rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная «Живые голоса войны» Николай Ефимович Беспалов

«Живые голоса войны»

Николай Ефимович Беспалов

 

Летчик – истребитель

Появился в небе сталинский сокол!
Бойся, проклятый враг, и трепещи,
Чтоб жизнь сохранить – сдавайся без боя
Или спасенье в бегстве ищи!

 

Беспалов Николай Ефимович родился 22 апреля 1923 года в городе Ахтырка Сумской области. В семье было двое детей: Николай и его старшая сестра. После окончания семи классов в 1938 году Николай Беспалов поступил в Ахтырский техникум механизации сельского хозяйства. С детства юноша мечтал стать моряком и после окончания техникума собирался поступать в морское училище. В 1940 году к ним приехал инструктор из аэроклуба. Он стал агитировать учащихся идти в летчики. Его речь произвела на всех глубокое впечатление, и под ее влиянием Николай решил посвятить себя небу. Прервав учебу в техникуме, по путевке комсомола Николай Беспалов поступил в Сумской аэроклуб, в котором проучился год, после чего был направлен в Конотопскую школу пилотов. А в мае 1941 года Беспалова перевели в Сталинградское военное авиационное училище летчиков. Там его и застала война.

В сентябре 1941 года училище переводят в Кустанай. Хорошо запомнились Николаю Ефимовичу морозы зимы 1942-1943 года, порой температура падала до -40 градусов, многие получили обморожение. После окончания училища в марте 1943 года для прохождения службы Николая направили сначала в 18-й отдельный учебно-тренировочный смешанный авиационный полк, а 20 июня 1943 года в действующую армию - во вторую эскадрилью 814-го истребительного авиационного полка (впоследствии 106-й гвардейский истребительный авиационный полк) в составе Юго-Западного фронта.  Полк на тот момент базировался под Харьковом.

Первый бой Николай принял вместе с товарищем Левой Химушиным во время облета линии фронта под Северным Донцом в июле 1943 года. По пути они встретили «раму» - так летчики называли фашистский самолет разведчик. Николай с товарищем атаковал фашиста, после нескольких залпов самолет противника задымился, и летчики не стали его преследовать. В апреле 1944 года полк, в котором служил Николай Беспалов, перевели в состав 3-го Украинского фронта, а вскоре - 1-го Украинского фронта.

Самым страшным днем войны для Николая стало 22 февраля 1945 года. Эскадрилья пошла на «свободную охоту» - самолеты небольшими группами заходили в тыл противника, летчики самостоятельно искали цель и уничтожали ее. Враг на собственной шкуре испытал, что это значит, когда регулярно откуда ни возьмись около десятка советских самолетов, появлялись на горизонте и атаковали очередную колонну или эшелон. Но в этот день фашисты испортили истребителям все удовольствие… «Взлетели мы, вышли на линию фронта, и вдруг наземная рация передает командиру эскадрильи, что 20 самолётов «Фокивульф-190» идут бомбить сосредоточение наших войск, приготовившихся к переправе», - рассказывает Николай Ефимович. Это было как раз перед Берлинской операцией. Потеря каждого солдата – трагедия для его семьи, но особенно обидно терять людей в последние месяцы, когда до победы остается последний бросок. Летчики решили во что бы то ни стало сорвать замысел гитлеровцев и вшестером атаковали двадцать самолетов противника! Бой был ожесточенным, Николай даже потерял счет времени - не до этого было. Вдруг прямо перед его истребителем «фокель» сделал поворот, подставив в качестве отличной мишени свое брюхо. Такого шанса Коля упустить просто не мог. «Сейчас ты за все ответишь, гад», - подумал он и дал по ненавистному врагу залп! Но наблюдать, как поверженный самолет противника, объятый пламенем, камнем падает на землю не стал, иначе и самому недолго отправиться вслед за ним. Несмотря на более чем трехкратное превосходство гитлеровцев, исход боя решил профессионализм. Каждый советский летчик сбил по одному самолету противника, а командир эскадрильи – два. Оставшиеся тринадцать «фокелей», не желая присоединиться к поверженным, быстро ретировались. Советские истребители в очередной раз оправдали свое почетное имя – сталинские соколы. Победа была одержана без потерь. Воздушный бой проходил над командным пунктом 1-го Украинского фронта, и И.С. Конев стал его свидетелем. Восхищенный мужеством и профессионализмом летчиков-истребителей, он незамедлительно представил каждого к ордену Боевого Красного Знамени! Этот день Николай Ефимович запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Вскоре в Германии во время сопровождения наших «илов» произошел случай, который чуть не стоил младшему лейтенанту Беспалову жизни. На вираже он почувствовал сильный удар в затылок. «Что случилось?», - встревожился Николай. Самолет продолжал лететь, значит, никаких неисправностей нет. Оказалось, что снаряд 20-мм автоматической немецкой зенитной пушки «Эрликон», не задев управления, пробил брюхо самолета и разорвался при соприкосновении с заголовником, а тот ударил нашего героя в затылок. Нетрудно представить, что было бы, если бы снаряд прошел хотя бы на несколько сантиметров ближе к летчику!

В составе 1-го Украинского фронта Николай Беспалов участвовал во взятии Берлина. С аэродрома в Коттбусе, располагавшегося в 80 километрах от города, он сопровождал наши бомбардировщики, направляющиеся бомбить город. А 2 мая Николаю вместе с товарищем поручили сопровождать восьмерку «илов». Поднялись в воздух и тут выяснилось, что у Колиного товарища не убирается шасси! Пришлось ему совершать вынужденную посадку, а нашему герою одному охранять бомбардировщики на случай атаки вражеских истребителей. К счастью, полет прошел без происшествий. Хорошо помнит Николай Ефимович, как ему и другим советским летчикам пришлось охотиться за немецким реактивным истребителем! Это была новая разработка гитлеровских инженеров – самолет развивал скорость до 800 км/ч! Наши истребители, чья максимальная скорость не превышала 500 км/ч, просто не могли за ним угнаться! К счастью, такой самолет у фашистов был один. В конце концов, один летчик из соседнего полка сумел сбить «неуловимого аса» Геринга.

Даже после подписания Германией акта о безоговорочной капитуляции боевые действия продолжались: в Праге осталась крупная группировка врага, отказавшаяся принять его условия. Советское командование стало спешно перебрасывать силы под столицу Чехословакии. Николай Беспалов тоже принял участие в этой завершающей на Западе операции. Взлетая с того же аэродрома в Коттбусе, он в течение трех дней сопровождал наши бомбардировщики по направлению к Праге. Силы там скопились немалые: около 900 тысяч человек, 9700 орудий, 1900 танков, 1000 самолётов! После коротких, но кровопролитных боев 12 мая 1945 года столица Чехословакии была полностью освобождена, в плен попали около 860 тыс. фашистов!

Так началась мирная жизнь для Николая Беспалова. За годы Великой Отечественной войны он совершил 135 боевых вылетов, провел 28 воздушных боев, сбил четыре самолета противника! Отважный летчик после Победы продолжил службу в Красной Армии.

15 мая 1945 года начальник штаба полка направляет младшего лейтенанта Беспалова в Дрезден. Тогда еще наш герой не подозревал, что ему предстоит принять участие в Параде Победы! Это выяснилось только по прибытии его вместе с другими красноармейцами в Москву. На плацу пехотного училища имени Верховного Совета СССР около месяца советские воины готовились к параду. А 24 июня в 9 часов утра гордость Красной Армии уже стояла на Красной площади. День был пасмурным, но тучи не смогли испортить солнечного настроения победителей. Николай Ефимович принял участие в параде в составе 1-го Украинского фронта. Этому дню суждено было войти в историю! После Парада Победы Николай Беспалов вернулся в Германию, где в составе группы советских войск пробыл до марта 1953 года.

16 августа 1953 года Николай Ефимович женился. По долгу службы его направляют в город Ленинакан Армянской ССР, где в должности инспектора по технике пилотирования войсковой части он прослужил до августа 1955 года. Демобилизовался Николай Ефимович 31 марта 1958 года в звании гвардии майора.

В июне 1961 года он был назначен заведующим орготделом Чечено-Ингушского автономно-республиканского Совета ДСО «Спартак» в г Грозный. В 1964 году являлся руководителем спортивной делегации в Австрии. В 1965 году семья переезжает в Рязань, где Николай Ефимович занимал должность заместителя председателя городского спорткомитета. С 1980 года в течение  12 лет Н.Е. Беспалов являлся инструктором Рязанского райсовета ДСО «Локомотив», а потом до 2001 года  работал инструктором в комплексе «Здоровье». В настоящее время Николай Ефимович на заслуженном отдыхе, живет с женой. Имеет двух сыновей, двух внуков, одну внучку, правнука и правнучку.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Н.Е. Беспалов награжден: орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды; медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». После войны получил медаль «Ветеран труда».

Николай Ефимович Беспалов представитель великого поколения – поколения победителей, воплотивших в себе мужество, стойкость и единство нашего народа.

Главная «Живые голоса войны» Николай Ефимович Беспалов

«Живые голоса войны»

Николай Ефимович Беспалов

 

Летчик – истребитель

Появился в небе сталинский сокол!
Бойся, проклятый враг, и трепещи,
Чтоб жизнь сохранить – сдавайся без боя
Или спасенье в бегстве ищи!

 

Беспалов Николай Ефимович родился 22 апреля 1923 года в городе Ахтырка Сумской области. В семье было двое детей: Николай и его старшая сестра. После окончания семи классов в 1938 году Николай Беспалов поступил в Ахтырский техникум механизации сельского хозяйства. С детства юноша мечтал стать моряком и после окончания техникума собирался поступать в морское училище. В 1940 году к ним приехал инструктор из аэроклуба. Он стал агитировать учащихся идти в летчики. Его речь произвела на всех глубокое впечатление, и под ее влиянием Николай решил посвятить себя небу. Прервав учебу в техникуме, по путевке комсомола Николай Беспалов поступил в Сумской аэроклуб, в котором проучился год, после чего был направлен в Конотопскую школу пилотов. А в мае 1941 года Беспалова перевели в Сталинградское военное авиационное училище летчиков. Там его и застала война.

В сентябре 1941 года училище переводят в Кустанай. Хорошо запомнились Николаю Ефимовичу морозы зимы 1942-1943 года, порой температура падала до -40 градусов, многие получили обморожение. После окончания училища в марте 1943 года для прохождения службы Николая направили сначала в 18-й отдельный учебно-тренировочный смешанный авиационный полк, а 20 июня 1943 года в действующую армию - во вторую эскадрилью 814-го истребительного авиационного полка (впоследствии 106-й гвардейский истребительный авиационный полк) в составе Юго-Западного фронта.  Полк на тот момент базировался под Харьковом.

Первый бой Николай принял вместе с товарищем Левой Химушиным во время облета линии фронта под Северным Донцом в июле 1943 года. По пути они встретили «раму» - так летчики называли фашистский самолет разведчик. Николай с товарищем атаковал фашиста, после нескольких залпов самолет противника задымился, и летчики не стали его преследовать. В апреле 1944 года полк, в котором служил Николай Беспалов, перевели в состав 3-го Украинского фронта, а вскоре - 1-го Украинского фронта.

Самым страшным днем войны для Николая стало 22 февраля 1945 года. Эскадрилья пошла на «свободную охоту» - самолеты небольшими группами заходили в тыл противника, летчики самостоятельно искали цель и уничтожали ее. Враг на собственной шкуре испытал, что это значит, когда регулярно откуда ни возьмись около десятка советских самолетов, появлялись на горизонте и атаковали очередную колонну или эшелон. Но в этот день фашисты испортили истребителям все удовольствие… «Взлетели мы, вышли на линию фронта, и вдруг наземная рация передает командиру эскадрильи, что 20 самолётов «Фокивульф-190» идут бомбить сосредоточение наших войск, приготовившихся к переправе», - рассказывает Николай Ефимович. Это было как раз перед Берлинской операцией. Потеря каждого солдата – трагедия для его семьи, но особенно обидно терять людей в последние месяцы, когда до победы остается последний бросок. Летчики решили во что бы то ни стало сорвать замысел гитлеровцев и вшестером атаковали двадцать самолетов противника! Бой был ожесточенным, Николай даже потерял счет времени - не до этого было. Вдруг прямо перед его истребителем «фокель» сделал поворот, подставив в качестве отличной мишени свое брюхо. Такого шанса Коля упустить просто не мог. «Сейчас ты за все ответишь, гад», - подумал он и дал по ненавистному врагу залп! Но наблюдать, как поверженный самолет противника, объятый пламенем, камнем падает на землю не стал, иначе и самому недолго отправиться вслед за ним. Несмотря на более чем трехкратное превосходство гитлеровцев, исход боя решил профессионализм. Каждый советский летчик сбил по одному самолету противника, а командир эскадрильи – два. Оставшиеся тринадцать «фокелей», не желая присоединиться к поверженным, быстро ретировались. Советские истребители в очередной раз оправдали свое почетное имя – сталинские соколы. Победа была одержана без потерь. Воздушный бой проходил над командным пунктом 1-го Украинского фронта, и И.С. Конев стал его свидетелем. Восхищенный мужеством и профессионализмом летчиков-истребителей, он незамедлительно представил каждого к ордену Боевого Красного Знамени! Этот день Николай Ефимович запомнил на всю оставшуюся жизнь.

Вскоре в Германии во время сопровождения наших «илов» произошел случай, который чуть не стоил младшему лейтенанту Беспалову жизни. На вираже он почувствовал сильный удар в затылок. «Что случилось?», - встревожился Николай. Самолет продолжал лететь, значит, никаких неисправностей нет. Оказалось, что снаряд 20-мм автоматической немецкой зенитной пушки «Эрликон», не задев управления, пробил брюхо самолета и разорвался при соприкосновении с заголовником, а тот ударил нашего героя в затылок. Нетрудно представить, что было бы, если бы снаряд прошел хотя бы на несколько сантиметров ближе к летчику!

В составе 1-го Украинского фронта Николай Беспалов участвовал во взятии Берлина. С аэродрома в Коттбусе, располагавшегося в 80 километрах от города, он сопровождал наши бомбардировщики, направляющиеся бомбить город. А 2 мая Николаю вместе с товарищем поручили сопровождать восьмерку «илов». Поднялись в воздух и тут выяснилось, что у Колиного товарища не убирается шасси! Пришлось ему совершать вынужденную посадку, а нашему герою одному охранять бомбардировщики на случай атаки вражеских истребителей. К счастью, полет прошел без происшествий. Хорошо помнит Николай Ефимович, как ему и другим советским летчикам пришлось охотиться за немецким реактивным истребителем! Это была новая разработка гитлеровских инженеров – самолет развивал скорость до 800 км/ч! Наши истребители, чья максимальная скорость не превышала 500 км/ч, просто не могли за ним угнаться! К счастью, такой самолет у фашистов был один. В конце концов, один летчик из соседнего полка сумел сбить «неуловимого аса» Геринга.

Даже после подписания Германией акта о безоговорочной капитуляции боевые действия продолжались: в Праге осталась крупная группировка врага, отказавшаяся принять его условия. Советское командование стало спешно перебрасывать силы под столицу Чехословакии. Николай Беспалов тоже принял участие в этой завершающей на Западе операции. Взлетая с того же аэродрома в Коттбусе, он в течение трех дней сопровождал наши бомбардировщики по направлению к Праге. Силы там скопились немалые: около 900 тысяч человек, 9700 орудий, 1900 танков, 1000 самолётов! После коротких, но кровопролитных боев 12 мая 1945 года столица Чехословакии была полностью освобождена, в плен попали около 860 тыс. фашистов!

Так началась мирная жизнь для Николая Беспалова. За годы Великой Отечественной войны он совершил 135 боевых вылетов, провел 28 воздушных боев, сбил четыре самолета противника! Отважный летчик после Победы продолжил службу в Красной Армии.

15 мая 1945 года начальник штаба полка направляет младшего лейтенанта Беспалова в Дрезден. Тогда еще наш герой не подозревал, что ему предстоит принять участие в Параде Победы! Это выяснилось только по прибытии его вместе с другими красноармейцами в Москву. На плацу пехотного училища имени Верховного Совета СССР около месяца советские воины готовились к параду. А 24 июня в 9 часов утра гордость Красной Армии уже стояла на Красной площади. День был пасмурным, но тучи не смогли испортить солнечного настроения победителей. Николай Ефимович принял участие в параде в составе 1-го Украинского фронта. Этому дню суждено было войти в историю! После Парада Победы Николай Беспалов вернулся в Германию, где в составе группы советских войск пробыл до марта 1953 года.

16 августа 1953 года Николай Ефимович женился. По долгу службы его направляют в город Ленинакан Армянской ССР, где в должности инспектора по технике пилотирования войсковой части он прослужил до августа 1955 года. Демобилизовался Николай Ефимович 31 марта 1958 года в звании гвардии майора.

В июне 1961 года он был назначен заведующим орготделом Чечено-Ингушского автономно-республиканского Совета ДСО «Спартак» в г Грозный. В 1964 году являлся руководителем спортивной делегации в Австрии. В 1965 году семья переезжает в Рязань, где Николай Ефимович занимал должность заместителя председателя городского спорткомитета. С 1980 года в течение  12 лет Н.Е. Беспалов являлся инструктором Рязанского райсовета ДСО «Локомотив», а потом до 2001 года  работал инструктором в комплексе «Здоровье». В настоящее время Николай Ефимович на заслуженном отдыхе, живет с женой. Имеет двух сыновей, двух внуков, одну внучку, правнука и правнучку.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Н.Е. Беспалов награжден: орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды; медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». После войны получил медаль «Ветеран труда».

Николай Ефимович Беспалов представитель великого поколения – поколения победителей, воплотивших в себе мужество, стойкость и единство нашего народа.

Советуем почитать

Полякова, Т.В. Как бы не так : роман / Татьяна Полякова. – Москва : Эксмо, 2022. – 320 с.

Подробнее
Нестерова, Н. Неподходящий жених : рассказы / Наталья Нестерова. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – (Между нами, девочками. Истории Натальи Нестеровой)

Подробнее
Метлицкая, М. Дорога на две улицы / Мария Метлицкая. – Москва : Эксмо, 2021. – 352 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо