rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы
Главная Анонс «…Россию поднял на дыбы…»: Пётр I. Часть 2

Афиша

«…Россию поднял на дыбы…»: Пётр I. Часть 2

«Россию поднял на дыбы...». Часть 2

Правление Петра длилось почти 36 лет. Деяния его грандиозны: регулярная армия, выход к морю, 200 фабрик и заводов в стране, где обрабатывающей промышленности практически не было, образование для дворянской и недворянской молодежи, морская академия, навигацкая и медицинская школы, артиллерийское и инженерное училища, латинские и математические школы, начальные школы в губернских городах, гарнизонные школы для солдатских детей. Бюджет государства вырос в три раза. Были построены новые города, освоены новые земли.

«Но осязательные признаки этого обогащения обнаружились не в подъёме общего уровня народного благосостояния, а в ведомостях казённого дохода, – писал историк Ключевский. – Трудовое поколение, которому достался Пётр, работало не на себя, а на государство, и после усиленной и улучшенной работы ушло едва ли не беднее своих отцов».

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года выразилась в ряде общественных реформ, значительно изменивших древнерусский общественный быт, но не изменивших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра. Хотя в целом русские историки положительно оценивают деятельность Петра I:

  • его реформы «вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития»;
  • «Пётр резко интенсифицировал происходящие в стране процессы, заставил её совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов»;
  •  «даже такое однозначное орудие абсолютистского государства, каким была деспотичная, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса».

Пётр реформировал общественное устройство и управление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами, между походами и военными заботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных усилий и средств, Пётр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий.

Мы обратимся к рассмотрению реформ в такой последовательности:

1) меры относительно сословий;

2) меры относительно управления;

3) военное устройство;

4) меры для развития экономики;

5) меры относительно церковного управления;

6) меры относительно культуры и просвещения.

 

Проведенные Петром Великим меры относительно сословий многим кажутся полной реформой всего общественного строя; на самом же деле Пётр не изменил основного положения сословий в государстве и не снял с них прежних сословных повинностей. Сословные реформы – комплекс преобразований устройства общества, произведённых Петром I с целью повышения эффективности налогообложения, развития промышленности и упорядочивания прав и обязанностей различных категорий населения.

 

Сословные реформы Петра I Великого.

Причины и цели:

Северная война со Швецией стала причиной необходимости мобилизации экономических и человеческих ресурсов. Побывав в Европе во время Великого посольства, Пётр I решился на масштабные преобразования, затронувшие, в том числе, и сложившуюся сословную систему.

Основной целью реформ стало базовое правовое оформление статуса сословий, повышение эффективности сбора налогов, а также определение прав и обязанностей различных слоев населения. При этом царь старался выстроить систему, в которой личные качества означают больше чем благородное происхождение.

Итоги и результаты:

Крестьянство потеряло множество прав в пользу дворян, благородные обязывались нести пожизненную военную или гражданскую службу. Духовенство было ограничено в правах и численности, а горожане поделены на группы и гильдии. На каждое из сословий были возложены обязанности и повинности, в соответствии с уже сложившимися традициями и текущими потребностями государства.

Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах, принятой в 1722 году.

 

Дворяне. Ключевые указы.

1701 – Указ о пожизненной службе – все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.

1704 – Указ о вотчинах – объединение понятий боярской вотчины (земельного надела, переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости).

1714 – Указ о единонаследии – предотвращение множественного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.

1714 – Указ о правилах производства в офицеры – запрещал повышать до офицерского звания дворян, не служивших в лейб-гвардии.

1714 – Указ о необразованных – запрещал жениться детям дворян, не получившим минимальных знаний.

1722 – Табель о рангах – уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство

Сословные преобразования Петра I были направлены на изменение сложившейся организации дворянства. Обязательность службы, получения образования и несение ответственности за сбор налогов с принадлежащих им крепостных – этими нововведениями государь стремился добиться максимальной отдачи от привилегий, которыми одаривал дворян.

Одновременно с этим, понимая, что без вливания свежей крови любой замкнутый класс может выродиться, император узаконил социальный «лифт» – получение дворянства при достижении определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах.

Указ о единонаследии стал стимулом для дворян зарабатывать себе имя и состояние на гражданской или военной службе, при этом император был противником получения офицерских званий или статских чинов по блату.

 

Пётр задался мыслью дать лучшую организацию службе дворян и достиг этого таким образом: он со страшной строгостью привлекал дворян к отбыванию государственной службы и требовал бессрочной службы, пока хватало сил. Дворяне должны были служить в армии и флоте; не более одной трети от каждой «фамилии» допускалось к гражданской службе, которая при Петре обособилась от военной. Подраставших дворян требовали на смотры, которые производил часто сам государь в Москве или Петербурге. На смотрах или определяли в тот или другой род службы, или посылали учиться в русские и заграничные школы. Первоначальное образование сделано было обязательным для всех молодых дворян (по указам 1714 и 1723 гг.). Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочно для того устроенных школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или даже армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином. Так вполне сознательно Пётр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания – родовитости. И это пополнило ряды дворянства новыми дворянскими родами.

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера». Прежние дворянские «чины» были уничтожены (прежде они были сословными группами: дворяне московские, городовые, дети боярские); вместо них появилась лестница служебных чинов (собственно, должностей), определенная известным «Табелем о рангах» 1722 г. Он определял соответствие чинов гражданской и военной службы. Табель о рангах стал возможностью для людей низкого происхождения получить дворянство (или, как тогда говорили, шляхтетство) посредством выслуги лет или за личные достижения на службе.

Табель оказал существенное влияние на общий облик дворянства, численность которого была увеличена и разбавлена свежей кровью людей, получивших право называться благородными на службе отечеству.

Также, Табель определял правила производства в вышестоящие звания, наказания за проступки и отношение к родственникам того или иного чиновника/военного.

Прежде принадлежность к известному чину обусловливалась происхождением человека, при Петре стала обусловливаться личными заслугами. Вне служебных должностей все дворяне слились в одну сплошную массу и получили общее название шляхетства (1712г.).

Табель преследовала своей целью понудить людей к службе. И поэтому в неё была введена чрезвычайно важная мера: согласно ей, человек мог выслужить наследственное дворянство на государственной службе начиная с 8 класса. На протяжении всего XVIII столетия дворянство отчаянно боролось за отмену этого положения, но так сделать ничего и не удалось, государство не пошло на отмену этого петровского положения, хотя в последствии планка была повышена.

 

Духовенство. Ключевые указы

1700 – Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» – Пётр I не желал избрания нового патриарха.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – церковные крестьяне и земли переходят под управление государства.

1711 – Административные дела Церкви переходят к Сенату – снижение независимости духовников от императора и его чиновников.

1716 – Указ об ограничении численности священников и дьяконов – прикрепление служителей к конкретным церквям, в которых штат определяется числом прихожан.

1721 – Издание Духовного Регламента и создание Святейшего Синода – встраивание Церкви в бюрократический механизм государства.

1722 – Создание при Синоде должности обер-прокурора – для надсмотра и соблюдения интересов государя.

1722 – Введение надзорно-охранительной функции церкви – введение обязанности нарушать тайну исповеди во благо интересов царя и государства

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками – ведение отчётности, ограниченное число персонала и т.д.

Больше всего Пётр I питал неприязнь к чёрному монашеству – в его понимании это были люди, уклоняющиеся от службы государству. Ликвидация должности патриарха и учреждение взамен Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства – прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Еще одной из немаловажных причин реформирования церкви была острая необходимость в средствах для ведения войн и развития промышленности, а принадлежащие монастырям земли и крестьяне рассматривались как неэффективно используемый ресурс.

 

Крестьяне. Ключевые указы.

1690 – Разрешение о купле-продаже поместных крестьян – дворяне получили разрешение на продажу за долги или покупку по своему желанию крестьян, проживающих на территории их поместий.

1705 – Регулярный рекрутский набор – податные сословия обязывались поставлять определенное количество рекрутов для армии и флота.

1718–1719 – Повторная перепись населения – в качестве податных записывали и стариков, и младенцев, холопов, поместных и вольных крестьян приписывали там, где их застала перепись. Крестьяне навечно закреплялись (закрепощались) за конкретным помещиком.

1721 – Разрешение покупать крестьян к фабрикам – дворяне и купцы, жаловавшиеся на нехватку рабочих рук, получили право покупать к заводам целые деревни.

1724 – Указ о перемещении крестьян — без письменного разрешения помещика, заверенного подписью местного старосты или воеводы, крестьянам было запрещено удаляться от родной деревни далее, чем на 30 верст.

Крестьяне в эпоху Петра I составляли подавляющую часть населения России – около 95% (3% – горожане, 1-1,5% – дворяне), из них лишь половина была крепостными. По Уложению 1649 года крестьянин был лишен права сходить с земли, но во всём остальном он был совершенно свободным.

Крестьянство при Петре I было разделено на две группы: крепостных и государственных (однодворцы, черносошные крестьяне, татары, население Сибири). Холопы вошли в число крепостных крестьян. Новая категория крестьян приписанные к мануфактурам посессионные крестьяне. Указ 1721 г. разрешал дворянам и купцам-заводчикам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Они были прикреплены к производству. Продать их отдельно от мануфактуры было нельзя.

Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Пётр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и её поверка – «ревизия»: сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать «гулящих» (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название «ревизских душ». Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры.

В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона, по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже при Петре началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Пётр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

Таким образом, при Петре, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином «подданных». Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати, заменявшая древнее прикрепление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца.

Не одни владельческие крестьяне составляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса граждан при Петре существовали:

1) крестьяне чёрные или черносошные, жившие на государственных чёрных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее;

2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии);

3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора государева;

4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра в1721г.; владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) разрешалось покупать деревни и людей к фабрикам;

5) однодворцы – класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские «сказки», платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

 

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам. Царь рассматривал крестьян как бесплатную рабочую силу и именно этот статус последовательно закреплялся юридически. Помещики получили право купли-продажи крестьян, а самим крестьянам запрещалось покидать деревни без письменного разрешения хозяина. Были резко ужесточены меры против беглых крестьян – к 1721 г. штраф за укрывательство беглого вырос в 10 раз.

При Петре широко применялась практика «приписывания» крестьян к фабрикам и мануфактурам указами царя. Но условия работы на фабриках были столь тяжелыми, а крестьяне сбегали с них столь часто, что с 1721 года промышленникам разрешили покупать к заводам целые деревни.

Дополнительной нагрузкой стали многочисленные налоги, общее число которых к 1724 году насчитывалось около 40. Такие жесткие условия сделали крестьянство самым бесправным среди сословий и привели к ряду восстаний.

 

 

 

Городское население (посадские люди). Ключевые указы.

1705 – Введение регулярного рекрутского набора – горожане, среди прочих податных сословий, обязывались поставлять новобранцев для армии и флота.

1708 – Губернская реформа – горожане, наравне с прочими податными сословиями, обязывались размещать у себя приписанные к губернии войсковые части на время постоя.

1721 – издание регламента и учреждение Главного магистрата – разделение городов на разряды, по числу жителей, а населения (посадских людей) на категории, группы и гильдии

1722 – учреждение ремесленных цехов – разрозненных мелких ремесленников объединяли в цеха для сбора дополнительных налогов.

 

Руководствуясь западноевропейскими формами городского устройства, Пётр в начале 1720г. учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных (подлых).

Издание регламента Главного Магистрата разделило горожан на две категории:

неподатные – дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, и прочие не платившие налоги государству

податные – те, кто облагался налогом, делились на две группы:

  • регулярные (участвующие в жизни города) и разделённые на две гильдии

граждане первой гильдии – крупные купцы, ростовщики, серебряники, золотари, иконники, живописцы, аптекари, доктора и т.д.;

граждане второй гильдии – мелкие торговцы, ремесленники;

  • подлые – чернорабочие, наймиты, поденщики, не участвующие в городском самоуправлении.

Город платил большие налоги и нёс тяжелые обязанности: старые налоги (стрелецкие деньги, ямские деньги и т.п.); новые налоги (драгунские деньги, корабельные, рекрутские и т.п.); «запросные сборы»; мобилизация на работы и службы в казённых и городских структурах, а также обеспечение проживания прикреплённых к губерниям воинских частей.

Городское сословие, состоявшее в XVII в. из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей), было замкнуто лишь в половине XVII в. и было ничтожно своей численностью и промышленной деятельностью. Пётр же в городском торгово-промышленном классе видел главный фактор народного богатства. В глазах Петра к такому поднятию должна была вести и правильная организация городского сословия, которая позволила бы городам преуспевать в торговле и промышленности.

Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только «числились в гражданстве!» и не участвовали в городском самоуправлении.

Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Её избирали из своей среды только регулярные, граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов; в его руках находилась большая власть. Под ведением магистрата было цеховое управление: во главе каждого ремесленного цеха стоял старшина (альдерман), выбранный из мастеров; на его руках было управление цеховыми делами. Название мастера-ремесленника нужно было сдавать экзамен; без экзамена нельзя было открыть никакого производства.

Дав городскому сословию стройную организацию, Пётр не только оставил ему все старые льготы, какими пользовались горожане до него, но подал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 г. Петр снял с горожан и личную службу по казенным надобностям; наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Таким образом, Пётр создал городскому сословию довольно привилегированное положение. Он внёс в городской быт совершенно новую организацию. Благосклонное отношение правительства к горожанам заметно и в XVII в., особенно во второй его половине.

 

 

 

Реформы государственного устройства

Основными причинами масштабных преобразований государственного устройства, проводимых Петром I на протяжении всего времени царствования, являлись:

  • неспособность существующих административных органов слаженно управлять большим государством,
  • необходимость кардинального форматирования существующей армии для главной цели всей его жизни – завоевания морских берегов и строительства флота,
  • острая нехватка финансовых и человеческих ресурсов для совершения технологического и производственного развития государства,
  • стремление Петра I к изменению культурного облика Русского царства в сторону европеизации.
  • против проводимой Петром I политики выступало как население, так и часть купечества — прокатившиеся в 1704-1711 года бунты подтолкнули царя к выстраиванию более жесткого государственного аппарата.

 

Реформы центрального управления Петра I.

В начале правления Петра Алексеевича ещё некоторое время сохранялись Боярская дума и приказы. Но медлительность и нерешительность (боязнь ответственности) бояр бесили его, и он вообще перестал с ними советоваться, передавая важнейшие государственные дела в консилию (совет) министров, созданную в 1701 году. На время отлучек Петра в ней была сосредоточена вся полнота власти. Думу царь, правда, не распустил, она исчезла сама собой, т.к. были прекращены пожалования в думные чины, постепенно старые бояре, окольничьи и думные дворяне отошли в мир иной, а новые не появились. Последние упоминания о заседаниях Думы относятся к 1704 году.

В консилии был установлен режим работы, каждый её член имел чёткий круг обязанностей, была заведена регистрация бумаг (жалоб, прошений, проектов и т.д.), появилась отчётность, велись протоколы заседаний.

В 1711 году на смену консилии министров пришёл Сенат. Уходя в Прутский поход, Пётр наметил целую программу его деятельности: поддержание торговли, обеспечение государственных доходов, контроль за правосудием и набором дворян в офицеры. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь в случае общего согласия. В Сенат входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

Функции Сената:

  •  разрабатывание законов;
  •  контроль финансов;
  •  контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Незадолго до окончания Северной войны Пётр решил преодолеть неразбериху, царившую в приказных делах. Дела затягивались на бесконечный срок, а найти ответственных порой было просто невозможно. В 1718 г. на смену приказам пришли коллегии.

Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Сначала коллегий было девять, потом – двенадцать. Три из них, ведавшие внешней политикой, армией и военно-морскими делами, именовались первейшими. Президентом Иностранной коллегии был назначен канцлер Г.И. Головкин, Военной – А.Д. Меншиков, Адмиралтейской – адмирал Ф.М. Апраксин.

Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия собирала налоги, Штатс-коллегия производила расходы, а Ревизион-коллегия контролировала работу первых двух. Ещё три коллегии ведали торгово-промышленными делами: Коммерц-коллегия занималась торговлей, Берг-коллегия горнодобывающей и металлургической, Мануфактур-коллегия – лёгкой промышленностью.

Поземельными отношениями (спорами о границах владений, наследованием имений) занималась Вотчинная коллегия, городами управлял Главный магистрат.

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

С 1707–1710 гг. началось проведение реформы местного самоуправления. Были упразднены прежние территориальные приказы и созданы восемь губерний: Московская, Смоленская, Киевская, Астраханская, Ингерманландская, Нижегородская, Казанская и Сибирская, во главе которых стояли губернаторы. Для более удобного и тщательного контроля положения дел на местах царь учредил губернское деление в России. В 1708 году страна была поделена на 8 губерний, которые делились на 50 провинций, а те – на уезды.

Читать далее

Главная Анонс «…Россию поднял на дыбы…»: Пётр I. Часть 2

Афиша

«…Россию поднял на дыбы…»: Пётр I. Часть 2

«Россию поднял на дыбы...». Часть 2

Правление Петра длилось почти 36 лет. Деяния его грандиозны: регулярная армия, выход к морю, 200 фабрик и заводов в стране, где обрабатывающей промышленности практически не было, образование для дворянской и недворянской молодежи, морская академия, навигацкая и медицинская школы, артиллерийское и инженерное училища, латинские и математические школы, начальные школы в губернских городах, гарнизонные школы для солдатских детей. Бюджет государства вырос в три раза. Были построены новые города, освоены новые земли.

«Но осязательные признаки этого обогащения обнаружились не в подъёме общего уровня народного благосостояния, а в ведомостях казённого дохода, – писал историк Ключевский. – Трудовое поколение, которому достался Пётр, работало не на себя, а на государство, и после усиленной и улучшенной работы ушло едва ли не беднее своих отцов».

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года выразилась в ряде общественных реформ, значительно изменивших древнерусский общественный быт, но не изменивших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра. Хотя в целом русские историки положительно оценивают деятельность Петра I:

  • его реформы «вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития»;
  • «Пётр резко интенсифицировал происходящие в стране процессы, заставил её совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов»;
  •  «даже такое однозначное орудие абсолютистского государства, каким была деспотичная, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса».

Пётр реформировал общественное устройство и управление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами, между походами и военными заботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных усилий и средств, Пётр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий.

Мы обратимся к рассмотрению реформ в такой последовательности:

1) меры относительно сословий;

2) меры относительно управления;

3) военное устройство;

4) меры для развития экономики;

5) меры относительно церковного управления;

6) меры относительно культуры и просвещения.

 

Проведенные Петром Великим меры относительно сословий многим кажутся полной реформой всего общественного строя; на самом же деле Пётр не изменил основного положения сословий в государстве и не снял с них прежних сословных повинностей. Сословные реформы – комплекс преобразований устройства общества, произведённых Петром I с целью повышения эффективности налогообложения, развития промышленности и упорядочивания прав и обязанностей различных категорий населения.

 

Сословные реформы Петра I Великого.

Причины и цели:

Северная война со Швецией стала причиной необходимости мобилизации экономических и человеческих ресурсов. Побывав в Европе во время Великого посольства, Пётр I решился на масштабные преобразования, затронувшие, в том числе, и сложившуюся сословную систему.

Основной целью реформ стало базовое правовое оформление статуса сословий, повышение эффективности сбора налогов, а также определение прав и обязанностей различных слоев населения. При этом царь старался выстроить систему, в которой личные качества означают больше чем благородное происхождение.

Итоги и результаты:

Крестьянство потеряло множество прав в пользу дворян, благородные обязывались нести пожизненную военную или гражданскую службу. Духовенство было ограничено в правах и численности, а горожане поделены на группы и гильдии. На каждое из сословий были возложены обязанности и повинности, в соответствии с уже сложившимися традициями и текущими потребностями государства.

Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах, принятой в 1722 году.

 

Дворяне. Ключевые указы.

1701 – Указ о пожизненной службе – все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.

1704 – Указ о вотчинах – объединение понятий боярской вотчины (земельного надела, переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости).

1714 – Указ о единонаследии – предотвращение множественного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.

1714 – Указ о правилах производства в офицеры – запрещал повышать до офицерского звания дворян, не служивших в лейб-гвардии.

1714 – Указ о необразованных – запрещал жениться детям дворян, не получившим минимальных знаний.

1722 – Табель о рангах – уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство

Сословные преобразования Петра I были направлены на изменение сложившейся организации дворянства. Обязательность службы, получения образования и несение ответственности за сбор налогов с принадлежащих им крепостных – этими нововведениями государь стремился добиться максимальной отдачи от привилегий, которыми одаривал дворян.

Одновременно с этим, понимая, что без вливания свежей крови любой замкнутый класс может выродиться, император узаконил социальный «лифт» – получение дворянства при достижении определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах.

Указ о единонаследии стал стимулом для дворян зарабатывать себе имя и состояние на гражданской или военной службе, при этом император был противником получения офицерских званий или статских чинов по блату.

 

Пётр задался мыслью дать лучшую организацию службе дворян и достиг этого таким образом: он со страшной строгостью привлекал дворян к отбыванию государственной службы и требовал бессрочной службы, пока хватало сил. Дворяне должны были служить в армии и флоте; не более одной трети от каждой «фамилии» допускалось к гражданской службе, которая при Петре обособилась от военной. Подраставших дворян требовали на смотры, которые производил часто сам государь в Москве или Петербурге. На смотрах или определяли в тот или другой род службы, или посылали учиться в русские и заграничные школы. Первоначальное образование сделано было обязательным для всех молодых дворян (по указам 1714 и 1723 гг.). Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочно для того устроенных школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или даже армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином. Так вполне сознательно Пётр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания – родовитости. И это пополнило ряды дворянства новыми дворянскими родами.

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера». Прежние дворянские «чины» были уничтожены (прежде они были сословными группами: дворяне московские, городовые, дети боярские); вместо них появилась лестница служебных чинов (собственно, должностей), определенная известным «Табелем о рангах» 1722 г. Он определял соответствие чинов гражданской и военной службы. Табель о рангах стал возможностью для людей низкого происхождения получить дворянство (или, как тогда говорили, шляхтетство) посредством выслуги лет или за личные достижения на службе.

Табель оказал существенное влияние на общий облик дворянства, численность которого была увеличена и разбавлена свежей кровью людей, получивших право называться благородными на службе отечеству.

Также, Табель определял правила производства в вышестоящие звания, наказания за проступки и отношение к родственникам того или иного чиновника/военного.

Прежде принадлежность к известному чину обусловливалась происхождением человека, при Петре стала обусловливаться личными заслугами. Вне служебных должностей все дворяне слились в одну сплошную массу и получили общее название шляхетства (1712г.).

Табель преследовала своей целью понудить людей к службе. И поэтому в неё была введена чрезвычайно важная мера: согласно ей, человек мог выслужить наследственное дворянство на государственной службе начиная с 8 класса. На протяжении всего XVIII столетия дворянство отчаянно боролось за отмену этого положения, но так сделать ничего и не удалось, государство не пошло на отмену этого петровского положения, хотя в последствии планка была повышена.

 

Духовенство. Ключевые указы

1700 – Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» – Пётр I не желал избрания нового патриарха.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – церковные крестьяне и земли переходят под управление государства.

1711 – Административные дела Церкви переходят к Сенату – снижение независимости духовников от императора и его чиновников.

1716 – Указ об ограничении численности священников и дьяконов – прикрепление служителей к конкретным церквям, в которых штат определяется числом прихожан.

1721 – Издание Духовного Регламента и создание Святейшего Синода – встраивание Церкви в бюрократический механизм государства.

1722 – Создание при Синоде должности обер-прокурора – для надсмотра и соблюдения интересов государя.

1722 – Введение надзорно-охранительной функции церкви – введение обязанности нарушать тайну исповеди во благо интересов царя и государства

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками – ведение отчётности, ограниченное число персонала и т.д.

Больше всего Пётр I питал неприязнь к чёрному монашеству – в его понимании это были люди, уклоняющиеся от службы государству. Ликвидация должности патриарха и учреждение взамен Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства – прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Еще одной из немаловажных причин реформирования церкви была острая необходимость в средствах для ведения войн и развития промышленности, а принадлежащие монастырям земли и крестьяне рассматривались как неэффективно используемый ресурс.

 

Крестьяне. Ключевые указы.

1690 – Разрешение о купле-продаже поместных крестьян – дворяне получили разрешение на продажу за долги или покупку по своему желанию крестьян, проживающих на территории их поместий.

1705 – Регулярный рекрутский набор – податные сословия обязывались поставлять определенное количество рекрутов для армии и флота.

1718–1719 – Повторная перепись населения – в качестве податных записывали и стариков, и младенцев, холопов, поместных и вольных крестьян приписывали там, где их застала перепись. Крестьяне навечно закреплялись (закрепощались) за конкретным помещиком.

1721 – Разрешение покупать крестьян к фабрикам – дворяне и купцы, жаловавшиеся на нехватку рабочих рук, получили право покупать к заводам целые деревни.

1724 – Указ о перемещении крестьян — без письменного разрешения помещика, заверенного подписью местного старосты или воеводы, крестьянам было запрещено удаляться от родной деревни далее, чем на 30 верст.

Крестьяне в эпоху Петра I составляли подавляющую часть населения России – около 95% (3% – горожане, 1-1,5% – дворяне), из них лишь половина была крепостными. По Уложению 1649 года крестьянин был лишен права сходить с земли, но во всём остальном он был совершенно свободным.

Крестьянство при Петре I было разделено на две группы: крепостных и государственных (однодворцы, черносошные крестьяне, татары, население Сибири). Холопы вошли в число крепостных крестьян. Новая категория крестьян приписанные к мануфактурам посессионные крестьяне. Указ 1721 г. разрешал дворянам и купцам-заводчикам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Они были прикреплены к производству. Продать их отдельно от мануфактуры было нельзя.

Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Пётр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и её поверка – «ревизия»: сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать «гулящих» (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название «ревизских душ». Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры.

В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона, по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже при Петре началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Пётр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

Таким образом, при Петре, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином «подданных». Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати, заменявшая древнее прикрепление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца.

Не одни владельческие крестьяне составляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса граждан при Петре существовали:

1) крестьяне чёрные или черносошные, жившие на государственных чёрных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее;

2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии);

3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора государева;

4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра в1721г.; владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) разрешалось покупать деревни и людей к фабрикам;

5) однодворцы – класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские «сказки», платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

 

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам. Царь рассматривал крестьян как бесплатную рабочую силу и именно этот статус последовательно закреплялся юридически. Помещики получили право купли-продажи крестьян, а самим крестьянам запрещалось покидать деревни без письменного разрешения хозяина. Были резко ужесточены меры против беглых крестьян – к 1721 г. штраф за укрывательство беглого вырос в 10 раз.

При Петре широко применялась практика «приписывания» крестьян к фабрикам и мануфактурам указами царя. Но условия работы на фабриках были столь тяжелыми, а крестьяне сбегали с них столь часто, что с 1721 года промышленникам разрешили покупать к заводам целые деревни.

Дополнительной нагрузкой стали многочисленные налоги, общее число которых к 1724 году насчитывалось около 40. Такие жесткие условия сделали крестьянство самым бесправным среди сословий и привели к ряду восстаний.

 

 

 

Городское население (посадские люди). Ключевые указы.

1705 – Введение регулярного рекрутского набора – горожане, среди прочих податных сословий, обязывались поставлять новобранцев для армии и флота.

1708 – Губернская реформа – горожане, наравне с прочими податными сословиями, обязывались размещать у себя приписанные к губернии войсковые части на время постоя.

1721 – издание регламента и учреждение Главного магистрата – разделение городов на разряды, по числу жителей, а населения (посадских людей) на категории, группы и гильдии

1722 – учреждение ремесленных цехов – разрозненных мелких ремесленников объединяли в цеха для сбора дополнительных налогов.

 

Руководствуясь западноевропейскими формами городского устройства, Пётр в начале 1720г. учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных (подлых).

Издание регламента Главного Магистрата разделило горожан на две категории:

неподатные – дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, и прочие не платившие налоги государству

податные – те, кто облагался налогом, делились на две группы:

  • регулярные (участвующие в жизни города) и разделённые на две гильдии

граждане первой гильдии – крупные купцы, ростовщики, серебряники, золотари, иконники, живописцы, аптекари, доктора и т.д.;

граждане второй гильдии – мелкие торговцы, ремесленники;

  • подлые – чернорабочие, наймиты, поденщики, не участвующие в городском самоуправлении.

Город платил большие налоги и нёс тяжелые обязанности: старые налоги (стрелецкие деньги, ямские деньги и т.п.); новые налоги (драгунские деньги, корабельные, рекрутские и т.п.); «запросные сборы»; мобилизация на работы и службы в казённых и городских структурах, а также обеспечение проживания прикреплённых к губерниям воинских частей.

Городское сословие, состоявшее в XVII в. из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей), было замкнуто лишь в половине XVII в. и было ничтожно своей численностью и промышленной деятельностью. Пётр же в городском торгово-промышленном классе видел главный фактор народного богатства. В глазах Петра к такому поднятию должна была вести и правильная организация городского сословия, которая позволила бы городам преуспевать в торговле и промышленности.

Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только «числились в гражданстве!» и не участвовали в городском самоуправлении.

Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Её избирали из своей среды только регулярные, граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов; в его руках находилась большая власть. Под ведением магистрата было цеховое управление: во главе каждого ремесленного цеха стоял старшина (альдерман), выбранный из мастеров; на его руках было управление цеховыми делами. Название мастера-ремесленника нужно было сдавать экзамен; без экзамена нельзя было открыть никакого производства.

Дав городскому сословию стройную организацию, Пётр не только оставил ему все старые льготы, какими пользовались горожане до него, но подал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 г. Петр снял с горожан и личную службу по казенным надобностям; наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Таким образом, Пётр создал городскому сословию довольно привилегированное положение. Он внёс в городской быт совершенно новую организацию. Благосклонное отношение правительства к горожанам заметно и в XVII в., особенно во второй его половине.

 

 

 

Реформы государственного устройства

Основными причинами масштабных преобразований государственного устройства, проводимых Петром I на протяжении всего времени царствования, являлись:

  • неспособность существующих административных органов слаженно управлять большим государством,
  • необходимость кардинального форматирования существующей армии для главной цели всей его жизни – завоевания морских берегов и строительства флота,
  • острая нехватка финансовых и человеческих ресурсов для совершения технологического и производственного развития государства,
  • стремление Петра I к изменению культурного облика Русского царства в сторону европеизации.
  • против проводимой Петром I политики выступало как население, так и часть купечества — прокатившиеся в 1704-1711 года бунты подтолкнули царя к выстраиванию более жесткого государственного аппарата.

 

Реформы центрального управления Петра I.

В начале правления Петра Алексеевича ещё некоторое время сохранялись Боярская дума и приказы. Но медлительность и нерешительность (боязнь ответственности) бояр бесили его, и он вообще перестал с ними советоваться, передавая важнейшие государственные дела в консилию (совет) министров, созданную в 1701 году. На время отлучек Петра в ней была сосредоточена вся полнота власти. Думу царь, правда, не распустил, она исчезла сама собой, т.к. были прекращены пожалования в думные чины, постепенно старые бояре, окольничьи и думные дворяне отошли в мир иной, а новые не появились. Последние упоминания о заседаниях Думы относятся к 1704 году.

В консилии был установлен режим работы, каждый её член имел чёткий круг обязанностей, была заведена регистрация бумаг (жалоб, прошений, проектов и т.д.), появилась отчётность, велись протоколы заседаний.

В 1711 году на смену консилии министров пришёл Сенат. Уходя в Прутский поход, Пётр наметил целую программу его деятельности: поддержание торговли, обеспечение государственных доходов, контроль за правосудием и набором дворян в офицеры. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь в случае общего согласия. В Сенат входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

Функции Сената:

  •  разрабатывание законов;
  •  контроль финансов;
  •  контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Незадолго до окончания Северной войны Пётр решил преодолеть неразбериху, царившую в приказных делах. Дела затягивались на бесконечный срок, а найти ответственных порой было просто невозможно. В 1718 г. на смену приказам пришли коллегии.

Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Сначала коллегий было девять, потом – двенадцать. Три из них, ведавшие внешней политикой, армией и военно-морскими делами, именовались первейшими. Президентом Иностранной коллегии был назначен канцлер Г.И. Головкин, Военной – А.Д. Меншиков, Адмиралтейской – адмирал Ф.М. Апраксин.

Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия собирала налоги, Штатс-коллегия производила расходы, а Ревизион-коллегия контролировала работу первых двух. Ещё три коллегии ведали торгово-промышленными делами: Коммерц-коллегия занималась торговлей, Берг-коллегия горнодобывающей и металлургической, Мануфактур-коллегия – лёгкой промышленностью.

Поземельными отношениями (спорами о границах владений, наследованием имений) занималась Вотчинная коллегия, городами управлял Главный магистрат.

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

С 1707–1710 гг. началось проведение реформы местного самоуправления. Были упразднены прежние территориальные приказы и созданы восемь губерний: Московская, Смоленская, Киевская, Астраханская, Ингерманландская, Нижегородская, Казанская и Сибирская, во главе которых стояли губернаторы. Для более удобного и тщательного контроля положения дел на местах царь учредил губернское деление в России. В 1708 году страна была поделена на 8 губерний, которые делились на 50 провинций, а те – на уезды.

Читать далее

Советуем почитать

Полякова, Т.В. Как бы не так : роман / Татьяна Полякова. – Москва : Эксмо, 2022. – 320 с.

Подробнее
Нестерова, Н. Неподходящий жених : рассказы / Наталья Нестерова. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – (Между нами, девочками. Истории Натальи Нестеровой)

Подробнее
Метлицкая, М. Дорога на две улицы / Мария Метлицкая. – Москва : Эксмо, 2021. – 352 с.

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо