rosbds@ryazan.gov.ru тел. (4912) 96-61-40,
факс (4912) 76-14-63
390005, г. Рязань, ул. Татарская, д. 29/44 Контакты, схема проезда и режим работы

Советы родителям

Одевание

...Эта девочка, появившись впервые в детском саду, поразила многих: такой модницы ребята еще не видели. Красивая в складку юбочка, кружевная блузка со множеством мелких пуговок, прозрачные ленты в тонких косичках, лаковые туфельки. Воспитатели ахали, а нянечки всплескивали руками.

Через несколько дней мама пришла проведать дочку. В беседе воспитательница посетовала, что девочка практически не умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время еды и на прогулке. Но особенно много хлопот доставляет воспитателям одежда девочки: она мало пригодна для обучения самообслуживанию. Ребенок, чтобы справиться с кружевами и складочками, постоянно нуждается в помощи взрослых, отстает от других детей, нервничает. «Вы считаете, если ребенок не видит, его можно одевать как попало? ─ обиделась мама. ─ Мою дочь и так обделила судьба, и я не хочу, чтобы она была обделена еще чем-то. В детском саду достаточно обслуживающего персонала, чтобы следить за ребенком...»

Комментарии тифлопедагога:

К сожалению, это весьма распространенная позиция родителей. С одной стороны, свои представления о престиже, моде, красоте они стараются перенести в жизненную сферу ребенка, а с другой, и это особенно важно, пытаются скомпенсировать «ущербность» ребенка, его «несчастье», буквально засыпая малыша дорогой одеждой, редкими игрушками, сладостями и пр. Ничего, кроме негативных последствий, от подобной позиции ожидать не приходится. Но главное в нашей теме разговора в том, что, наряжая дочь, ее мама абсолютно не учитывала, что ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:

Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь ─ для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно).

Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.).

Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится ─ ведь вполне вероятно, что ребенок в ней может упасть в лужу).

Обратите особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.

Сможет ли ваш ребенок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.

Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.

У него может быть особое, порой отличное от вашего, представление о красоте. Так, симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть не принята вашим ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

Вопрос мамы: «У меня пока еще очень маленький ребенок ─ ему всего год. Конечно, я все делаю сама: одеваю и раздеваю. С какого возраста можно начать учить его самостоятельности?»

Консультация тифлопедагога:

Ваш ребенок уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может вам помочь. Например, вы можете его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: «Наденем колготки, а кофточку снимем...».

Вопрос мамы: «Я стараюсь, чтобы мой сын одевался самостоятельно. Но у него ничего не получается. Легче все сделать самой, чем испытывать муки, видя его беспомощность».

Консультация тифлопедагога:

Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей ─ помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.

Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула.

Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.

Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.

Вопрос родителей: «У нас дочка одевается сама, но как… Платье наизнанку, колготки задом наперед».

Рекомендации тифлопедагога:

Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на «плечиках». Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные родители советуют пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов). Такая метка должна быть хорошо усвоена ребенком и зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Постепенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

Чтобы ребенок не путался в одежде, выработайте у него определенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды. Например: «найди у свитера переднюю сторону, разложи его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найди самое большое отверстие и просунь в него голову, найди отверстие для головы ─ это горловина свитера, затем просунь руки в рукава, расправь надетый свитер».

Вопрос мамы: «Самое трудное для моего незрячего сынишки ─ застежки на одежде и обуви. Из-за них и простывает часто ─ ходит расстегнутым, и вид неопрятный...».

Совет тифлопедагога:

Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит ее собрать, так как детали ─ голова, лапки, ушки, хвостик ─ пристегиваются к туловищу игрушки пуговками.

Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр.

Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

Вопрос родителей: «Наш слабовидящий сын, как мы ни стараемся, выглядит неряшливо, неаккуратно. Как приучить ребенка к порядку и одежде, к опрятности?».

Рекомендации тифлопедагога:

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.

Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и в школе.

Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: «застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он» и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

Советы родителям

Одевание

...Эта девочка, появившись впервые в детском саду, поразила многих: такой модницы ребята еще не видели. Красивая в складку юбочка, кружевная блузка со множеством мелких пуговок, прозрачные ленты в тонких косичках, лаковые туфельки. Воспитатели ахали, а нянечки всплескивали руками.

Через несколько дней мама пришла проведать дочку. В беседе воспитательница посетовала, что девочка практически не умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время еды и на прогулке. Но особенно много хлопот доставляет воспитателям одежда девочки: она мало пригодна для обучения самообслуживанию. Ребенок, чтобы справиться с кружевами и складочками, постоянно нуждается в помощи взрослых, отстает от других детей, нервничает. «Вы считаете, если ребенок не видит, его можно одевать как попало? ─ обиделась мама. ─ Мою дочь и так обделила судьба, и я не хочу, чтобы она была обделена еще чем-то. В детском саду достаточно обслуживающего персонала, чтобы следить за ребенком...»

Комментарии тифлопедагога:

К сожалению, это весьма распространенная позиция родителей. С одной стороны, свои представления о престиже, моде, красоте они стараются перенести в жизненную сферу ребенка, а с другой, и это особенно важно, пытаются скомпенсировать «ущербность» ребенка, его «несчастье», буквально засыпая малыша дорогой одеждой, редкими игрушками, сладостями и пр. Ничего, кроме негативных последствий, от подобной позиции ожидать не приходится. Но главное в нашей теме разговора в том, что, наряжая дочь, ее мама абсолютно не учитывала, что ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:

Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь ─ для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно).

Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.).

Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится ─ ведь вполне вероятно, что ребенок в ней может упасть в лужу).

Обратите особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.

Сможет ли ваш ребенок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.

Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.

У него может быть особое, порой отличное от вашего, представление о красоте. Так, симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть не принята вашим ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

Вопрос мамы: «У меня пока еще очень маленький ребенок ─ ему всего год. Конечно, я все делаю сама: одеваю и раздеваю. С какого возраста можно начать учить его самостоятельности?»

Консультация тифлопедагога:

Ваш ребенок уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может вам помочь. Например, вы можете его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: «Наденем колготки, а кофточку снимем...».

Вопрос мамы: «Я стараюсь, чтобы мой сын одевался самостоятельно. Но у него ничего не получается. Легче все сделать самой, чем испытывать муки, видя его беспомощность».

Консультация тифлопедагога:

Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей ─ помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.

Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула.

Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.

Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.

Вопрос родителей: «У нас дочка одевается сама, но как… Платье наизнанку, колготки задом наперед».

Рекомендации тифлопедагога:

Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на «плечиках». Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные родители советуют пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов). Такая метка должна быть хорошо усвоена ребенком и зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Постепенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

Чтобы ребенок не путался в одежде, выработайте у него определенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды. Например: «найди у свитера переднюю сторону, разложи его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найди самое большое отверстие и просунь в него голову, найди отверстие для головы ─ это горловина свитера, затем просунь руки в рукава, расправь надетый свитер».

Вопрос мамы: «Самое трудное для моего незрячего сынишки ─ застежки на одежде и обуви. Из-за них и простывает часто ─ ходит расстегнутым, и вид неопрятный...».

Совет тифлопедагога:

Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит ее собрать, так как детали ─ голова, лапки, ушки, хвостик ─ пристегиваются к туловищу игрушки пуговками.

Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр.

Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

Вопрос родителей: «Наш слабовидящий сын, как мы ни стараемся, выглядит неряшливо, неаккуратно. Как приучить ребенка к порядку и одежде, к опрятности?».

Рекомендации тифлопедагога:

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.

Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и в школе.

Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: «застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он» и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

Советуем почитать

Прозоров А. Любовь, опрокинувшая троны / Александр Прозоров. – Москва: Издательство «Э», 2017. - 480 с. – (Ожившие предания. Романы А. Прозорова).

Подробнее
Берсенева А. Кристалл Авроры: роман / Анна Берсенева. – Москва: Издательство «Э», 2018. – 320 с.

Подробнее
Данилова А. Любовь насмерть: роман/ Анна Данилова. – Москва: Эксмо, 2018. - 320 с. – (Эффект мотылька. Детективы Анны Даниловой).

Подробнее
Данный сайт использует cookie-файлы для хранения информации на персональном компьютере пользователя. Некоторые из этих фалов необходимы для работы нашего сайта; другие помогают улучшить пользовательский интерфейс.Пользование сайтом означает согласие на хранение cookie-файлов. Политика конфиденциальности
Хорошо