rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная Новости Медиалекция «Низкий дом с голубыми ставнями»

Медиалекция «Низкий дом с голубыми ставнями»

                               

В 2020 году исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком», – писал о поэте М. Горький.

Необыкновенный поэтический дар Сергея Александровича зародился на Рязанской земле, в селе Константиново, где он появился на свет в крестьянской семье 3 октября 1895 года.

Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит на усадьбе Есениных в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта – Никитой Осиповичем Есениным. «В молодости, – рассказывает Екатерина Александровна, – наш дедушка Никита Осипович Есенин собирался пойти в монахи, но до 28 лет никак не мог собраться, а в 28 лет женился на 16-летней девушке. За это намерение в селе прозвали его «монах», а бабушку, его молодую жену, – «монашка». С тех пор все поколение нашего дома носило прозвище «монахи» и «монашки»…

Судя по всему, Никита Осипович Есенин был человек незаурядный, владел для того времени довольно прилично грамотой, часто «сочинял» односельчанам разного рода прошения, «много лет он был сельским старостой… и пользовался в селе большим уважением, как трезвый и умный человек». Не получив по разделу с братьями земли, Никита Осипович решает попытать счастья в другом деле и открывает мелочную лавочку, помещавшуюся в первом этаже его дома. В 1887 году, сорока лет, он умирает, оставив свою жену – бабушку поэта – Аграфену Панкратьевну с шестью малыми детьми. Вскоре после смерти мужа она вынуждена была прикрыть мелочную лавочку. Основной доход ей давали жильцы, которых она охотно пускала в свой дом: «В течение многих лет наш дом, который находился напротив церкви, заселяли монахи и художники, работавшие в церкви, которая в то время отделывалась».

Когда первый сын Аграфены Панкратьевны – Александр подрос, его отдали «на выучку» в мясной магазин купца Крылова в Москву. Позднее он стал работать там приказчиком.

В Константинове Александр Есенин был известен как серьезный, скромный, тихий, работящий парень. Получил начальное сельское трёхклассное образование. Александр Есенин женился на 17-летней Татьяне Титовой, но после свадьбы вернулся работать в Москву, оставив жену в доме своей матери. После смерти первенца Петра в 1894 г., затем рождения в 1895 г. сына Сергея продолжал жить в Москве, присылая деньги матери, изредка приезжая в Константиново.

Когда Есенин родился, Александра Никитича не было в селе. По рассказам односельчан, «дали знать отцу в Москву, но он приехать не мог. Поднялись хлопоты подготовки к крестинам и придумывание имени новорожденному. Остановились на имени «Сергей». Татьяне понравилось, а бабка, Аграфена Панкратьевна, запротестовала и «встала на дыбы». Ей казалось, что люди, носящие одно имя, обязательно походят друг на друга, и она боялась, что мальчик будет иметь сходство с их соседом Сергеем, носящим прозвище «кулак», которого Аграфена Панкратьевна видеть не могла.

Свои опасения она высказала и священнику Смирнову, производившему «таинство крещения». Тот сказал: «Что вы, что вы, Аграфена Панкратьевна, не бойтесь, он таким не будет, это будет хороший, добрый человек!» Сергей Есенин был первым ребёнком, оставшимся у Татьяны Федоровны в живых.

Татьяна Есенина, чьи воспоминания о сыне были записаны с устного рассказа много лет спустя после его гибели, рассказывала так: «Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».

Татьяна Фёдоровна была из зажиточной семьи Титовых. Отец её, Федор Андреевич, имел собственные баржи и удачно занимался промыслом. «Лошади и сбруя были лучшие в селе. В начале весны дедушка уезжал в Питер и плавал на своих баржах до глубокой осени». Правда потом Фёдор Титов разорился.

Татьяна росла любимицей в семье. Она была красива, стройна, играла на гармони, любила петь песни и умела организовать весёлую игру. Когда ей исполнилось 16 лет, её по воле отца выдали замуж за Александра Есенина.

После свадьбы Александр Никитич уехал в Москву, где работал по найму, а Татьяна Фёдоровна осталась в доме свекрови Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в доме. Работы по домашнему хозяйству было много. Александр Никитич свое жалование присылал не жене, а матери. Отношения Татьяны Федоровны со свекровью не сложились. Особенно они ухудшились после женитьбы Ивана, второго сына свекрови. В дом пришла новая сноха, которая стала любимицей Аграфены Панкратьевны.

Это приводит к конфликту в семье. Осенью 1901 г. Татьяна Федоровна оставляет сына в доме своего отца, Фёдора Андреевича Титова, и уходит на заработки в Рязань.

Большую часть детства Сергей Есенин провел в доме своего деда по матери, Фёдора Андреевича Титова. «Дедушка взял Сергея к себе, но мать послал в город добывать хлеб себе и своему сыну… Мать пять лет не жила с нашим отцом, и Сергей всё это время был на воспитании у дедушки и бабушки Натальи Евтеевны. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте» (из воспоминаний сестры Александры Есениной).

По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.

Фёдор Андреевич Титов в делах был удачлив и смел, в работе спор, знал, чем расположить собеседника, понравиться окружающим. Имея приятный голос, неплохо пел, любил слушать старинные народные песни, с детьми был добр и ласков, вместе с тем вспыльчив, временами даже жесток.

Ко времени, когда дед Есенина взял маленького внука к себе, он уже расстался со своими баржами и его материальные дела сильно покачнулись. Отправляя дочь – мать поэта – в Рязань, Фёдор Андреевич приказал ей высылать на содержание внука три рубля в месяц.

Семейная жизнь его родителей с самого начала не заладилась: то мать возвращалась к родителям, то отец уезжал на заработки в Москву, где работал в мясной лавке. Брак их, тем не менее, не распался, после сына Сергея со значительными перерывами родились дочери, Екатерина и Александра.

О своём детстве Есенин в автобиографии 1924 г. пишет: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даёт». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. ...Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»

Трое взрослых неженатых сыновей Ф.А. Титова каждый по-своему занимались «воспитанием» Есенина. Ребята они были, как говорил поэт позднее, озорные и весёлые. Они сажали трёх-четырёхлетнего мальчугана на лошадь и пускали её в галоп, или «учили» его плавать, бросая из лодки в воду чуть ли не на середине Оки. Позднее, лет восьми, одному из них Есенин часто доставал в луговых озерах подстреленных уток (вместо собаки).

По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка – Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ» – признавался поэт.

Жизнь Есенина в доме Титовых отмечена и таким примечательным событием: по настоянию деда он рано начал одолевать грамоту по церковным книгам.

Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

Сергей Есенин «Все живое особой метой», 1922 год

«За озорство, – вспоминает Есенин, – меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: „Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче!“»

«Сверстники мои, – писал в автобиографии Есенин, – были ребята озорные. С ними я лазил по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озёрах…»

Но более всего приобщал к природе крестьянский труд. Любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы.

В ночное Сергей с мальчишками отправлялся на Оку поить лошадей. А на сенокос выезжали всем селом. К работе приступали чуть свет, трудились артельно — по несколько семей на одной полосе — до захода солнца, кормились у костра, по вечерам пели, играли, рассказывали страшные или смешные истории, плясали.

Пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, — вспоминал поэт. — Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литературе с девяти лет, когда поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. Это же училище когда-то посещал его отец.

Константиново – довольно большое село, оно растянулось на несколько километров. Но в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников, немногие имели возможность учиться. Первый школьный наставник Есенина – учитель Иван Матвеевич Власов был человек хорошо образованный, любил детей, отдавал им много сил и времени, всячески стремясь привить ребятишкам любовь к знаниям, книге. Вместе со своей женой – Лидией Ивановной Власовой, которая тоже была учительницей, он сумел на скудные средства, отпускаемые земскими властями, создать школьную библиотеку.

Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью большими окнами на каждой из удлинённых сторон. Дом был разделён коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом — второй и четвёртый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс поступало около сотни ребят (село Константинове насчитывало шестьсот-семьсот дворов), а четвёртый заканчивало не более десяти.

Сергей, поступив в училище, перешёл от деда Титова обратно в дом Есениных, где жили более скудно, поддерживая семейный бюджет деньгами, присылаемыми отцом из Москвы. Но Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой.

Слагать стихи Есенин стал незадолго до того, как поступил в земское училище, лет с восьми-девяти. На стихотворчество толкнула его та атмосфера народной песенной поэзии, которая окружала его в детские годы. Первые стихи Есенина (до нас не дошедшие) были подражаниями деревенским частушкам, которых он знал великое множество. Лишь в старших классах Сергей начал приносить свои стихи в училище, показывать их педагогам. Но те ничего впечатляющего, оригинального в них не находили и боялись, чтобы это не повредило его школьным занятиям.

В мае 1909 года Есенин окончил училище с похвальным листом, которого был удостоен «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам (русскому и церковнославянскому языкам, истории, географии, арифметике, закону Божьему и письму) он получил отличные оценки. В качестве подарка ему было вручено несколько книг и портрет Гоголя (в том году отмечалось столетие со дня рождения писателя).

Отец Сергея жил в Москве и бывал в деревне наездами. Приехав домой в августе 1909 года, он, как обычно, привёз жене и детям подарки и, кроме того, достал из дорожной корзины две стеклянные рамки, которые предназначались для почетных бумаг его сына — свидетельства об окончании училища и похвального листа. Вставленные в рамки, эти бумаги были прикреплены на самом видном месте в избе. Они заменили семейные портреты, которые были сдвинуты по стене вниз.

Есенину шел четырнадцатый год, когда он окончил Константиновское земское училище. Встал вопрос: как быть дальше? Обычно константиновские ребята, проходив четыре зимы в школу, начинали свою трудовую жизнь. По-разному складывалась их судьба: большинство, как правило, дальше не училось. Так когда-то было и с отцом Есенина. Не сладкой была эта жизнь. И родителям Есенина, конечно, хотелось поучить сына дальше, тем более, что у него были явные способности к учёбе. Ему дали рекомендацию для поступления в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу или в Рязанское духовное училище.

Добраться до Спас-Клепиков было не легко. Лошадьми нужно было ехать до станции Дивово, затем поездом до Рязани, а там пересесть в вагон узкоколейной железной дороги, ведущей к Спас-Клепикам.

В первой поездке Сергея сопровождала мать. Погожим сентябрьским днем прибыли они в большое купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре. Сюда Сергей прибегал из школы в базарные дни, чтобы встретиться с односельчанами, узнать новости о родных и друзьях.

На краю села располагалось двухэтажное кирпичное здание Спас-Клепиковской церковно-учительской школы, в которой и надлежало учиться Сергею. Школа готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковноприходских школ, в связи с чем особое внимание уделялось изучению Закона Божьего, церковной истории и церковнославянского языка, а также усвоению ритуала православных обрядов. На все три года обучения была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин.

Сергей без труда сдал вступительные экзамены и, попрощавшись с матерью, поселился в интернате при школе. На протяжении всего дня и почти всей недели ученики не покидали здания школы: днём — классные занятия, вечером — подготовка уроков под наблюдением наставников, по воскресеньям и праздничным дням — церковная служба. Уходить из школы по личным делам можно было только с позволения дежурного педагога.

Есенин наравне со всеми выполнял учебные задания, дежурил по классу, по кухне, по столовой, спальне и т. п.; наравне со всем участвовал в службах. Впрочем, как утверждают его бывшие соученики, общие науки он усваивал с желанием, а к богословским предметам и к церковным обязанностям относился довольно формально.

Обстановка закрытого учебного заведения с казенным порядком, бурсацкими нравами, царившими среди учеников, тяготила живого, пытливого юношу. С детства Сергея Есенина отличала душевная хрупкость, утончённость, впечатлительность. Он был как бы «не от мира сего». Комплекс одиночества Сергей пытался преодолеть напускной дерзостью, маской деревенского «супермена».

Его неуступчивость и драчливость, столь ревностно поддерживаемые в своё время дедом Титовым, помогли ему устоять в столкновениях с наглыми и развязными однокашниками, но его душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Однажды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным просёлкам, минуя железную дорогу, домой, в Константиново, но был доставлен матерью обратно.

Сергей продолжал учиться и выполнял свои обязанности, мечтая, как признавался потом в письме к товарищу, «скорее убраться из этого ада». Товарищем этим был один из учащихся школы, житель Спас-Клепиков Гриша Панфилов. Дружба с Панфиловым, приобщение к наукам и писание стихов – вот три вещи, которые скрашивали тягостное и однообразное существование подростка, по родительской воле попавшего в церковную школу. Облегчало его жизнь и каникулярное время (отпуска на Рождество, на Пасху и на летние месяцы), которое он проводил в родном селе.

Григорий Панфилов, сын местного приказчика, был свободен от интернатского режима и жил в родительском доме. Будучи, как и отец, страстным книголюбом, он заметно отличался от других учеников своими духовными запросами, поведением, манерой обращения с товарищами. Когда Есенин поступил в школу, Панфилов учился во втором классе: возрастом он был старше Сергея. Это, однако, не помешало их сближению. Они очень быстро сошлись и привязались друг к другу. За хорошие успехи в занятиях Сергей частенько получал от учителей увольнительные записки и приходил домой к Панфилову. Там бывали и другие ученики. Образовался своего рода кружок, в котором делились мнениями, читали книги, обсуждали разные вопросы.

Панфилов высоко ставил общественное призвание учителя, с глубокой серьёзностью готовил себя к миссии просветителя, наставника, воспитателя. Исполнить эту миссию ему не пришлось: после окончания школы он долго болел и в феврале 1914 года умер от туберкулёза. Для Есенина это была тяжёлая утрата: он потерял человека, оказавшего на него большое влияние и побуждавшего его идти путем «народного поэта».

Писал Сергей с малых лет почти без перерывов, но именно здесь, в Спас-Клепиках, он почувствовал себя поэтом. «…Сознательное творчество отношу к 16-17 годам», – отмечал он, т. е. к последнему году пребывания в церковно-учительской школе. Будучи еще в первом классе, он написал «Маковые побаски», стихотворный рассказ про Миколу и многие другие. «Смотришь, бывало, – рассказывает один из учеников, – все сидят в классе вечером и усиленно готовят уроки, буквально их зубрят, а Серёжа где-либо в уголочке класса сидит, грызет свой карандаш и строчку за строчкой сочиняет задуманные стихи».

Произведения свои Есенин читал друзьям в самой разной обстановке, иногда даже встретив на улице и в школьном коридоре, но наиболее волнующим было чтение в панфиловском кружке.

Его слушали заинтересованно, чутко, судили не только о гладкости строк, но и о весомости содержания, о степени новизны.

Среди учителей школы были и люди с широкими интересами, находившие путь к сердцам своих воспитанников. Таким являлся преподаватель словесности, учитель Евгений Михайлович Хитров, которому Есенин начиная со второго года обучения показывал свои стихи. В оценках учитель был строг: стихи приносили ему ворохами ученики всех классов и крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу сдержанно отнесся он и к рукописям Сергея, да и знал его очень мало, так как занятия по литературе и стилистике приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии.

«Он особенно усердно заниматься литературой, – вспоминает Хитров. – Занятия его были шире положенной программы. Он много читал. Особенно любил слушать моё классное чтение. Помню, я читал «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и другие произведении в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения. Но, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слёз глаза в печальных местах, он первый расхохочется при смешном».

После многих подражательных, ничем не приметных стихотворений на темы любви и природы мелькнуло в рукописях Есенина нечто самобытное, свежее. Это был небольшой этюд под названием «Звёзды». Учитель одобрил его. Он стал внимательнее приглядываться к юному стихотворцу, приглашать к себе домой. А когда расставались после окончания Сергеем школы, попросил, чтоб он оставил на память свои сочинения.

Есенин вручил ему две тетради – десять произведений, среди которых были и «Звёзды».

В мае 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую школу. Он был выпущен с аттестатом «учителя школы грамоты», показав по русскому языку, отечественной истории, географии и письму отличные знания; по всем остальным предметам были четвёрки, лишь по церковнославянскому языку – тройка. Прощаясь, Хитров советовал ему всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами, войти в их творческую среду. Сделать это можно было только переехав и один из центров культурной жизни страны — в Петербург или Москву.

Лето после выпуска Есенин провел в деревне: в лугах, на реке, во дворе отцовского дома, где он уединился, чтобы читать книги, писать стихи. Родители хотели, чтобы он продолжал учение в Московском учительском институте. Но Сергей думал по-другому. Он мечтал о поэтическом признании. Нужно было последовать совету Хитрова — поселиться в одной из российских столиц.

Ему хотелось напечататься в каком-нибудь журнале или газете, встретиться с поэтами, почитать им стихи. Но всё это произошло далеко не сразу.

В конце июля 1912 г. С. Есенин переезжает в Москву, временно поселяется у отца, который пытается устроить сына на работу и решить вопрос с его жильем. Сергей начал служить конторщиком у Н.В. Крылова, но работа ему не понравилась, и он оставляет её, устроившись на службу в книготорговое товарищество «Культура». Не стал он поступать и в учительский институт. Его решение отец не одобрил. После ссоры, Сергей поселяется по месту своей новой службы.

Все попытки подчинить сына своей воле не увенчались успехом. Отношения обострились и всё закончилось ссорой, отец перестал помогать сыну. Есенин испытал полное безденежье.

«Разлады» юного поэта с отцом были вызваны, прежде всего, тем, что Александр Никитич, зная по своему горькому жизненному опыту, как трудно выбиться в люди без образования, сетовал на сына, что тот весьма сдержанно относился к родительской затее – сделать из него учителя. Расстраивало Александра Никитича и то обстоятельство, что сын, явно тяготясь службой в конторе, увлечён был только одним – стихами. Он был искренне убежден, что стихи для крестьянского парня вещь несерьёзная, «пустое дело», как говаривал дед Есенина.

Через некоторое время положение у Сергея улучшилось. Он стал работать в типографии книжного издательства Сытина. Появились первые публикации стихотворений. Свой первый гонорар он целиком отдал отцу, чтобы тот не упрекал его за литературные занятия. Отношения с отцом нормализовались.

Так Сергей вступил во взрослую жизнь.

Сергей Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями…», 1924 год

Главная Новости Медиалекция «Низкий дом с голубыми ставнями»

Медиалекция «Низкий дом с голубыми ставнями»

                               

В 2020 году исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком», – писал о поэте М. Горький.

Необыкновенный поэтический дар Сергея Александровича зародился на Рязанской земле, в селе Константиново, где он появился на свет в крестьянской семье 3 октября 1895 года.

Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит на усадьбе Есениных в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта – Никитой Осиповичем Есениным. «В молодости, – рассказывает Екатерина Александровна, – наш дедушка Никита Осипович Есенин собирался пойти в монахи, но до 28 лет никак не мог собраться, а в 28 лет женился на 16-летней девушке. За это намерение в селе прозвали его «монах», а бабушку, его молодую жену, – «монашка». С тех пор все поколение нашего дома носило прозвище «монахи» и «монашки»…

Судя по всему, Никита Осипович Есенин был человек незаурядный, владел для того времени довольно прилично грамотой, часто «сочинял» односельчанам разного рода прошения, «много лет он был сельским старостой… и пользовался в селе большим уважением, как трезвый и умный человек». Не получив по разделу с братьями земли, Никита Осипович решает попытать счастья в другом деле и открывает мелочную лавочку, помещавшуюся в первом этаже его дома. В 1887 году, сорока лет, он умирает, оставив свою жену – бабушку поэта – Аграфену Панкратьевну с шестью малыми детьми. Вскоре после смерти мужа она вынуждена была прикрыть мелочную лавочку. Основной доход ей давали жильцы, которых она охотно пускала в свой дом: «В течение многих лет наш дом, который находился напротив церкви, заселяли монахи и художники, работавшие в церкви, которая в то время отделывалась».

Когда первый сын Аграфены Панкратьевны – Александр подрос, его отдали «на выучку» в мясной магазин купца Крылова в Москву. Позднее он стал работать там приказчиком.

В Константинове Александр Есенин был известен как серьезный, скромный, тихий, работящий парень. Получил начальное сельское трёхклассное образование. Александр Есенин женился на 17-летней Татьяне Титовой, но после свадьбы вернулся работать в Москву, оставив жену в доме своей матери. После смерти первенца Петра в 1894 г., затем рождения в 1895 г. сына Сергея продолжал жить в Москве, присылая деньги матери, изредка приезжая в Константиново.

Когда Есенин родился, Александра Никитича не было в селе. По рассказам односельчан, «дали знать отцу в Москву, но он приехать не мог. Поднялись хлопоты подготовки к крестинам и придумывание имени новорожденному. Остановились на имени «Сергей». Татьяне понравилось, а бабка, Аграфена Панкратьевна, запротестовала и «встала на дыбы». Ей казалось, что люди, носящие одно имя, обязательно походят друг на друга, и она боялась, что мальчик будет иметь сходство с их соседом Сергеем, носящим прозвище «кулак», которого Аграфена Панкратьевна видеть не могла.

Свои опасения она высказала и священнику Смирнову, производившему «таинство крещения». Тот сказал: «Что вы, что вы, Аграфена Панкратьевна, не бойтесь, он таким не будет, это будет хороший, добрый человек!» Сергей Есенин был первым ребёнком, оставшимся у Татьяны Федоровны в живых.

Татьяна Есенина, чьи воспоминания о сыне были записаны с устного рассказа много лет спустя после его гибели, рассказывала так: «Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».

Татьяна Фёдоровна была из зажиточной семьи Титовых. Отец её, Федор Андреевич, имел собственные баржи и удачно занимался промыслом. «Лошади и сбруя были лучшие в селе. В начале весны дедушка уезжал в Питер и плавал на своих баржах до глубокой осени». Правда потом Фёдор Титов разорился.

Татьяна росла любимицей в семье. Она была красива, стройна, играла на гармони, любила петь песни и умела организовать весёлую игру. Когда ей исполнилось 16 лет, её по воле отца выдали замуж за Александра Есенина.

После свадьбы Александр Никитич уехал в Москву, где работал по найму, а Татьяна Фёдоровна осталась в доме свекрови Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в доме. Работы по домашнему хозяйству было много. Александр Никитич свое жалование присылал не жене, а матери. Отношения Татьяны Федоровны со свекровью не сложились. Особенно они ухудшились после женитьбы Ивана, второго сына свекрови. В дом пришла новая сноха, которая стала любимицей Аграфены Панкратьевны.

Это приводит к конфликту в семье. Осенью 1901 г. Татьяна Федоровна оставляет сына в доме своего отца, Фёдора Андреевича Титова, и уходит на заработки в Рязань.

Большую часть детства Сергей Есенин провел в доме своего деда по матери, Фёдора Андреевича Титова. «Дедушка взял Сергея к себе, но мать послал в город добывать хлеб себе и своему сыну… Мать пять лет не жила с нашим отцом, и Сергей всё это время был на воспитании у дедушки и бабушки Натальи Евтеевны. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте» (из воспоминаний сестры Александры Есениной).

По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.

Фёдор Андреевич Титов в делах был удачлив и смел, в работе спор, знал, чем расположить собеседника, понравиться окружающим. Имея приятный голос, неплохо пел, любил слушать старинные народные песни, с детьми был добр и ласков, вместе с тем вспыльчив, временами даже жесток.

Ко времени, когда дед Есенина взял маленького внука к себе, он уже расстался со своими баржами и его материальные дела сильно покачнулись. Отправляя дочь – мать поэта – в Рязань, Фёдор Андреевич приказал ей высылать на содержание внука три рубля в месяц.

Семейная жизнь его родителей с самого начала не заладилась: то мать возвращалась к родителям, то отец уезжал на заработки в Москву, где работал в мясной лавке. Брак их, тем не менее, не распался, после сына Сергея со значительными перерывами родились дочери, Екатерина и Александра.

О своём детстве Есенин в автобиографии 1924 г. пишет: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даёт». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. ...Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю»

Трое взрослых неженатых сыновей Ф.А. Титова каждый по-своему занимались «воспитанием» Есенина. Ребята они были, как говорил поэт позднее, озорные и весёлые. Они сажали трёх-четырёхлетнего мальчугана на лошадь и пускали её в галоп, или «учили» его плавать, бросая из лодки в воду чуть ли не на середине Оки. Позднее, лет восьми, одному из них Есенин часто доставал в луговых озерах подстреленных уток (вместо собаки).

По-матерински заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка – Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ» – признавался поэт.

Жизнь Есенина в доме Титовых отмечена и таким примечательным событием: по настоянию деда он рано начал одолевать грамоту по церковным книгам.

Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

Сергей Есенин «Все живое особой метой», 1922 год

«За озорство, – вспоминает Есенин, – меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: „Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче!“»

«Сверстники мои, – писал в автобиографии Есенин, – были ребята озорные. С ними я лазил по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озёрах…»

Но более всего приобщал к природе крестьянский труд. Любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы.

В ночное Сергей с мальчишками отправлялся на Оку поить лошадей. А на сенокос выезжали всем селом. К работе приступали чуть свет, трудились артельно — по несколько семей на одной полосе — до захода солнца, кормились у костра, по вечерам пели, играли, рассказывали страшные или смешные истории, плясали.

Пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, — вспоминал поэт. — Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литературе с девяти лет, когда поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. Это же училище когда-то посещал его отец.

Константиново – довольно большое село, оно растянулось на несколько километров. Но в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников, немногие имели возможность учиться. Первый школьный наставник Есенина – учитель Иван Матвеевич Власов был человек хорошо образованный, любил детей, отдавал им много сил и времени, всячески стремясь привить ребятишкам любовь к знаниям, книге. Вместе со своей женой – Лидией Ивановной Власовой, которая тоже была учительницей, он сумел на скудные средства, отпускаемые земскими властями, создать школьную библиотеку.

Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью большими окнами на каждой из удлинённых сторон. Дом был разделён коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом — второй и четвёртый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс поступало около сотни ребят (село Константинове насчитывало шестьсот-семьсот дворов), а четвёртый заканчивало не более десяти.

Сергей, поступив в училище, перешёл от деда Титова обратно в дом Есениных, где жили более скудно, поддерживая семейный бюджет деньгами, присылаемыми отцом из Москвы. Но Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой.

Слагать стихи Есенин стал незадолго до того, как поступил в земское училище, лет с восьми-девяти. На стихотворчество толкнула его та атмосфера народной песенной поэзии, которая окружала его в детские годы. Первые стихи Есенина (до нас не дошедшие) были подражаниями деревенским частушкам, которых он знал великое множество. Лишь в старших классах Сергей начал приносить свои стихи в училище, показывать их педагогам. Но те ничего впечатляющего, оригинального в них не находили и боялись, чтобы это не повредило его школьным занятиям.

В мае 1909 года Есенин окончил училище с похвальным листом, которого был удостоен «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам (русскому и церковнославянскому языкам, истории, географии, арифметике, закону Божьему и письму) он получил отличные оценки. В качестве подарка ему было вручено несколько книг и портрет Гоголя (в том году отмечалось столетие со дня рождения писателя).

Отец Сергея жил в Москве и бывал в деревне наездами. Приехав домой в августе 1909 года, он, как обычно, привёз жене и детям подарки и, кроме того, достал из дорожной корзины две стеклянные рамки, которые предназначались для почетных бумаг его сына — свидетельства об окончании училища и похвального листа. Вставленные в рамки, эти бумаги были прикреплены на самом видном месте в избе. Они заменили семейные портреты, которые были сдвинуты по стене вниз.

Есенину шел четырнадцатый год, когда он окончил Константиновское земское училище. Встал вопрос: как быть дальше? Обычно константиновские ребята, проходив четыре зимы в школу, начинали свою трудовую жизнь. По-разному складывалась их судьба: большинство, как правило, дальше не училось. Так когда-то было и с отцом Есенина. Не сладкой была эта жизнь. И родителям Есенина, конечно, хотелось поучить сына дальше, тем более, что у него были явные способности к учёбе. Ему дали рекомендацию для поступления в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу или в Рязанское духовное училище.

Добраться до Спас-Клепиков было не легко. Лошадьми нужно было ехать до станции Дивово, затем поездом до Рязани, а там пересесть в вагон узкоколейной железной дороги, ведущей к Спас-Клепикам.

В первой поездке Сергея сопровождала мать. Погожим сентябрьским днем прибыли они в большое купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре. Сюда Сергей прибегал из школы в базарные дни, чтобы встретиться с односельчанами, узнать новости о родных и друзьях.

На краю села располагалось двухэтажное кирпичное здание Спас-Клепиковской церковно-учительской школы, в которой и надлежало учиться Сергею. Школа готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковноприходских школ, в связи с чем особое внимание уделялось изучению Закона Божьего, церковной истории и церковнославянского языка, а также усвоению ритуала православных обрядов. На все три года обучения была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин.

Сергей без труда сдал вступительные экзамены и, попрощавшись с матерью, поселился в интернате при школе. На протяжении всего дня и почти всей недели ученики не покидали здания школы: днём — классные занятия, вечером — подготовка уроков под наблюдением наставников, по воскресеньям и праздничным дням — церковная служба. Уходить из школы по личным делам можно было только с позволения дежурного педагога.

Есенин наравне со всеми выполнял учебные задания, дежурил по классу, по кухне, по столовой, спальне и т. п.; наравне со всем участвовал в службах. Впрочем, как утверждают его бывшие соученики, общие науки он усваивал с желанием, а к богословским предметам и к церковным обязанностям относился довольно формально.

Обстановка закрытого учебного заведения с казенным порядком, бурсацкими нравами, царившими среди учеников, тяготила живого, пытливого юношу. С детства Сергея Есенина отличала душевная хрупкость, утончённость, впечатлительность. Он был как бы «не от мира сего». Комплекс одиночества Сергей пытался преодолеть напускной дерзостью, маской деревенского «супермена».

Его неуступчивость и драчливость, столь ревностно поддерживаемые в своё время дедом Титовым, помогли ему устоять в столкновениях с наглыми и развязными однокашниками, но его душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Однажды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным просёлкам, минуя железную дорогу, домой, в Константиново, но был доставлен матерью обратно.

Сергей продолжал учиться и выполнял свои обязанности, мечтая, как признавался потом в письме к товарищу, «скорее убраться из этого ада». Товарищем этим был один из учащихся школы, житель Спас-Клепиков Гриша Панфилов. Дружба с Панфиловым, приобщение к наукам и писание стихов – вот три вещи, которые скрашивали тягостное и однообразное существование подростка, по родительской воле попавшего в церковную школу. Облегчало его жизнь и каникулярное время (отпуска на Рождество, на Пасху и на летние месяцы), которое он проводил в родном селе.

Григорий Панфилов, сын местного приказчика, был свободен от интернатского режима и жил в родительском доме. Будучи, как и отец, страстным книголюбом, он заметно отличался от других учеников своими духовными запросами, поведением, манерой обращения с товарищами. Когда Есенин поступил в школу, Панфилов учился во втором классе: возрастом он был старше Сергея. Это, однако, не помешало их сближению. Они очень быстро сошлись и привязались друг к другу. За хорошие успехи в занятиях Сергей частенько получал от учителей увольнительные записки и приходил домой к Панфилову. Там бывали и другие ученики. Образовался своего рода кружок, в котором делились мнениями, читали книги, обсуждали разные вопросы.

Панфилов высоко ставил общественное призвание учителя, с глубокой серьёзностью готовил себя к миссии просветителя, наставника, воспитателя. Исполнить эту миссию ему не пришлось: после окончания школы он долго болел и в феврале 1914 года умер от туберкулёза. Для Есенина это была тяжёлая утрата: он потерял человека, оказавшего на него большое влияние и побуждавшего его идти путем «народного поэта».

Писал Сергей с малых лет почти без перерывов, но именно здесь, в Спас-Клепиках, он почувствовал себя поэтом. «…Сознательное творчество отношу к 16-17 годам», – отмечал он, т. е. к последнему году пребывания в церковно-учительской школе. Будучи еще в первом классе, он написал «Маковые побаски», стихотворный рассказ про Миколу и многие другие. «Смотришь, бывало, – рассказывает один из учеников, – все сидят в классе вечером и усиленно готовят уроки, буквально их зубрят, а Серёжа где-либо в уголочке класса сидит, грызет свой карандаш и строчку за строчкой сочиняет задуманные стихи».

Произведения свои Есенин читал друзьям в самой разной обстановке, иногда даже встретив на улице и в школьном коридоре, но наиболее волнующим было чтение в панфиловском кружке.

Его слушали заинтересованно, чутко, судили не только о гладкости строк, но и о весомости содержания, о степени новизны.

Среди учителей школы были и люди с широкими интересами, находившие путь к сердцам своих воспитанников. Таким являлся преподаватель словесности, учитель Евгений Михайлович Хитров, которому Есенин начиная со второго года обучения показывал свои стихи. В оценках учитель был строг: стихи приносили ему ворохами ученики всех классов и крайне редко в них проглядывала искра таланта. Поначалу сдержанно отнесся он и к рукописям Сергея, да и знал его очень мало, так как занятия по литературе и стилистике приходились на третий год школьной программы. Вот в третьем классе Есенин и раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии.

«Он особенно усердно заниматься литературой, – вспоминает Хитров. – Занятия его были шире положенной программы. Он много читал. Особенно любил слушать моё классное чтение. Помню, я читал «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и другие произведении в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения. Но, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слёз глаза в печальных местах, он первый расхохочется при смешном».

После многих подражательных, ничем не приметных стихотворений на темы любви и природы мелькнуло в рукописях Есенина нечто самобытное, свежее. Это был небольшой этюд под названием «Звёзды». Учитель одобрил его. Он стал внимательнее приглядываться к юному стихотворцу, приглашать к себе домой. А когда расставались после окончания Сергеем школы, попросил, чтоб он оставил на память свои сочинения.

Есенин вручил ему две тетради – десять произведений, среди которых были и «Звёзды».

В мае 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую школу. Он был выпущен с аттестатом «учителя школы грамоты», показав по русскому языку, отечественной истории, географии и письму отличные знания; по всем остальным предметам были четвёрки, лишь по церковнославянскому языку – тройка. Прощаясь, Хитров советовал ему всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами, войти в их творческую среду. Сделать это можно было только переехав и один из центров культурной жизни страны — в Петербург или Москву.

Лето после выпуска Есенин провел в деревне: в лугах, на реке, во дворе отцовского дома, где он уединился, чтобы читать книги, писать стихи. Родители хотели, чтобы он продолжал учение в Московском учительском институте. Но Сергей думал по-другому. Он мечтал о поэтическом признании. Нужно было последовать совету Хитрова — поселиться в одной из российских столиц.

Ему хотелось напечататься в каком-нибудь журнале или газете, встретиться с поэтами, почитать им стихи. Но всё это произошло далеко не сразу.

В конце июля 1912 г. С. Есенин переезжает в Москву, временно поселяется у отца, который пытается устроить сына на работу и решить вопрос с его жильем. Сергей начал служить конторщиком у Н.В. Крылова, но работа ему не понравилась, и он оставляет её, устроившись на службу в книготорговое товарищество «Культура». Не стал он поступать и в учительский институт. Его решение отец не одобрил. После ссоры, Сергей поселяется по месту своей новой службы.

Все попытки подчинить сына своей воле не увенчались успехом. Отношения обострились и всё закончилось ссорой, отец перестал помогать сыну. Есенин испытал полное безденежье.

«Разлады» юного поэта с отцом были вызваны, прежде всего, тем, что Александр Никитич, зная по своему горькому жизненному опыту, как трудно выбиться в люди без образования, сетовал на сына, что тот весьма сдержанно относился к родительской затее – сделать из него учителя. Расстраивало Александра Никитича и то обстоятельство, что сын, явно тяготясь службой в конторе, увлечён был только одним – стихами. Он был искренне убежден, что стихи для крестьянского парня вещь несерьёзная, «пустое дело», как говаривал дед Есенина.

Через некоторое время положение у Сергея улучшилось. Он стал работать в типографии книжного издательства Сытина. Появились первые публикации стихотворений. Свой первый гонорар он целиком отдал отцу, чтобы тот не упрекал его за литературные занятия. Отношения с отцом нормализовались.

Так Сергей вступил во взрослую жизнь.

Сергей Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями…», 1924 год

Советуем почитать

Полякова, Т.В. Как бы не так : роман / Татьяна Полякова. – Москва : Эксмо, 2022. – 320 с.

Подробнее
Нестерова, Н. Неподходящий жених : рассказы / Наталья Нестерова. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – (Между нами, девочками. Истории Натальи Нестеровой)

Подробнее
Метлицкая, М. Дорога на две улицы / Мария Метлицкая. – Москва : Эксмо, 2021. – 352 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо