекрестке композитор увидел малышей из детского сада. Переходя дорогу, они дружно выкрикивали:

Нам бы, нам бы, нам бы
Всем на дно!
Там бы, там бы, там бы
Пить вино!

В прокате 1962 года фильм «Человек-амфибия» занял 1-е место, собрав 65,5 млн. зрителей. Это был рекорд для тех лет. Министр культуры Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов». На фестивале фантастических фильмов в Триесте «Человек-амфибия» получил «Серебряный парус». Второе место было не просто почетным, а невероятным, ведь первое взяли «Звёздные войны».

Ну а молодому композитору посыпались предложения от кинематографистов. И судьба Андрея Павловича оказалась связанной, прежде всего, с «Мосфильмом».

В 1962 году молодой режиссер Георгий Данелия снимал картину «Путь к причалу», и пригласил Петрова, чтобы тот написал к фильму «Песню о друге» со словами: «Ну а случится, что он влюблён, а я на его пути – уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти».

Данелия и сам признавался, что уж очень придирчив в работе, ему «ничего не нравится», вот и пришлось Петрову создать 12 вариантов песни. Он ездил в Москву, показывал сочинённое «Гиечке», а тот говорил: «Это хорошо, но можно лучше!» В результате песня получилась такой, что её запела вся страна.

О своих взаимоотношениях с Данелией Андрей Петров рассказывал: «У Гии Данелия я прошёл настоящую школу киномузыки. Когда Данелия в очередной раз «заворачивал» предложенную мной мелодию, я спрашивал его: «Ну какой же она должна быть?» «Хорошей», – всегда отвечал он мне».

ПЕСНЯ О ДРУГЕ https://www.youtube.com/watch?v=Wj-QnXYyB2A

А с Данелией Петров работал ещё над шестью картинами.

В 1963 году Георгий Данелия ставил фильм «Я шагаю по Москве». Он снова просил написать песню, мотив которой прошел бы через всю картину.

Андрей Петров импровизировал, быстро записывал вариант за вариантом. «Поищем ещё»... Одиннадцать вариантов...

Песня эта поразительно совпала с жизнерадостностью и оптимизмом нашей молодежи 60-х годов. Она стала как бы новым «Маршем энтузиастов», шагающих по Москве с новым сознанием своего личного «я» и человеческого достоинства.

ПЕСНЯ Я ИДУ, ШАГАЮ ПО МОСКВЕ https://www.youtube.com/watch?v=4wKXhKwuqrQ

Читатели «Советской культуры» назвали лучшими песнями 1964 года две: «На безымянной высоте» Вениамина Баснера и «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова. Успех был всесоюзный.

И потом, в последующие годы, в титрах фильмов «Зайчик», «Зигзаг удачи», «Мой добрый папа», «Внимание, черепаха», «Старая-старая сказка», «Старики-разбойники» будет мелькать: композитор – Андрей Петров.

Но рекордное число лент было создано в содружестве с Эльдаром Рязановым – тринадцать. Это классика советского кино: «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Служебный роман» и другие.

Однако началось сотрудничество с недоразумения. Андрей Павлович никогда не скрывал, что неважно играет на рояле. И вот, показывая режиссеру вальс для «Берегись автомобиля!», исполнил его так, что Рязанов долго сидел и молчал. А сам позже признавался, что с печалью думал: «С композитором я дал маху!» Потом Эльдара Александровича осенило, и он попросил Петрова сыграть уже знакомую мелодию из фильма «Я шагаю по Москве». После этого понял, что не всё потеряно, потому что даже этот «шлягер» узнать в исполнении автора было трудно.

Сценарий Э. Брагинского и Э. Рязанова «Берегись автомобиля» на редкость нравился композитору. Фильм сняли в 1966 году.

На первом просмотре отснятого материала Петрова ждал сюрприз. Фильм получался необычный. Рождалась трагикомедия о вовсе не смешном, удивительно чистом и бесконечно трогательном человеке по фамилии Деточкин, который решил единолично избавить мир от скверны наживы, обмана и жульничества.

Деточкина играл Смоктуновский. Потом критики назовут его «Дон-Кихотом, вооружённым отмычкой, князем Мышкиным при портфеле служащего инспектора Госстраха...»

Андрей Петров посвятил этому чистейшему Деточкину-Смоктуновскому чистейший вальс.

ВАЛЬС https://www.youtube.com/watch?v=TPYTVkZ5enc

В 1967 году Андрей Петров сочинил и поставил оперетту «Мы хотим танцевать». В том же году композитор получил Государственную премию за кинохиты. Государственное признание его симфонических заслуг пришло на девять лет позже – в 1976-м, когда Петрову вручили вторую Госпремию – за оперу «Пётр I». К тому времени он уже почти двадцать лет успешно писал серьёзную музыку.

В 1968 году Петров написал музыку для балета «Сотворение мира». Поставлен он был в 1971 году в Кировском театре Натальей Касаткиной и Владимиром Васильевым. В нём танцевали такие звёзды, как Михаил Барышников, Валерий Панов, Ирина Колпакова, дебютировала в небольшой партии ангела Людмила Семеняка. Потом «Сотворение» ставили в 60 театрах мира, оно принесло композитору всемирную известность.

Год 1977, фильм «Служебный роман» Э. Рязанова. Герои «Служебного романа» – в известном смысле антиподы героев «Иронии судьбы...». Калугина и Новосельцев, как сказали бы мы теперь, скромные бюрократы конца 70-х годов, к тому же, по сценарию, и непривлекательные, и немузыкальные. Как выразился сам Эльдар Александрович в одной телепередаче, «она – мымра, он – затюканный клерк».

Прямо скажем, нелёгкая задача была поставлена перед композитором: с одной стороны – «авторские монологи», с другой стороны – «поющие души» не слишком симпатичных поначалу героев. Оставалось довериться стихам: режиссер подобрал отличные стихи Р. Бернса, Н. Заболоцкого, Е. Евтушенко… и свои собственные. Петров решил создать цикл городских романсов, скорее пейзажных, чем конкретно-бытовых, которые могли бы существовать и сами по себе, а не только как «приложение к душам» Калугиной и Новосельцева

...Работать над музыкой к этому фильму было легко и приятно. Без особого труда удалось найти неспешный, окрашенный грустью, какой-то щемящий «осенний» звуковой колорит. В мелодиях угадывались картины листопада, неярких солнечных закатов, неутихающего за окном дождя... Иные песни воспринимались как негромкие голоса, вдруг прорвавшиеся сквозь грохот и сутолоку большого города.

ПЕСНЯ «МОЕЙ ДУШЕ ПОКОЯ НЕТ» https://www.youtube.com/watch?v=shp8aRK21XE&feature=emb_logo

Сотрудничество мастеров стало настолько плодотворным, что как-то Данелия прислал на юбилей Петрова поздравительную телеграмму с пожеланием: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня».

В семидесятые и восьмидесятые годы самыми известными симфоническими работами Андрея Петрова были произведения, связанные с русской литературой: балет «Пушкин (Размышление о поэте)», опера-феерия «Маяковский начинается», симфоническая поэма «Радда и Лойко» (по «Макару Чудре» Максима Горького). В эти годы композитор получил все значимые звания - заслуженного деятеля искусств, народного артиста.

В 1976 году поработал композитор и на международном уровне: Андрей Павлович написал музыку к фильму «Синяя птица», главную роль в котором исполнила Элизабет Тейлор.

В январе 1986 года в Большом зале Филармонии с огромным успехом прошла премьера симфонии-фантазии «Мастер и Маргарита». Это сочинение стало репертуарным и исполняется во многих городах страны и за рубежом.

В 80-х годах Эльдару Рязанову удалось добиться почти «монопольного обладания» Петровым: ко всем картинам Рязанова этого десятилетия («О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» и другим) музыку писал Петров.

«О БЕДНОМ ГУСАРЕ...» РОМАНС ПОЛКОВНИКА https://www.youtube.com/watch?v=LApRj8p0L3w

В 1985 году Всесоюзная фирма «Мелодия» наградила Андрея Петрова призом «Золотой диск» за грампластинки с записью музыки и песен из кинофильмов «Служебный роман» (выпуск 1977 года) и «Жестокий романс» (выпуск 1984 года).

В девяностые годы и в начале нового века композитор продолжал писать и симфонические сочинения («Русь колокольная», «Время Христа»), и музыку к кино- и телефильмам («Хрусталев, машину!», «Старые клячи», «Петербургские тайны»).

«СТАРЫЕ КЛЯЧИ» https://www.youtube.com/watch?v=5Ai640w3fxs

Вместе с дочерью Ольгой Андрей Петров написал мюзиклы «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и «Капитанская дочка» по повести Пушкина («Капитанскую дочку» заказали американские продюсеры; в России мюзикл шёл под названием «Куда путь держишь, Ваше благородие?..»)

В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия «Золотой Овен», а в 1999 году – премия «Золотой Остап». Всего Андрей Петров сочинил музыку более чем для восьмидесяти фильмов.

За музыку к фильму «Небеса обетованные» композитор был удостоен премии «Ника».

МУЗЫКА. РОМАНС https://www.youtube.com/watch?v=Xn_OA-4Tq44

В эти полтора десятилетия композитор получил множество орденов и премий: «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, еще одну Госпремию, «Нику», звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

В сентябре 2005 года Андрею Петрову исполнилось 75 лет. Его юбилей праздновали с размахом, на государственном уровне. Сам он отнёсся к мероприятию несколько иронично, но явно получал удовольствие от обилия концертов и внимания к своей серьёзной музыке. Он был полон планов, собирался работать над музыкой к телефильму «Невыученный урок», над балетом «Лисистрата» и балетом о декабристах.

В ноябре 2005 года он представил слушателям свою новую симфонию-фантазию «Прощание с...». «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», – пояснил Андрей Павлович в одном из интервью накануне своего юбилея. В этой спокойной интонации, кажется, отразился весь его характер: характер прекрасного оптимиста, умевшего быть благодарным судьбе.

Андрей Петров скончался 15 февраля 2006 года после перенесённого ишемического инсульта в клинике нервных болезней Военно - медицинской академии имени Кирова в Санкт Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга в музее-некрополе «Литераторские мостки».

А музыка его продолжает жить...

НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лейла Романова. Памяти Андрея Петрова

https://yandex.ru/video/preview?text=Leyla%20Romanova%20-%20Мелодия.%20Памяти%20Андрея%20Петрова&path=wizard&parent-reqid=1603878117671226-1194651433354101158500107-production-app-host-vla-web-yp-118&wiz_type=vital&filmId=4115762616701500884

 

Советуем почитать

Данилова А.В. Мелодия убийства : роман, Москва: Эксмо, 2023. 2023. – 320 см.

Подробнее
Воронова М. В. Дорога, которой нет – Москва: Эксмо, 2024 . – 320 с.

Подробнее
Миронина Наталия. Месяц на море. – Москва : Эксмо, 2024. – 416 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо